ВЫСОКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - ОБРАЩЕННОЕ В ПРОФЕССИЮ ТВОРЧЕСТВО
1 сентября 1980 года. Праздник! Я в школьной форме, с огромными бантами и с букетом хризантем стою рядом с Щербаковой Надеждой Тимофеевной, моей первой учительницей. Где-то в середине учебного года получаю домашнее задание: нарисовать свою будущую профессию. Нет сомнений – я буду учителем.
Прошло десять лет. Последний звонок. Ведущие рассказывают о выпускниках, об их профессиональном выборе. Слышу: «Борисенко Оксана собирается стать учителем». За десять лет учёбы в школе у меня не было сомнений в выборе профессии: была вожатой в младших классах, на занятиях в УПК обучалась по направлению «Пионервожатая».
Годы обучения в Самарском государственном педагогическом университете пролетели быстро. И вот – я учитель. Какие будут у меня уроки? Что у меня получится? Как заинтересовать моих учеников?
Уже 15 лет работаю в школе. Хватает ли у меня мудрости и сил, чтобы учить других, что я могу ещё дать, кроме знаний? Каким должен быть современный учитель, какими знаниями, умениями, навыками и качествами он должен обладать?
Ответ можно получить, прочитав Профессиональный стандарт. Опираясь на этот Стандарт, учитель обязан выполнять трудовые действия (разрабатывать, реализовать, осуществлять, планировать, систематизировать, формировать и т.д.), иметь необходимые знания и умения. Но есть ещё один стандарт: ФГОС. Это документ определяет совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Современная школа, в рамках реализации ФГОС нового поколения, должна помочь становлению инициативной, творческой личности, способной находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, быть готовой к самообразованию в течение всей жизни. Ученик не должен получать знания в «готовом виде», с помощью грамотно организованной работы учителя, ребенок самостоятельно учится добывать эти знания, а в дальнейшем - применять, развивать, умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.
Таким учителя видит государство.
А я каждый день прихожу в школу, каждый день провожу уроки, каждый день вижу глаза учеников, каждый день ученики ждут от меня чего-то интересного, необычного, творческого.
Творчество! Созидание, подъём, радость, новизна! «Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце», - писал Константин Паустовский. Как эти слова подходят к профессии учителя. Творчество педагога проявляется и в подходе к учащемуся, и в отношении к своему предмету, и в подаче учебного материала, и в определении методов обучения и воспитания. Творческое построение, создание нетрадиционного по форме урока обеспечивают его эффективность и усвоение необходимых знаний и умений, стимулируют активность учеников, развивают научно-познавательный интерес. Я благодарна всем своим ученикам, которые поддерживают меня и соглашаются создавать различные проекты: организовать праздник святого Николая, написать книгу, поставить на сцене «Золушку» Е.Шварца или «Этюд в багровых тонах» К.Дойля, поучаствовать в различных конкурсах, олимпиадах, написать научно-исследовательскую работу и сделать много-много интересных вещей.
Но возможно это всё сделать без уважения? «Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, выше этого нет ничего», - говорил Конфуций. Конечно, учитель обязан видеть в ученике Человека, уважать ребёнка. Даже в непослушном, шумном, тихом, вредном, невнимательном, с юношеским максимализмом. В каждом! Если ты, учитель, этому научишься, то заслужишь и уважения учеников, станешь для них не только учителем, но и другом, помощником.
А любовь? Без неё нельзя. Любовь к своему делу, любовь к предмету. Вспоминаю слова А.П.Чехова: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело». И дети это чувствуют, поэтому поддерживают учителя, становятся соавторами многих проектов.
Учитель - это особая профессия. Современный учитель - это актёр, романтик, великий профессионал, художник, исследователь, музыкант. Быть таким специалистом невероятно сложно, если ты хочешь быть профессионалом. И быть им здорово, если хочешь быть интересен своим ученикам, если хочешь и можешь вместе с ними постигать этот безумный, но удивительный мир.
Многие учителя отдают себя полностью профессии, но как важно, чтобы их понимали, с ними считались. Очень часто современному учителю приходится быть не «специалистом по ребёнку» (Е.А.Ямбург), а исполнителем должностных инструкций. Главное, на мой взгляд, чтобы государство, администрация не тушила эту искру творчества, не обрубала крылья грубым росчерком бюрократического механизма. «Каждый выбирает по себе…» - писал Юрий Левитанский. И я выбираю в своей работе учеников, живых, творческих, молчаливых, шумных, читающих! Я горжусь, когда мои ученики восклицают: «Как? Ты не читал «Войну и мир» Льва Толстого?» А бумаги? Бумаги подождут! Мы сами для себя выбираем жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор в своей профессии. А главное, делать правильный выбор мы должны научить тех, кто нам доверяет. «Всегда надо оставаться верным себе, не суетиться, не пытаться угодить или угадать за другого», - так говорил К.Райкин. Я с ним полностью согласна.
Учитель! Как бы тяжела ни была наша профессия, не теряй творческой искры! Расправляй крылья! Твори!
Конкурсное задание
«Я – учитель»
Конкурсное задание
«Методическое портфолио»
Конкурсное задание
«Методический семинар»