5
Занятие 4
Тема: Что мы знаем о птицах.
Звуки окружающей действительности и звуки речи.
Вертикальная штриховка и обведение клеток.
Цель:
1. Познакомить с понятием «звук», учить слышать звуки в окружающем мире и выделять их в речи
2. Развитие мышц мелкой моторики и умения видеть разлиновку тетради.
3. Расширять знание природоведческого материала,
1. Организационный момент.
(Звенит звонок)
-Здравствуйте, дети. Поприветствуйте своих друзей. (Дети здороваются с игрушками, называя их по имени) Они готовы учиться. А вы?
-Вспомним считалку, которая поможет вам настроиться на работу.
Раз, два, три – слушай и смотри,
Три, два, раз – мы начнем сейчас.
2. Беседа о птицах с элементами счета.
-Сегодня на урок к нам слетелись наши пернатые друзья. Кто же это?
(Открывается доска с изображение птиц: воробей, синица, сова, дятел, ласточка, кукушка
Под каждой картинкой нарисованы мелом кружки)
-Чем похожи все птицы?
-Чем покрыто тело птиц?
-Какое оперение может быть у птиц?
-Чем питаются птицы?
-Почему птицы-наши друзья?
-Посчитайте сколько птиц к нам прилетело?
А теперь давайте узнаем наших гостей.
1) Пестренькая совушка,
Умная головушка.
Смотрит совушка кругом,
Видит ночью словно днем
- О какой птице говорится в стихотворении? Покажите ее на доске? Что вы знаете о сове?
2) Целый день все тук да тук,
Раздается странный звук.
Мастер дятел так стучит,
Он ведь домик мастерит.
- О какой птице говорится в стихотворении? Покажите ее на доске? Что вы знаете о дятле?
3) Храбрый серый воробьишка
Всем готов наставить шишки.
Он ершистый, он задира,
Поступает некрасиво.
-Почему воробья называют хулиганом и задирой? Где же этот озорник?
4) До чего уютный дом,
Быстрой ласточки гнездо!
Прилепился он под крышей,
Вот уютное жилище!
- Где живут ласточки? Покажите ласточку.
4) За окном на ветке птички –
Желтогрудые синички
- Динь-день, динь-день! –
Распевают целый день.
-Как легко узнать синицу? Найдите ее.
5) Хорошо в лесу весной
Пахнет лесом и травой.
Тихо! Слышите? «Ку-ку!»-
Раздается наверху.
- Почему кукушку так назвали? Где же она?
-Давайте устроим для наших птиц кормушку. У вас на столах листочки с «гостинцами» для птиц. Кто ест мышей? Закрасьте столько мышей, сколько кружков под совой.
(Дети закрашивают на листочках. Аналогично для каждой птицы: жуки-дятел, зерно- воробей, гусеницы-кукушка, мухи-ласточка, рябина-синица)
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так –
Головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так
И из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так
Кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок!
Прыг да скок!
Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)
3. Ознакомление с понятием «звук».
1) -А сейчас мы отправимся на прогулку, а куда я вам не скажу. Закройте глаза, прислушайтесь и догадайтесь, где мы. Что вы слышите?
(Звучит запись «звуки леса»)
-Какие звуки вы услышали?
-Что такое звук?
-Кто может издавать звук?
-Продолжим нашу прогулку. Определите по звуку, чья это песенка?
(Звучит запись птичьих голосов: воробей, кукушка, дятел, сова)
-Кто еще может издавать звуки? (Наводящими вопросами подходим к выводу: человек произносит звуки, когда говорит)
-Когда мы говорим слова мы тоже произносим разные звуки.
2) Игра «Услышь слово»
- Я сейчас буду медленно растянуто произносить слово по звукам. А вы должны его услышать:
Мышь, сон, лось, нора, слон, ручка, чай
Динамическая пауза. Игра с мячом «Слово-звук»
4. Работа в прописи на стр. 4
5. Подведение итогов.