Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана
«Детский сад «Умка»
Программа: Растим юного гражданина
(блок) Ребенок Благородный Человек Гражданин
Духовно-нравственное становление Гражданина
Добротолюбие, сердцеведение, человечность.
Конспект НОД.
«Правила, по которым мы живем»
Старший дошкольный возраст
Тема НОД: «Правила, по которым мы живем».
Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье.
Цель: Дать понятие о том, что группа, которую посещают дети, есть маленькая страна, в которой необходимо следовать правилам поведения, которые могут изменяться и корректироваться при необходимости, если большинство считает это целесообразным.
Задачи: Формировать представления о правилах культурного поведения в группе сверстников. Вызвать у детей отзывчивость, желание помогать друг другу. Научить других тому, что умеешь хорошо делать сам. Формировать у детей умение учитывать права сверстников, сдерживать негативные проявления. Развивать у детей волевые качества: ориентироваться в поведении на самоконтроль, отвечать за поступки, порученное дело.
Предварительная работа: решение проблемных ситуаций.
Оборудование: конверт с письмом, волшебная палочка, карточки с изображенными на них проблемными ситуациями, цветок из бумаги с открепляющимися от него лепестками по количеству детей.
Ход: Активизация внимания детей с помощь игры «Потерялся человек»
Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)...» — и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)».
Раздается стук в дверь, заходит почтальон и вручает письмо от Незнайки. Педагог вскрывает конверт и читает детям письмо, в котором говорится о том, что в Цветочном городе человечки друг с другом поссорились и перестали понимать друг друга. Незнайка просит помочь разобраться с проблемными ситуациями. Давайте поможем жителям Цветочного города? Может, мы придумаем свод правил, который поможет жителям города при общении друг с другом?
Дидактическая игра «Верно или нет?»
- Ребята в конверте вместе с письмом лежали еще и картинки, на которых изображены разные проблемные ситуации, предлагаю вам рассмотреть их и найти правильный выход в соответствии с этикетом.
Эвристическая беседа: «Умения и навыки поведения в обществе»
Вопросы:
- Какие вежливые слова мы говорим, друг другу, когда приходим в детский сад и уходим из него?
- Что должны делать мальчики, когда в группу приходит гость?
- Как мы поступаем, когда садимся обедать?
- Что нужно сделать, если при вас сверстник произносит скверное слово?
- Почему мальчики уступают место девочкам и пропускают их вперед при входе в дверь?
- Чем можно помочь взрослым в детском саду?
- Почему игрушки нужно убирать после игры?
- Какие вежливые слова мы произносим при общении друг с другом?
Игра «Подари комплимент»
Ребята предлагаю вам закрепить то, что мы узнали из беседы и подарить друг другу комплименты. В руки волшебную палочку возьму, поколдую, как могу. Раз, два, три в вежливых детей превратитесь вы. Передавая волшебную палочку говорим комплименты стоящему с вами рядом товарищу.
Физминутка.
"Улыбнитесь".
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали
Дидактическая игра: «Зачем нужны правила?»
Дети встают в круг. Ведущий вытягивает правую руку перед собой и по команде взрослого вращается вокруг себя с закрытыми глазами. По команде «Стоп!» останавливается, и тот ребенок на кого указывает ведущий, говорит, зачем нужны правила.
Дидактическая игра: «Продолжи ряд»
Ребята, предлагаю вам, разделится на две группы с помощью цветка дружбы. Возьмите себе по лепестку и тот, кому достались желтые лепестки сядут за стол, на котором лежит карточка с изображением желтого цветка, а все остальные сядут за другой стол. Мы поиграем с вами в игру «Продолжи ряд». На лепестках, которые вы взяли, написаны правила, которые мы используем в нашей группе, но в них пропущены важные слова, лежащие перед вами на карточках. Выберете подходящее по смыслу слово и вставьте его на пропущенное место.
- Ребята с помощью цветка дружбы у нас появился свой свод правил, которыми мы пользуемся при общении друг с другом в группе, давайте вспомним их. Предлагаю вам послать этот цветок дружбы человечкам в Цветочный город пусть и у них, наконец, наступит мир, и они благодаря нашим правилам научатся вежливому отношению друг к другу.
Рефлексия
Арт-упражнение: «Цветок дружбы»