СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по обучению грамоте "Дифференциация звуков [Ф] и [В], [Ф’] и [В’]" (подготовительная группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по обучению грамоте "Дифференциация звуков [Ф] и [В], [Ф’] и [В’]" (подготовительная группа)

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по обучению грамоте "Дифференциация звуков [Ф] и [В], [Ф’] и [В’]" (подготовительная группа)»


Конспект НОД

Дифференциация звуков [Ф] и [В], [Ф’] и [В’].  

 (подготовительная группа)


Задачи: закреплять знания детей о звуках [Ф] и [В], [Ф’] и [В’],формировать  умение различать звуки [Ф] и [В], [Ф’] и [В’] на слух и правильно обозначать их буквами на письме, правильно произносить их в слогах, словах и фразах. Развивать логическое мышление, навыки фонематического и слогового анализа, обогащать словарный запас, зрительную и слуховую память, навыки самоконтроля. расширять кругозор, воспитывать положительное отношение к учению.

Оборудование: изображение Фили и Вили, карточка с изображением звуков, карточка со слогами,  карточки со словами.

Ход НОД:

  1. Организационый момент.


  1. Все ребята в доме жили -         Показать руками «дом» над головой

  2. Меж собой они дружили -         Подать друг другу руки

  3. И смеялись так чудно:

  4. Х И — ХИ — X И – хлопают в ладоши

  5. ХА–ХА        _        притопывания обеими ногами поочередно

  6. ХО-ХО        -        прыжки на носках.



Игра “Доскажи словечко”

– Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждёт:
Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка, кто меня найдёт?

Как зовут меня, скажи?
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок
Синеглазый… (василёк).


Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в … (волейбол).


Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные … (фонари).


Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона, это …(ворона).


Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую,
Обжигают с древних пор,
Называюсь я... (фарфор).


– Какие звуки были первыми в отгаданных вами словах?

- Кто догадался, о каких звуках и буквах мы сегодня будем говорить?


  1. Беседа по коммуникативной ситуации.


– Однажды человек Рассеянный пришёл в аптеку и попросил: “Подайте, пожалуйста, фату”. Аптекарь очень удивился и переспросил его. Человек Рассеянный повторил свою просьбу, но уже громче. Аптекарь ничего не понял и только развёл руками. Человек Рассеянный очень расстроился, ему было не понятно, почему же аптекарь так поступил с ним.


– Как вы думаете, почему расстроился Человек Рассеянный?
– А почему аптекарь не подал ему ничего?
– Почему человек Рассеянный вместо слова ВАТА произнес слово ФАТА?
– Чем отличаются эти слова?

- Назовите первый звук  в слове вата. (Звук В). Какой буквой обозначается этот звук?

- Дадим характеристику звукам: они согласные или гласные, звонкие или глухие?

- Проверим – ладошку к горлу, произнесём звук В. Какой сделаем вывод? Какие звуки обозначает буква В?

- Назовите первый звук в  слове фата. (Звук Ф). Какой буквой  на письме мы обозначаем эти звуки?.( Звуки  [Ф,Ф’])

- Дадим характеристику этим звукам. Какие звуки обозначает буква Ф?


«Волшебный мешочек»

Наши друзья - буквы и звуки - такие шалунишки — всегда пытаются нас запутать! Вот и сегодня волшебный мешочек просит вашей помощи. Вы готовы ей помочь? 

Назовите ваши буквы. А какие звуки в них прячутся? Произнесите их. Ребята, звуки [В] (вь) и [Ф] и (фь) поссорились, все время спорят  - кто из них лучше,  кто нужнее?  Как же нам помочь им помириться? (варианты ответов детей)

  А что, если нам попробовать выполнить хитрые задания, найти спрятавшиеся в словах звуки и убедиться. что в речи важны и звук В и звук Ф.

«Фонетическая ритмика»

Давайте отдохнём: предлагается всем встать возле своих стульчиков. Произносим звук «В» на выдохе и опускаем плавно руки через  стороны, на звук «Ф» - обнимаем себя,


Дифференциация согласных звуков [В] и [Ф] в слогах.


– Мы попали на полянку и весело поиграем в игру “Прыжок!”.
Если услышишь звук [В] – подпрыгни, а если [Ф] – то стой ровно. Будьте внимательны!

ВА – ВЫ – ФА – ФО – ВУ – ФЫ – ОФ – ИВ – АФА – ОВУ – ОФЫ – УВА – УФО – ЫВУ – УФЫ

А теперь сядем и повторим вместе:

вафа

фава

вуфу

фуву

фово

вофо

феве

вефе

вёфё

фёвё

фювю

вюфю

вяфя

выфы

фывы

фявя

- Повторяем по очереди: фасовать, вафли, алфавит, фаворит, февраль, автограф, шефство, дрейфовать.


4. Дифференциация согласных звуков [В], [Ф] в словах.

Игра “Шпионы”.


- Расшифруйте слово и определите место звука [В] или [Ф] .

… АТА, СО... А, … ОБЛА, …АРТУК, .. ЛЯГА, …ЛАГА, ЗА… ОД, …ИЛИН,  ОРМА, НО… ЫЙ , З… ОНОК.


5. Звуковой анализ.

У нас в гостях зайчики. Одного зовут Филя, другого Виля.  Они очень любят звуки, с которых начинается их имя. Какой звук первый в имени Вили? А какой – в имени Фили?

- Они даже любят разные продукты. Филя – все, что содержит звук Ф, а Виля – все, что содержит звук В.

Я буду называть продукты, а вы догадайтесь, чье это любимое лакомство.

Слова: конфеты, кефир, фасоль, картофель. Виноград, свёкла, слива, варенье, вафли.


  1. Физминутка.


Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём.  (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд,  (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот.  (Наклоны влево – вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.


7. Игра «Замени звук».

- Зайчики предлагают вам еще одну игру -  «Замени звук»

 - Замените первый звук в словах на В.

Щенок,   полк,  грач,  голос,  корона,  метка,  мышка.

- Замените первый звук в словах на Ф.

Пара,  бантик,  норма,  плот,  марш.


   8. Повтори предложения (по очереди).

У куклы фата из ваты. На софе сидит сова. Филька кушает вилкой. Ваня купил варенье и фрукты. Валя показывает фокусы. Валя - фокусник. У Вали фикус. У Вовы фиалки. У Фени васильки. Вова идет на фабрику. Вова знает буквы алфавита. Валя вышивает фартук. Ваня развернул конфету. В саду цветут фиалки. Федя несет графин с водой. В комнату через форточку влетел воробей. Мама связала дочери тёплый шарф. Валя моет вилки. Вова видел грифов. На софе - сова.


Ребята, а какие вы знаете профессии? Оказывается, есть и такие профессии. в названии которых живут наши непоседливые звуки «В» и «Ф». Я предлагаю вам взять листок с изображением людей разных профессий и рядом с каждой картинкой в квадрат положить соответствующую букву. (Фотограф - Ф. врач - В. воспитатель - В....). Составьте предложение по одной из картинок и запишите его.



  1. Итог занятия.

Ну что ж, ребята, вы грамотно и быстро справились с заданиями. Скажите, так какой же звук важнее «В» или «Ф»? Правильно - речь не может обойтись ни без одного звука. Здорово, если и звуки будут такими же дружными, как ребята в вашей группе.