3.Работа над темой. Так появилась на свет Всеобщая Декларация прав человека. - Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права ребёнка». Это связано с важной датой. Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный День прав ребёнка, посвященный принятию очень важного документа - Конвенции о правах ребёнка. -Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, старается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей считает обеспечение прав человека во всем мире. Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, вспыхивают теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Вот почему 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребёнка. В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. - А как вы понимаете значение слова - права ? В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (На доске вывешиваются плакаты с надписями прав ребёнка.) Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование. Право на отдых и досуг. Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка). Право свободно выражать свои взгляды. Право на свободное перемещение. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям). Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. - Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у каждого человека есть свои и обязанности, которые неразрывно связаны между собой. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость- сказка. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы сейчас из нашей викторины узнаем, какие герои сказок нарушают права других героев. Викторина «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ» 1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».) 2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».) 3. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключение Буратино». Карабас Барабас) 4.Героиня каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».) 5. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»). 6. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.) - В нашей Конституции записаны не только права, но и обязанности, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам. - Подумайте, какие обязанности есть у каждого школьника? (Обязанности: уважать старших и друг друга, , уважать взгляды, свободу и интересы других людей, культурно вести себя на уроках и на переменах, т.е. соблюдать правила поведения в школе, а так же и за её пределами, ходить опрятным, аккуратным, выполнять устав школы, выполнять все поручения, в том числе и домашнее задание без всяких отговорок, беречь школьное имущество и все принадлежности.) - А сейчас проведём игру « Это разрешается – это запрещается». Если вы считаете, что это разрешается, хлопаете, а если нет, топаете. 1. Петь, рисовать и танцевать, Уроки в школе посещать, Свои таланты развивать – Это …(разрешается) 2. Рисовать и петь, учиться. Если заболел – лечиться. Это … (разрешается) 3. С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить- Это …(разрешается) 4. . Если человек поднял флаг, Выражает своё мнение – Это … (разрешается) 5. Вот в углу стоит мальчонка, Плачет надрывается. Бить, наказывать ребёнка Строго …(запрещается) 6. Трудится малой ребёнок, Мало у него силёнок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа Тоже … (запрещается) 7. Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить. Другого за руку держать, Не за цвет кожи уважать, Под общим солнцем в мире жить, Со всеми расами дружить- Только … (разрешается). Итог: - С каким важным документом вы познакомились? - Какой организацией он был принят? - Когда отмечается «Всемирный День прав ребёнка»? - Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребёнка? - Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? Именно это право - право на образование - позволило вам познакомиться с правами ребёнка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права! Права ребёнка надо знать, Не только знать , Но соблюдать. Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить. | Рассуждают ,отвечают на вопросы Внимательно слушают Высказывают и принимают различные точки зрения, в том числе не совпадающие с его собственной. Рассуждают Выполняют задание Выполняют задание Рассуждают, отвечают на вопросы Выполняют задание Рассуждают, отвечают на вопросы | Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека | планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей К:воспитывать дружеские, добросердечные отношения в классе П:делать умозаключения и выводы в словесной форме; К – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. К – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. | Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная | музыка |