Тема | Построение треугольника по трём заданным сторонам. |
Цель темы | Закрепить общее представление о видах треугольников, научить строить разносторонний треугольник по заданным сторонам |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | Личностные |
- формулировать основные понятия темы: «типы треугольников», «разносторонний треугольник», «вершина угла», «сторона угла», «вершина треугольника», «основание треугольника», «вид угла», «раствор циркуля»; - научить строить разносторонние треугольники | Личностные: - принятие социальной роли учащегося, - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; - формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения; Регулятивные: - формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов; - умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; - умение действовать согласно плану, инструкциям; - умение оценивать результаты решения поставленной задачи; Познавательные: - умение определять понятие; -анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; - Коммуникативные: - умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах; - умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. | - навыки техники безопасности при пользовании чертёжными инструментами (циркулем) |
Организация пространства |
Межпредметные связи математика, технология. | Формы работы: фронтальная парная индивидуальная Виды деятельности: исследовательская деятельность в парах; решение познавательных задач, проблемных ситуаций; практическая деятельность . | Ресурсы: Редько З.Б. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов. 4 – й класс.(автор Н.Б.Истомина). – М. : « Линка-пресс», 2007; Жильцова, Т. В., Л.А. Обухова Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2012; Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – 2-е изд.-М.: Педагогика, 1994. Белошистая А.Н. Наглядная геометрия во 4-ом классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001 компьютер; мультимедийный проектор |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД | Промежуточный контроль |
1–й этап. Организационный. |
1.Организационный момент. Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к изучению нового материала. | - Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что наше занятие по наглядной геометрии будет для вас интересным и полезным. | Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу. | Ф | Личностные: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; | |
2-й этап. Информационно-деятельностный. |
1.Введение в тему урока Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач занятия. | - Посмотрите на доску, назовите геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, треугольники, многоугольники, трапеция, параллелограмм, ромб). - На какие группы можно разделить фигуры? - Ребята, давайте вспомним, с какой геометрической фигурой мы работали на прошлых занятиях? (треугольник) - Назовите особенности треугольника (3 стороны, 3 угла) - Какие виды углов вы знаете? (острый, тупой, прямой) - Если мы рассматриваем углы треугольника, то на какие типы их разделяют? (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) - Если мы рассматриваем стороны треугольника, то на какие типы их разделяют? (равносторонний, равнобедренный, разносторонний) -С какими треугольниками мы уже знакомы и умеем их чертить? (равносторонний и равнобедренный) - С каким треугольником мы познакомимся поближе сегодня? (с разносторонним) | Отвечают на вопросы учителя. Классифицируют геометрические фигуры Выделяют общие признаки треугольников . Называют типы треугольников Узнают тему занятия. | Ф | Познавательные: -анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания | Выполнение задания. Устные ответы. |
3. Практическая работа Цель: тренинг в построении треугольников | - Итак, вы вспомнили виды треугольников, ну а теперь вспомним, как построить равнобедренный и равносторонний треугольники. А также научимся строить разносторонний треугольник. Нам понадобятся: линейка, циркуль, карандаш, лист бумаги. Организация практической работы. Построение треугольников разных типов: равнобедренный, равносторонний, разносторонний. | Тренируются в построении уже известных треугольников. Учатся строить разносторонние треугольники на линованной бумаге | И | Познавательные: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: навыки безопасного обращения с циркулем | Самоконтроль |
4.Обобщение Цель: обобщение полученной информации. Фиксация нового знания | Организация обобщения изученного материала. - Итак, сегодня мы научились строить разносторонние треугольники. Почему их так называют? | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют обобщение урока. | Ф | Познавательные: умение обобщать полученную информацию | Устные ответы. |
5. Исследование в парах Цель: организовать работу в парах. | - Сейчас вы будете работать в парах. У вас наборы геометрических фигур. Вам нужно найти треугольники определённого типа. На конвертах указано, какие треугольники вы должны найти. Прежде чем начнём работать, вспомните главные правила работы в паре: уметь слушать своего партнёра и уметь корректно высказывать своё мнение. - Возьмите конверты с заданиями. Внимательно прочитайте, какие треугольники вам необходимо найти. Обсудите. Докажите правильность выбора фигуры. Запишите на листе названия треугольников, выбранных вами. Организация парной работы учащихся. Контроль за работой в парах. Каждая пара получает свой конверт с геометрическими фигурами и рабочий лист. | Работа в парах. Обсуждают правила работы в паре. Слушают инструкцию учителя. Работают в паре, осуществляя поиск информации, используя наборы геометрических фигур, подготовленные учителем. Выполняют задания | П | Регулятивные: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Познавательные: умение анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные | Устные ответы. Взаимоконтроль, взаимооценка |
3.Обмен информацией Цель: создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой пары. | Организация представления результатов парной работы. -А теперь сравните ваш лист с выполненным заданием с эталоном. Внимание на доску. На доске записаны названия треугольников. - Оцените работу пары, поднимите руку, у кого всё получилось правильно. | Каждая пара представляет собранные в ходе исследования материалы. Отвечают на вопросы учителя. Слушают, учатся задавать вопросы для уточнения информации. Оценивают работу пар. | Ф П | Познавательные: умение представлять результаты своего исследования Регулятивные: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; умение действовать согласно плану, инструкциям; оценивать работу. Коммуникативные:умение обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания | Устные ответы. Взаимоконтроль, взаимооценка. |
6. Творческое задание Цель: применение полученных знаний | - А сейчас творческое задание. Из геометрических фигур, с которыми вы работали, вам нужно сделать аппликацию. Сюжет придумайте сами. - А теперь вывесите ваши работы на доску, давайте полюбуемся, что у вас получилось. Вот вы сейчас фантазировали, составляя из различных геометрических фигур свои аппликации. А вы знаете, что существует китайская игра-головоломка «Танграм»состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры. В следующий раз мы изготовим танграм и поиграем в него. | Выполняют творческое задание | П | Регулятивные: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; умение действовать согласно плану, инструкциям; оценивать работу. Коммуникативные: умение обмениваться мнениями | Взаимоконтроль, взаимооценка. |
7.Рефлексия Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата | - Как вы думаете, ребята, все ли о треугольниках вы сегодня узнали? (познавательная задача на следующее занятие) Интересная информация. А вы знаете, что не только математики изучают треугольники, но и люди, изучающие паранормальные явления на нашей планете. Существует одно загадочное место, название которого связано с геометрией. Кто-нибудь догадался? Берму́дский треуго́льник — район в Атлантическом океане, в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Район ограничен треугольником, вершинами которого являются Флорида, Бермудские острова и Пуэрто-Рико. Район является очень сложным для навигации: здесь большое количество отмелей, часто зарождаются циклоны и штормы. Те, кто придерживается мнения, что загадочные исчезновения в этой зоне действительно происходят, выдвигают различные гипотезы для их объяснения: от необычных погодных явлений до похищений инопланетянами или жителями Атлантиды. Скептики, однако, утверждают, что исчезновения судов в Бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах Мирового океана, и объясняются естественными причинами. | Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы | Ф | Регулятивные: умение оценивать результаты своей деятельности – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Устные ответы. Оценивание |
3-й этап. Итоги урока. Рефлексия. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: осуществление рефлексии деятельности | -А теперь оцените свою деятельность на занятии. - Если у вас всё получилось, наклейте себе на лист зелёный треугольник; - Если в вашей работе есть небольшие недочёты, наклейте жёлтый треугольник; - А если вы считаете, что вам нужно ещё поработать над построением фигур для получения лучшего результата, наклейте красный треугольник. Вывесите свои работы на доску. Спасибо за работу! Занятие окончено. | Оценивают результаты своей деятельности на уроке. | И | Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности на уроке Личностные: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием | Самооценка |