Ход классного часа
Взаимодействие-приветствие
Становятся в круг (или полукруг). Ребята, в начале нашего классного часа давайте пожелаем чего-нибудь друг другу доброго, приятного. Всего одно слово. (Называется тот, кто начинает. За каждое слово-пожелание учащийся получает листочек опредленного цвета. Затем на основании цвета листка формируются группы). Спасибо за пожелания. А теперь в соответствии с цветом полученных жетонов занимайте места за столами.
Я предлагаю Вашиму вниманию ролик. (просмотр ролика №1).
- О чем мы сегодня будем говорить? Определите тему.
-А что Вы знаете об этом понятии?
А теперь Я предлагаю Вам внимательно послушать Притчу об ответственности. Слушаем.
-Как связана Притча с нашей темой? Как вы понимаете разницу между ответственностью и свободой воли, свободой действий?
(на доске от слова «Ответственность должно получиться 2 стрелки и знаки «+» и «-»)
А сейчас еще один ролик, смотрим. (просмотр)
-У меня очень простой ? : Почему одни люди не хотели помочь мальчику, другие снимали последнюю куртку,сами оставаясь раздетыми? От чего это зависит?
Кстати, это еще не окончание истории. Там есть продолжение.
-Сейчас мы наметим пути дальнейшего разговора. Какие проблемы уже выявлены? Что нужно сделать:на какие вопросы ответить?
На столе каждой группы лежат задания для размышления. Вы обсуждаете в группе задание в течение 3-4 минут, а дальше по каждой теме выдвигаете спикера, который и будет озвучивать позицию каждой группы.
Выполнение задания, выступление групп.
Мы выслушали Всех спикеров, все отлично сегодня поработали! В конце нашей встречи, подводя итоги, я предлагаю, ребята, Вам сейчас подумать вот над такой прблемой: «Круг личной ответственности человека» (очерчиваетсяя круг и делается запись «Моя личная ответственность»). Сейчас каждый из Вас подумает и впишет в этот круг СВОЮ личную ответственность. (Вписывают по очереди).
Я думаю, что Вы можете со мной согласиться, глядя на этот круг, что ответственность бывает только личной!
Карточки с заданиями
1 группа
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
1 - Необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. (Чувство ответственности. Нести ответственность за что-либо)
Источник: «Толковый словарь русского языка» С.И Ожегова
2 - обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-либо. (Нести ответственность)
Источник: «Малый академический словарь»
3 - необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. Различают следующие виды ответственности: юридическая, дисциплинарная, материальная, уголовная, моральная, юридическая...
Источник: «Большой бухгалтерский словарь»
4 - отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Источник: «Новая философская энциклопедия»
5 - определяющее основание для принятия решений и совершения действий.
Источник: «Педагогический терминологический словарь»
ЗАДАНИЕ: изучите определения слова «ответственность». Сформулируйте, что, по Вашему мнению, обозначает это слово? Каковы составляющие этого понятия? Какие могут быть виды?
2 группа
ЗАДАНИЕ: выскажите своё мнение о том, что ОТВЕТСТВЕННОСТЬ необходима (нужна) человеку в его жизни-
1) Зачем?
2) В каких случаях?
3) Ответственность дает только обязанности, или она дает и свободу? Если ДА, то какую? (Свободу принимать собственные решения, возможность самому выбирать свой путь.)
4) Как влияет умение нести ответственность на человека?(Умение нести ответственность делает человека взрослым, самодостаточной и целостной личностью.)
3 группа
ЗАДАНИЕ: выскажите своё мнение о том, что ОТВЕТСТВЕННОСТЬ человеку в его жизни не нужна; проще её избежать, переложить на кого-то другого-
1) Почему?
2) В каких случаях?
3) Ответственность дает только обязанности, или она дает и свободу? Если ДА, то какую?
4) Как влияет умение избегать ответственность на человека?
4 группа
ЗАДАНИЕ: придумайте финал истории № 3 о мальчике, который оказался на улице без теплых вещей. Чем могла закончиться эта история? А как бы поступили ВЫ?