Тема 3 «Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ»-10 ч
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ - №11
ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ - Порядок ограждения мест внезапно возникшего препятствия для движения поездов. Порядок выдачи предупреждений -2 часа
ЦЕЛИ УРОКА:
1.донести до сознания каждого обучающегося меру личной ответственности за безопасность движения поездов при возникновении аварийных ситуаций;
3.изучить порядок ограждения места внезапно возникшего препятствия; виды предупреждений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:
1.Порядок ограждения мест внезапно возникшего препятствия для движения поездов.
2.Предупреждения (порядок выдачи, виды, формы заявок).
ПОРЯДОК ОГРАЖДЕНИЯ МЕСТ ВНЕЗАПНО ВОЗНИКШЕГО
ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
1. В соответствии с пунктом 12 раздела III ПТЭ работники ж/д-ого транспорта обязаны подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающих угрозу безопасности движения или загрязнения окружающей природной среды, работники должны немедленно принимать меры к устранению неисправности, а при необходимости к ограждению опасного места для её устранения.
2. Работники железной дороги, производящие осмотры пути и имеющие сигнальные приборы и принадлежности, при обнаружении на перегоне внезапно возникшего препятствия для движения поездов (лопнувший рельс, размыв пути, обвал, снежный занос и т.д.) и при отсутствии на месте необходимых переносных сигналов должны:
- немедленно на месте препятствия установить сигнал остановки (днем - красный флаг, ночью – фонарь с красным огнем);
- затем сигналом общей тревоги (один длинный и три коротких звука духового рожка), подаваемым непрерывно, вызывать на помощь другого работника железной дороги или же проходящих людей и в зависимости от обстоятельств поступать следующим образом:
К
огда имеется твердая уверенность, с какой стороны должен быть первый поезд, тогда необходимо идти навстречу поезду и, пройдя от места препятствия расстояние Б, уложить петарды, после чего уложить петарды на расстоянии Б с другой стороны от препятствия и вернуться к месту препятствия.
Если подход поезда неизвестен, то следует:
- на 1-путном участке немедленно на месте препятствия установить сигнал остановки, укрепить его имеющимися средствами, затем уложить в первую очередь петарды на расстоянии Б со стороны спуска к месту препятствия, а на площадке – со стороны худшей видимости (кривая, выемка и др.), затем уложить петарды с другой стороны на расстоянии Б и вернуться к месту препятствия; при одинаковых условиях на подходах оставаться на месте препятствия;
- на двух- и многопутном участках при препятствии на одном пути немедленно на месте препятствия установить сигнал остановки, затем идти от него в сторону ожидаемого поезда правильного направления и уложить петарды на расстоянии Б, затем уложить петарды с другой стороны препятствия (со стороны неправильного направления) на том же расстоянии и вернуться к месту препятствия; при препятствии на двух и более путях оставаться у места препятствия.
3. Уходя с места препятствия для укладки петард, необходимо непрерывно подавать сигнал общей тревоги (один длинный и три коротких звука духового рожка), а на месте препятствия оставить красный сигнал (днем – красный флаг, ночью фонарь с красным огнем), укрепив его имеющимися средствами. Красный огонь фонаря должен быть направлен в сторону, противоположную той, куда идет работник железной дороги укладывать петарды. При наличии фонаря с двухсторонним красным светом красный огонь фонаря должен быть направлен в обе стороны.
Если во время следования к месту укладки петард работник услышит или заметит приближающийся поезд, то он должен бежать навстречу поезду, подавая сигнал остановки любым способом (днем – красным флагом или рукой, ночью – красным огнем фонаря), и уложить петарды в том месте, где успеет.
4. Во всех случаях, когда работник остается у места препятствия, он продолжает подавать сигнал общей тревоги и должен прислушиваться и смотреть, не приближается ли поезд. При плохой видимости с места препятствия в выемке можно подняться наверх ее откоса.
Услышав или увидев приближающийся поезд, взять с собой красный сигнал и бежать навстречу поезду, подавая сигнал остановки, и уложить петарды в том месте, где успеет. При одновременном приближении поездов с обеих сторон при препятствии для движения на обоих путях 2-путного участка необходимо бежать навстречу тому поезду, который раньше подойдет к месту препятствия.
5. Если на сигнал тревоги явится работник железной дороги, имеющий при себе петарды и ручные сигналы, то работник, обнаруживший препятствие, на месте препятствия устанавливает сигнал остановки, после чего с прибывшим работником ограждают препятствие с обеих сторон петардами на расстоянии Б и остаются у петард в ожидании поезда.
6. Если прибывший на сигнал тревоги работник не имеет петард и ручных сигналов, то после того как будет установлен сигнал остановки на месте препятствия, работник, производивший осмотр пути, выдает прибывшему три петарды, а в дневное время – также и желтый флаг (оставляя красный на месте препятствия), разъясняет порядок укладки петард и подачи сигнала остановки, после чего оба ограждают место препятствия с обеих сторон, укладывая петарды на расстоянии Б, и остаются у петард в ожидании поезда.
7. Если на сигнал тревоги явится второй работник железной дороги или лицо, не работающее на транспорте, то необходимо послать его за ближайшим бригадиром пути или дорожным мастером.
При наличии на перегоне средств связи (телефон, радио) следует по возможности использовать их для сообщения о случившемся дежурному по станции, поездному диспетчеру, дорожному мастеру или бригадиру пути.
8. Остановив приближающийся поезд, необходимо предупредить о препятствии машиниста. Место препятствия должно быть осмотрено совместно с машинистом, если по нему можно пропустить поезд (при отсутствии бригадира пути вопрос о возможности пропуска поезда решается машинистом), то поезд пропускается со скоростью 5 км/ч.
Если поезд остановлен у лопнувшего рельса, по которому согласно заключению бригадира пути, а при его отсутствии – машиниста локомотива, возможно пропустить поезд, то по нему разрешается пропустить только один первый поезд. По лопнувшему рельсу в пределах моста и тоннеля пропуск поездов во всех случаях запрещается.
При внутренней поперечной трещине в головке (дефекты 21.2, 22.2), если границы трещины по дефекту выходят за середину головки рельса (за вертикальную ось симметрии рельса), или указанные дефекты вышли на поверхность рельса, а также при сквозном поперечном изломе рельса по этим же дефектам и образовавшемся зазоре до 40 мм, для пропуска нескольких поездов может проводиться краткосрочное восстановление плети. Для этого в месте повреждения устанавливают шестидырные накладки, сжатые струбцинами типа ПСС-36 рисунок 2.1, или конструкции ПТКБ ЦП.
Скорость движения поездов по участку, где краткосрочное восстановление производилось с использованием струбцин ПТКБ ЦП, не должна превышать 25 км/ч, а время нахождения их в пути - не более 3-х часов, в течение которых должно быть организовано временное или окончательное восстановление плети.
При этом стык должен находиться под непрерывным наблюдением специально выделенного работника, по должности не ниже бригадира пути, который, как и при струбцинах ПСС-36, должен следить за раскрытием зазора в стыке и в случае превышения им 40 мм или дальнейшего разрушения рельс в месте излома остановить движение поездов.
Если трещина или излом произошли по дефектам 24.2, 25.2, 26.3, 26.4, 27.3, 27.4, 30.2, 31.2, 50.2, 55.2, 56.3, 56.4, 57.3, 57.4, 60.2, 65.2, 66.3, 66.4, 67.3, 67.4, 69.2, 70.2, 71.2, 72.2, 74.2, 75.2, 76.3, 76.4, 77.3, 77.4, 79.2, 99.2 или были обнаружены два и более дефекта 21.2, 22.2 между двумя сварными стыками, т.е. на одном рельсе, или при их сквозном изломе образовался зазор более 40 мм, ставить на дефектное место накладки, сжатые струбцинами, запрещается. В этих случаях должно сразу же производиться временное или окончательное восстановление целостности рельсовой плети.
9. При препятствии на одном пути двух- или многопутного участка необходимо остановить поезд, следующий по соседнему пути, и заявить машинисту локомотива о наличии препятствия с указанием километра, пикета и пути.
Машинист локомотива этого поезда должен остановить встречный поезд и предупредить о наличии препятствия для движения. Этот же машинист обязан сообщить дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру о наличии (с указанием километра, пикета и пути) лопнувшего рельса или другого препятствия для движения. При наличии поездной радиосвязи сообщение об обнаружении препятствия машинист должен передать по радиосвязи дежурному по ближайшей ж/д-ой станции или поездному диспетчеру, а при необходимости, и машинисту поезда, следующего по смежному пути.
10. При возникновении на переезде неисправности пути, угрожающей безопасности движения поездов, а также при загромождении переезда свалившимся грузом или остановившимся транспортным средством дежурный по переезду поступает согласно Инструкции по эксплуатации ж/д-ых переездов и местной инструкции.
11. При обнаружении препятствий, угрожающих безопасности движения поездов, на мосту, в тоннеле или на обвальном участке обходчики искусственных сооружений поступают следующим образом:
если мост, тоннель или обвальный участок оборудованы заградительной светофорной сигнализацией, то обходчик немедленно включает в действие заградительные светофоры, а в случае приближения поезда бежит навстречу ему, подавая сигнал остановки, и укладывая петарды в том месте, где успеет;
если мост, тоннель или обвальный участок не оборудованы заградительной светофорной сигнализацией, то он поступает установленным выше порядком, используя при этом для ограждения на охраняемых объектах помощь личного состава военизированной охраны порядком, установленным для каждого объекта начальником железной дороги.
При ограждении препятствия на мосту (в тоннеле) местом препятствия считается полная длина моста (тоннеля).
12. Дежурные по переезду, обходчики ИССО и монтеры пути при осмотре пути, во время дежурства должны иметь необходимые сигнальные приборы и принадлежности..
13. Если обходчик ИССО, дежурный по переезду или любой другой работник железной дороги заметят в поезде неисправность, требующую остановки поезда (колеса, идущие юзом; колеса, которые издают сильные удары из-за ползунов; пожар; горение букс; падение с поезда человека или груза; неправильное положение груза, могущее вызвать аварию и др.), то они обязаны принять меры к остановке поезда.
После проследования поезда, имевшего в своем составе колесную пару с ползуном (выбоиной) размером более 2 мм, осуществляется осмотр рельсов и стрелочных переводов на участках прохода такой колесной пары.
При этом перегоны для движения поездов впредь до окончания осмотра закрываются в случаях:
Тип рельса, стрелочного перевода | Размер ползуна (выбоины), мм |
Температура воздуха |
Минус 100 С и ниже | Выше минус 100 С |
Р-43 и легче | Более 2 мм (длина более 85 мм) |
Р-50 и тяжелее со сверхнормат. тоннажём |
Р-50 | 3 мм и более | 4 мм и более |
Р-65 | 4 мм и более | 5 мм и более |
если в пути лежат рельсы и стрелочные переводы типа Р43 и легче;
если в пути лежат рельсы и стрелочные переводы типа Р50 и тяжелее, пропустившие тоннаж сверх нормативного;
при температуре воздуха минус 100 С и ниже в случае прохода колесной пары с ползунами (выбоинами) 3 мм и более в рельсах Р50, 4 мм и более в рельсах Р65 и Р75;
при температуре воздуха выше минус 100 С в случаях прохода колесной пары с ползунами (выбоинами) 4 мм и более в рельсах Р50, 5 мм и более в рельсах Р65 и Р75.
Длина ползуна, мм | 60 | 85 | 120 | 150 | 210 |
Глубина ползуна, мм | 1 | 2 | 4 | 6 | 12 |
Определение глубины ползуна по его длине
В остальных случаях впредь до окончания осмотра устанавливается скорость движения поездов 40 км/ч. При обнаружении поврежденных ползуном рельсов и стрелочных переводов порядок следования поездов впредь до их замены устанавливается работником по должности не ниже бригадира пути.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПОЛЗУНОВ:
Определить №вагона, у которого стучит колесо (№ по счету с хвоста поезда).
Определить № тележки этого вагона (1-ая или 2-ая).
Определить характер стука: ритмичный (ползун) или хаотичный (навар от тормозных колодок).
При передаче информации ДСП о неисправном вагоне передать вышеуказанные данные.
ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ
ФОРМЫ ЗАЯВОК НА ВЫДАЧУ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ
Форма 1
___________20_________г. с _________________ч. _________________ мин.
(дата)
на ________ км, пикеты___________ перегона__________________________
(название перегона)
__________ пути, до ____________________________________________
(номер) (указать часы или «до отмены»)
выдавайте поездам предупреждения: «Остановиться у красного сигнала, а при его отсутствии следовать со скоростью не более __________ км/ч».
Форма 2
___________20_________г. с _________________ч. _________________ мин.
(дата)
на ________ км, пикеты___________ перегона___________________________
(название перегона)
__________ пути, до _______________________________________________
(номер) (указать часы или «до отмены»)
выдавайте поездам предупреждения: «Остановиться у красного сигнала, а при его отсутствии следовать с установленной скоростью».
Форма 3
___________20_________г. с _________________ч. _________________ мин.
(дата)
на ________ км, пикеты__________ перегона___________________________
(название перегона)
__________ пути, до______________________________________________
(номер) (указать часы или «до отмены»)
выдавайте поездам предупреждения: «Скорость не более ______________ км/ч для грузовых и _______________ км/ч для пассажирских».
Форма 4
___________20_________г. с _________________ч. __________________ мин.
(дата)
на ________ км, пикеты___________ перегона___________________________
(название перегона)
__________ пути, до ____________________________________________
(номер) (указать часы или «до отмены»)
выдавайте поездам предупреждения: «Работает путевой вагончик (дефектоскоп и др.), обеспечить особую бдительность и более частую подачу оповестительных сигналов».
Форма 5
___________20_________г. с _________________ч. ________________ мин.
(дата)
на ________ км, пикеты___________ перегона_______________________
(название перегона)
__________ пути
(номер)
до отмены выдавайте предупреждения поездам, следующим по _____________пути: «Работает струг, подавайте оповестительные сигналы».
(номер)
Форма 6
___________20_________г. с _________________ч. ________________ мин.
(дата)
на ________ км, пикеты___________ перегона________________________
(название перегона)
_________ пути до отмены выдавайте предупреждения поездам, следующим
(номер)
по _____________пути. Работает _____________________________________
(номер) (наименование машины)
с нарушением габарита. Остановиться у красного сигнала, а при его отсутствии следовать со скоростью не более ___________________ км/ч.
Форма 7
___________20_________г. с _________________ч. _________________ мин.
(дата)
на ________ км, пикеты___________ перегона_________________________
(название перегона)
__________ пути до _______________________________________________
(номер) (указать часы или «до отмены»)
выдавайте поездам предупреждения: «Обеспечить особую бдительность и более частую подачу оповестительных сигналов».
Предупреждения выдаются:
- при неисправности пути, искусственных и других сооружений, а также при производстве ремонтных и строительных работ, требующих ограничения скорости или остановки в пути;
- при отправлении поезда с грузами, выходящими за пределы габарита погрузки, когда при следовании этого поезда необходимо ограничить скорость или соблюдать особые условия;
- при работе на двух и многопутном перегоне снегоочистителя, балластера, путеукладчика, подъемного крана, щебнеочистительной и других машин;
- при постановке в поезд железнодорожного подвижного состава, который не может следовать со скоростью, установленной для данного участка;
- при работе съемных подвижных единиц, а также при перевозке на путевых вагончиках тяжелых грузов;
- во всех других случаях, когда требуется уменьшение скорости или остановка поезда в пути, а также когда необходимо предупредить локомотивные бригады об особых условиях следования поезда.
2. Все предупреждения подразделяются на три вида:
- действующие с момента установления до отмены, когда соответствующий руководитель по условиям производства работ не может определить точного срока их окончания;
- действующие в течение определенного, установленного руководителем работ срока, указываемого в заявке на выдачу предупреждения;
- устанавливаемые для отдельных поездов при необходимости соблюдения особых условий их пропуска (наличие в поезде груза или подвижного состава, который не может следовать с установленной скоростью, при назначении не предусмотренных расписанием остановок и т.д.).
3. Заявки на предупреждения делятся по длительности их действия и даются:
- дорожными мастерами – на время производства работ, но не более чем на 12 часов;
- начальниками дистанции пути – на срок до 5 суток;
- уполномоченными представителями ДИ – на срок до 10 суток.
Предупреждения на более длительные сроки устанавливаются приказом ДИ.
4. В заявках о выдаче предупреждений должны указываться:
- точное обозначение места действия предупреждения (перегон или железнодорожная станция, номер железнодорожного пути, стрелки, километры и пикеты действия предупреждения);
- меры предосторожности при движении поездов;
- начало и срок действия предупреждения;
- причины выдачи предупреждения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Какие работники ж/д имеют право останавливать поезд в случае возникновения угрозы безопасности движения?
Что такое расстояние "Б"?
С какой стороны в первую очередь устанавливаются сигналы при возникновении угрозы безопасности движения, если неизвестно, с какой стороны ожидается поезд на 1-путном участке?
С какой стороны в первую очередь устанавливаются сигналы при возникновении угрозы безопасности движения, если неизвестно, с какой стороны ожидается поезд на 2-путном участке?
Порядок действия работника в случае приближения поезда, если петарды не установлены?
Схема подачи сигнала общей тревоги?
Кто принимает решение о возможности пропуска поезда по месту препятствия?
С какой скоростью разрешается пропускать поезд по опасному месту?
Что является границами участка при возникновении неисправности на мосту или в тоннеле?
В каких случаях на поезда выдаются предупреждения?
Сколько форм заявок на выдачу предупреждений существует?