Конспект НОД
Дифференциация звуков [Ф] и [В], [Ф’] и [В’].
(подготовительная группа)
Задачи: закреплять знания детей о звуках [Ф] и [В], [Ф’] и [В’],формировать умение различать звуки [Ф] и [В], [Ф’] и [В’] на слух и правильно обозначать их буквами на письме, правильно произносить их в слогах, словах и фразах. Развивать логическое мышление, навыки фонематического и слогового анализа, обогащать словарный запас, зрительную и слуховую память, навыки самоконтроля. расширять кругозор, воспитывать положительное отношение к учению.
Оборудование: изображение Фили и Вили, карточка с изображением звуков, карточка со слогами, карточки со словами.
Ход НОД:
Организационый момент.
Все ребята в доме жили - Показать руками «дом» над головой
Меж собой они дружили - Подать друг другу руки
И смеялись так чудно:
Х И — ХИ — X И – хлопают в ладоши
ХА–ХА _ притопывания обеими ногами поочередно
ХО-ХО - прыжки на носках.
Игра “Доскажи словечко”
– Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждёт:
Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка, кто меня найдёт?
Как зовут меня, скажи?
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок
Синеглазый… (василёк).
Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в … (волейбол).
Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные … (фонари).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона, это …(ворона).
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую,
Обжигают с древних пор,
Называюсь я... (фарфор).
– Какие звуки были первыми в отгаданных вами словах?
- Кто догадался, о каких звуках и буквах мы сегодня будем говорить?
Беседа по коммуникативной ситуации.
– Однажды человек Рассеянный пришёл в аптеку и попросил: “Подайте, пожалуйста, фату”. Аптекарь очень удивился и переспросил его. Человек Рассеянный повторил свою просьбу, но уже громче. Аптекарь ничего не понял и только развёл руками. Человек Рассеянный очень расстроился, ему было не понятно, почему же аптекарь так поступил с ним.
– Как вы думаете, почему расстроился Человек Рассеянный?
– А почему аптекарь не подал ему ничего?
– Почему человек Рассеянный вместо слова ВАТА произнес слово ФАТА?
– Чем отличаются эти слова?
- Назовите первый звук в слове вата. (Звук В). Какой буквой обозначается этот звук?
- Дадим характеристику звукам: они согласные или гласные, звонкие или глухие?
- Проверим – ладошку к горлу, произнесём звук В. Какой сделаем вывод? Какие звуки обозначает буква В?
- Назовите первый звук в слове фата. (Звук Ф). Какой буквой на письме мы обозначаем эти звуки?.( Звуки [Ф,Ф’])
- Дадим характеристику этим звукам. Какие звуки обозначает буква Ф?
«Волшебный мешочек»
Наши друзья - буквы и звуки - такие шалунишки — всегда пытаются нас запутать! Вот и сегодня волшебный мешочек просит вашей помощи. Вы готовы ей помочь?
Назовите ваши буквы. А какие звуки в них прячутся? Произнесите их. Ребята, звуки [В] (вь) и [Ф] и (фь) поссорились, все время спорят - кто из них лучше, кто нужнее? Как же нам помочь им помириться? (варианты ответов детей)
А что, если нам попробовать выполнить хитрые задания, найти спрятавшиеся в словах звуки и убедиться. что в речи важны и звук В и звук Ф.
«Фонетическая ритмика»
Давайте отдохнём: предлагается всем встать возле своих стульчиков. Произносим звук «В» на выдохе и опускаем плавно руки через стороны, на звук «Ф» - обнимаем себя,
Дифференциация согласных звуков [В] и [Ф] в слогах.
– Мы попали на полянку и весело поиграем в игру “Прыжок!”.
Если услышишь звук [В] – подпрыгни, а если [Ф] – то стой ровно. Будьте внимательны!
ВА – ВЫ – ФА – ФО – ВУ – ФЫ – ОФ – ИВ – АФА – ОВУ – ОФЫ – УВА – УФО – ЫВУ – УФЫ
А теперь сядем и повторим вместе:
вафа | фава | вуфу | фуву |
фово | вофо | феве | вефе |
вёфё | фёвё | фювю | вюфю |
вяфя | выфы | фывы | фявя |
- Повторяем по очереди: фасовать, вафли, алфавит, фаворит, февраль, автограф, шефство, дрейфовать.
4. Дифференциация согласных звуков [В], [Ф] в словах.
Игра “Шпионы”.
- Расшифруйте слово и определите место звука [В] или [Ф] .
… АТА, СО... А, … ОБЛА, …АРТУК, .. ЛЯГА, …ЛАГА, ЗА… ОД, …ИЛИН, ОРМА, НО… ЫЙ , З… ОНОК.
5. Звуковой анализ. У нас в гостях зайчики. Одного зовут Филя, другого Виля. Они очень любят звуки, с которых начинается их имя. Какой звук первый в имени Вили? А какой – в имени Фили? - Они даже любят разные продукты. Филя – все, что содержит звук Ф, а Виля – все, что содержит звук В. Я буду называть продукты, а вы догадайтесь, чье это любимое лакомство. Слова: конфеты, кефир, фасоль, картофель. Виноград, свёкла, слива, варенье, вафли. Физминутка. Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте.) Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.) Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.) Влево, вправо поворот. (Наклоны влево – вправо.) Три наклона, прямо встать. (Приседания.) Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.) Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.) Всем улыбки подарили. | |
7. Игра «Замени звук». - Зайчики предлагают вам еще одну игру - «Замени звук» - Замените первый звук в словах на В. Щенок, полк, грач, голос, корона, метка, мышка. - Замените первый звук в словах на Ф. Пара, бантик, норма, плот, марш. | |
8. Повтори предложения (по очереди).
У куклы фата из ваты. На софе сидит сова. Филька кушает вилкой. Ваня купил варенье и фрукты. Валя показывает фокусы. Валя - фокусник. У Вали фикус. У Вовы фиалки. У Фени васильки. Вова идет на фабрику. Вова знает буквы алфавита. Валя вышивает фартук. Ваня развернул конфету. В саду цветут фиалки. Федя несет графин с водой. В комнату через форточку влетел воробей. Мама связала дочери тёплый шарф. Валя моет вилки. Вова видел грифов. На софе - сова.
Ребята, а какие вы знаете профессии? Оказывается, есть и такие профессии. в названии которых живут наши непоседливые звуки «В» и «Ф». Я предлагаю вам взять листок с изображением людей разных профессий и рядом с каждой картинкой в квадрат положить соответствующую букву. (Фотограф - Ф. врач - В. воспитатель - В....). Составьте предложение по одной из картинок и запишите его.
Итог занятия.
Ну что ж, ребята, вы грамотно и быстро справились с заданиями. Скажите, так какой же звук важнее «В» или «Ф»? Правильно - речь не может обойтись ни без одного звука. Здорово, если и звуки будут такими же дружными, как ребята в вашей группе.