Просмотр содержимого документа
«"Количественная и качественная оценка результатов обучения"»
В современной педагогической практике применяются количественные и качественные методы оценивания. Количественные методы однозначно предполагают наличие точки отсчета, единицы измерения. К такого рода методам можно отнести, например, определение темпа чтения по числу слов в минуту, темпа письма, выставление балльной оценки за диктант (качество обучения языку) в зависимости от количества допущенных орфографических или синтаксических ошибок (по имеющимся количественным нормативам). В большинстве случаев оценивание результатов образования, например уровня личностного развития, различных сторон воспитанности, готовности поступать тем или иным образом в обычной или экстремальной ситуации, степени креативности и т.д., осуществляется качественным (квалиметрическим) путем.
Несмотря на наличие трудностей в точном определении результатов образования, их преимущественно качественный характер, следует признать необходимость и возможность их прогнозирования, проектирования и оценки. Нужно помнить, что даже в такой деликатной сфере, какой является воспитание, может быть принят во внимание критерий факта, который хотя и является весьма общим, но очень часто и вполне диагно-стичным, например, в логике «да — нет». Любая ситуация из жизни школы всегда подвергается той или иной оценке обучающимися, педагогом, руководителем (поступок, характеризующий человека, — честный или бесчестный; тот или иной факт имел место или нет и т.п.).
В настоящее время школа имеет в своем распоряжении хорошо известные и широко применяемые качественные (описательные) методики определения результатов и качества образования, в частности:
1) достижение прогноза, сделанного педагогом (как одним из экспертов) в зоне ближайшего развития обучающегося;
2) оценка поведения учащегося в различных (в том числе экстремальных) естественно возникших ситуациях;
3) оценка поведения обучающихся в специально сконструированных педагогами диагностических ситуациях;
4) достижение высшей качественной оценки по шкале критериев, разработанных самой школой;
5) использование совокупности так называемых сквозных (т.е. годных для оценки любых действий, поступков и т.п.) психологических показателей.