СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час. "Эмоции в нашей жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Такая форма сотрудничества помогает ученикам и педагогам создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи,доверия,доброжелательного и открытого отношения детей друг к другу и с учителем,облегчая процесс совместного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Классный час. "Эмоции в нашей жизни"»

Классный час. «Эмоции в нашей жизни.»

Цель: 

1.Формировать понятие об эмоциях и их влиянии на психическое здоровье человека.

2.Учить, осознано относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению. 3.Обогатить эмоциональную сферу позитивными переживаниями.

4. Развитие навыков адекватного поведения в эмоциональных и стрессовых ситуациях.

5. Воспитание культуры поведения и общения в коллективе.

Задачи: 
развитие мотивации к самовыражению, самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию личности;
повышение уровня коллективизма путем вовлечения в парную и групповую работу.

Оборудование: Пиктограммы эмоции, кружки разных цветов, карточки со словами (ступеньки), изображение домика, солнышка и тучи, презентация «Мир наших эмоций».

Ход занятия:

1.Приветствие.

-Что мы пожелали друг другу? (Здоровья)

Чтобы жить долго и счастливо, человеку необходимо здоровье.

- Какие компоненты здоровья вы знаете? (Чистота, соблюдение режима дня, закаливание, отказ от вредных привычек, движение, сбалансированное питание, одежда по погоде)

Есть еще один важный компонент, о котором мы сегодня поговорим на классном часе. Представьте, что это лица людей. (....)

-Что вы в них заметили?

-От чего зависит выражение лица? (От чувств, которые человек испытывает.) Чувства по-другому называют эмоциями. В словаре Сергея Ивановича Ожегова сказано «Эмоция-чувство, душевное переживание». (Эмоции – это выражение своего отношения к окружающему миру, людям, событиям.)

-Какие чувства мог бы испытывать каждый из этих людей? (Радость, горе, страх, скуку.)

-А ещё, какие чувства способен испытывать человек?(...)

В течение всей жизни человек познает мир, познает самого себя. Познавая себя, каждый из нас становится сильнее, потому что учится контролировать и оценивать свое поведение, осознавать причины возникновения трудностей в учебе и общении со сверстниками и взрослыми.

От эмоций зависит наше ... (настроение).

Настроение - душевное состояние человека.

- Как вы думаете, может ли настроение являться компонентом здоровья? (Да)

Наш классный час мы посвятим разговору об эмоциях и проследим связь между эмоциями и здоровьем.

Слово настроение мы обычно, сочетаем с какими словами? (Хорошее, плохое)

-А еще, какое бывает настроение? (Никакое). Да, так можно сказать, когда человек безразличен ко всему. Но о настроении можно сказать, что оно... (прекрасное, великолепное, замечательное, отличное)

Ребята перед вами лежат кружки разных цветов, какого цвета хорошее настроение поднимите кружки таких цветов, которые по вашему соответствуют хорошему настроению. Да хорошее настроение оно светлое, яркое. В каких случаях у вас бывает прекрасное настроение? (При хорошем самочувствии, хороших отметках и т.д.)

Какие ощущения вы испытываете в этот момент? (Чувство легкости, все кажется прекрасным, интересным).

А попробуйте выбрать цвета соответствующие плохому настроению. Да плохое настроение темное, мрачное. Таким оно бывает, когда не выспишься, получишь плохие отметки, плохо себя чувствуешь. В этот момент никого не хочется видеть, ничего не хочется делать.

2. Беседа.
Окружающий мир и самого себя человек познает с помощью чувств. Чувства и эмоции – это отношение человека ко всему происходящему в жизни. Они помогают лучше понять окружающих, разобраться в себе. Если выражение лица быстро меняется – это эмоция. А если лицо медленно меняет выражение и сохраняет его надолго, то это чувство. Зачастую эмоция – это переживание какого-либо чувства. «Я боюсь этого человека» - это чувство, «Мне страшно» - это эмоция.
(На доске появляются определения понятий «чувство», «эмоция»).
Эти понятия очень близки по смыслу. Можно говорить «чувство радости» и «эмоция радости». Разница состоит в длительности протекания процесса.
Чувства, в переводе с английского (sentiments) – это устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Формируются они в ходе развития и воспитания человека. В чувствах отражается значение важных для человека событий, происшествий, каких-нибудь явлений, потребностей…
А реакция человека на различные воздействия проявляется в виде эмоций. Это могут быть эмоции возбуждения и спокойствия, удовольствия и неудовольствия, радости и злости и многие другие.
Положительные эмоции, такие как любовь, признательность, понимание, восхищение дарят человеку радость и здоровье. А отрицательные эмоции в виде проявлений гнева, ненависти, обиды, страдания приносят человеку душевную боль.
3. Игра «Угадай эмоцию». 
Детям раздаются маски с изображением различных эмоций. К игре читаются стихи. Отгадавший эмоцию ребенок надевает маску и выходит к доске.
О чем грустят корабли
От суши вдалеке?
Грустят, грустят кораблики
О мели на реке,
Где можно на минуточку 
Присесть и отдохнуть
И где совсем ничуточки
Не страшно утонуть.
(Грусть)
Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик, 
Коле отдал обезьянку,
Мишку, Зайца и собачек.
Шапку, варежки и шарф
Подарил я Гале…
(Доброта)
На окошко села птица,
Клюв у этой птицы острый,
Встрепанные перья.
Где же мама? Где же сестры?
Вот пропал теперь я!
(Страх)
Увидев на клумбе прекрасный цветок,
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой стебелек, 
И сразу цветок …улетел.
(Удивление)
Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу ее теперь,
Везде ее ищу.
(Вина)
Радость - если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете
Не измерить и не счесть.
(Радость)
Сотрясается весь дом,
Бьет Сережа молотком,
Покраснев от злости,
Забивает гвозди.
Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются,
Над Сережею они
Просто издеваются-
В стенку не вбиваются.
(Гнев, злость).
4. Беседа.
По мнению психологов у человека наблюдается более 70 эмоций. Мы каждую минуту выражаем свои эмоции, и даже не задумываемся над этим.
Ученые-психологи выделяют пять уровней эмоций человека (5 ступенек нарисованы на доске): 1. Злоба, обида. 2. Боль, грусть. 3. Страх, беспокойство. 4. Раскаяние, сожаление. 5. Любовь, понимание, признательность. Всем нам надо подняться на «пятый этаж» эмоций (на пятую ступеньку), чтобы преодолеть проявление негативных эмоций человека и сделать этот этаж домом в котором мы живем.

Ребята, что вы делаете, чтобы справиться с отрицательными эмоциями? (Выслушиваются ответы детей).

Я предлагаю вам послушать одну древнюю притчу.

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада.

Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: « Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения».

Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “ Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! ” Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.

Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая

Чему учит эта притча?

Ответы учащихся

Конечно, я согласна вами, притча учит человеческой мудрости при общении с людьми.

Будь великодушен по отношению к людям, а если нанес кому-то обиду, сделай первый шаг навстречу к примирению и прощению.

А теперь послушайте стихотворения и скажите, что еще помогает нам справиться с отрицательными эмоциями?

Когда на меня навалилась беда, и шел я по отчему краю.

«Отдай свою боль мне!» - сказала вода, по горному склону стекая.

Сказала мне высь: «Обернись к небесам, и в сердце растает тревога!»

«Спокойно иди, я тебя не предам!» - тихонько шуршала дорога.

«Взгляни на мои голубые снега!» - чуть слышно гора мне шептала.

«Приляг на траву!» - поманили луга, прилег я, и легче мне стало.

Вывод: Общение с природой быстро успокаивает, благотворно влияет на состояние нервной системы.

Советы психологов: Как избавиться от плохого настроения?

  • Потопать ногами.

Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.

  • .Замесить тесто понарошку, раскатать его.

Злость улетучится, так как работать с тестом - очень увлекательное занятие.

  • Высказать свои чувства.

Рассказать кому-нибудь о своем плохом настроении: родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.

  • Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.

  • Надуть злостью шарик.

Надуть шарик, завязать и бросить его в мусорный контейнер или в воздух - с ним ваше плохое настроение улетит далеко.

Для поднятия настроения полезно переключить внимание на воспоминания о приятном: интересное путешествие, красивая картина с выставки, любимый мультфильм.



5. Игра «Раз, два, три …покажи». 
Давайте поиграем. Я вам буду давать команды:
1) - раз-два-три, как я испугался, покажи. (Вы должны показать на лице и своей позой страх.)
2) -раз-два-три, как я удивился, покажи. (Мимикой и пантомимикой показать удивление).
3) - раз-два-три, как я обиделся, покажи. (Показать обиду).
4) - раз-два-три, как я загрустил, покажи. (Изобразить грусть).
Молодцы!
6. Коллективная работа.
(На доске под магнитами карточки с разрезанными словами)
Давайте попробуем, на основе вашего опыта, распределить чувства и эмоции в две колонки: в левую колонку чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую - те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми: любовь, доброта, ненависть, гнев, великодушие (бескорыстная уступчивость, отсутствие злопамятства), зависть, жадность, щедрость (бескорыстная помощь), способность прощать, обидчивость, доверчивость, подозрительность, тщеславие (высокомерное стремление к славе и почитанию), скромность.
ЧТО ДЕЛАЕТ НЕСЧАСТНЫМ ЧТО ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ
Ненависть
Грусть
Вина
Злость
Зависть
Жадность
Обида
Ужас 
Страх
Любовь
Доброта
Радость 
Удовольствие
Щедрость
Уверенность 
Скромность
Веселье
Молодцы, ребята, все эмоции и чувства вы расположили верно. Посмотрите еще раз и запомните какие чувства и эмоции помогают нам в жизни и являются нашими внутренними друзьями, а какие - врагами.
(Хором читаем только положительные эмоции).
Как вы полагаете, нужно ли бороться со своими внутренними врагами –отрицательными эмоциями? Если вами овладела злость или обида, нужно сосчитать до 20, побыть одному, улыбнуться, подумать о чем-то хорошем, написать на бумаге все плохое и разорвать на мелкие кусочки.
7. Оценочно – смысловой.
Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций, должны быть человеческими и отвечать общепринятым правилам поведения.
Главная наша задача – научиться управлять своими эмоциями, чтобы они не причиняли вреда окружающим.
Чтение и обсуждение стихотворения «Учитесь управлять собой» 
Учитесь управлять собой, 
Во всем ищите добрые начала. 
Учитесь управлять собой, 
Умейте начинать сначала. 
Споткнувшись, самому вставать, 
В себе самом искать опору. 
При быстром продвиженье в гору 
Друзей в пути не растерять. 
Не злобствуйте, не исходите ядом. 
Не радуйтесь чужой беде. 
Ищите лишь добро везде, 
Особенно упорно в тех, кто рядом. 
Ю. Мерзляков 
Раз эмоции могут быть нашими врагами, нужно ли учиться управлять ими? Как этому научится? (Ответы детей)
Владеть своими эмоциями это значит: уважать права других, проявлять терпимость к чужому мнению, не причинять вреда и не совершать насилия, мириться с чужим мнением, не возвышать самого себя над другими, уметь слушать и слышать.
Работа в группах.
Ребята составляют рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей).
Используйте ключевые слова: уважайте чувства других, проявляйте терпимость, поощряйте других, откажитесь от , нейтрализуйте желание отомстить, избегайте …
8. Упражнение «Мокрая собака».
Избавиться от неприятных чувств нам поможет веселое упражнение «Мокрая собака».
Каждый из вас наверняка видел, как отряхивается мокрая собака. Она трясет и спиной, и головой, и хвостом, так что вода разлетается во все стороны. Давайте попробуем сделать то же самое.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. Начните отряхивать ладони, локти, плечи, потрясите ногами. При этом представляйте, что все негативные чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самом себе слетают с вас, как вода с собаки, и вы становитесь бодрее, веселее.
9.Упражнение – медитация «Прекрасный пруд».
(Тихо играет спокойная музыка для релаксации и на ее фоне учитель завораживающим голосом читает…)
Сконцентрируйте свое внимание на великолепной картине и медленно закройте глаза. Вы видите красивый пруд. Вокруг него растут деревья, трава и сотни прекрасных желтых, розовых, сиреневых, красных и фиолетовых цветов. Среди всего этого великолепия резвятся дружелюбные животные. Лев пьет воду из пруда. Он поднимает от воды голову с красивой гривой и уходит в лес, который окружает пруд. Вы чувствуете, что на вас смотрит какое-то животное. Это единорог. Он фыркает, его шерсть играет на солнце, и вам кажется, что он приветствует вас.
Зеркальную сине-зеленую поверхность пруда украшают огромные белоснежные лилии. Они настолько велики, что вы можете лечь на лепестки как на надувные круги. Вы ощущаете великолепный аромат лилий, видите над собой чистое голубое небо, по которому плывут белоснежные облака. Потом вы садитесь, чтобы осмотреть все вокруг, и все, что вы видите, вызывает у вас добрую улыбку. Вы видите, как кролик роет норку, как олень подходит к пруду, чтобы напиться. Оглядев все это, вы соскальзываете по лепестку лилии в воду. Здесь неглубоко. Температура воды как раз такая, какую вы любите, и вы с наслаждением плаваете. Потом появляется дельфин, приветствует вас как старого друга и плывет рядом. Вокруг много красивых рыб, которые дружелюбно плавают вокруг вас. А вот и большая мудрая щука, а рядом с ней волшебный сундук. Вы берете свои листочки, на которых писали негативные чувства и эмоции и кладете в сундук. По щучьему велению, по нашему хотению сундук исчезает. И вместе с ним всё негативное.
Вы снова взбираетесь на свою чудесную лилию, вдыхаете её аромат и медленно открываете глаза.
10. Упражнение "Икебана приятных событий”.
Много интересных эмоций пришлось пережить нам сегодня. В завершение хочу предложить вам составить икебану приятных событий. На вырезанных элементах икебаны вам нужно дополнить фразы: Я счастлив, когда… Я весел, когда… Я радуюсь, когда…Мне приятно когда…
(Далее соединяем элементы в композицию и получаем икебану приятных событий).