Конспект НОД по обучению грамоте «Дифференциация Ж и Ш»
Я — Художник Карандаш,
В детский сад зашел я ваш.
Будем мы шипеть, жужжать,
Сравнение звуков [ш] — [ж]
— Как выходит воздух из проколотого шара? Ш-Ш-Ш. Расскажите о звуке [ш].
— Как жук жужжит? Ж – Ж – Ж. Расскажите о звуке [ж].
— Художник Карандаш предлагает сравнить звуки [ш] — [ж]. Чем они похожи? А чем отличаются?
Ш! Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше!
Сделаем из языка
Чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмём зубам.
Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво, осторожно.
Чтобы ветерок бежал, Чтобы Ш, как шёлк шуршал!
Дети произносят звук [ Ш].
Логопед: - Расскажите Карандашу о звуке [ Ш].
Дети: - Звук [ Ш] согласный, глухой, всегда твёрдый.
Логопед: - Вспомним как произносится звук [ Ж].
«Ж как Ш мы произносим,
Только голос в гости просим».
Логопед: - Расскажите Карандашу о звуке [ Ж].
Дети: - Звук [ Ж] согласный, звонкий, всегда твёрдый.
2. Дифференциация звуков [ Ш] и [Ж ] в игре.
Ужи-уши жить-шить
Жар-шар жалить-шалить
Жила-шила жарить-шарить
Жаль-шаль житьё-шитьё
Жарь-шарь лужа-Луша
Игра проводится с использованием предметных картинок со звуками [ Ш] и [Ж ].
III. Физкультурная минутка.
Жук на цветке.
Высоко летает жук, (поднять руки вверх)
Низко опускается. (присесть)
Опять быстро он летит (встряхнуть кисти рук)
И жужжит, жужжит, жужжит. (покружиться на месте)
Замедляет свой полёт
И садится на цветок. (сесть на место).
IV. Закрепление навыков чтения и печатания.
У каждого ребёнка конверт. В конверте карточка со словом в котором пропущены буквы Ш или Ж.
Логопед читает стихотворение.
«Пропавшие буквы».
Огорчился Карандаш:
Ш и Ж сбежали.
Вот беда, пропал и след!
Вы их не видали?
Ну тогда слова прочтите,
Эти буквы отыщите.
Логопед: - Прочтите слово, вставьте нужную букву.
Работа на местах, проверка у доски.
VII. Правописание ЖИ - ШИ в словах.
1. Знакомство с правилом правописания «ЖИ-ШИ».
Сказка « Как буквы Ш и Ж подружились с буквой И».
Логопед читает сказку, используя серию сюжетных картинок.
Однажды буквы Ш и Ж купались в реке. Вдруг подул сильный ветер, поднялись волны и буквы стали тонуть. Они закричали: «Помогите! Помогите! На берегу лежали буква Ы и буква И. Толстая, важная буква Ы только подняла голову, посмотрела и продолжала лежать. А буква И вскочила, бросилась на помощь. Протянула одну руку букве Ш, а другую – букве Ж и вытащила их на берег. С тех пор буквы Ш и Ж дружат с буквой И.
Обсуждение сказки. Воспроизведение текста детьми.
2. Закрепление правописания «ЖИ-ШИ» на письме.
Работа у доски и печатание в тетрадях (кассах) слов: ужин, ножи, мыши.
3. Заучивание стихотворения на правило «ЖИ-ШИ».
Жи и ши – такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
Жи и ши, жи и ши-
Только с «и» всегда пиши.
VIII. Итог.
ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА |
ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА |
ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА |
ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА |
ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА | ЛЫ...И ...АРФ ...УК ....АБА ...КАФ ЛО...КА КО...КА |