СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по теме: "Виды и свойства информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по теме: "Виды и свойства информации"

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме: "Виды и свойства информации"»

Тема: «Информация. Виды и свойства информации»

Вид занятия – лекционное занятие.

Тип занятия – информационно-развивающие

Цели занятия:

Учебные:

Знать:

  • определение информации и информатики.

  • какие существуют виды информации;

  • какими свойствами обладает информация;

  • основные понятия информатики;

  • какими средствами передаться информация.

Уметь:

  • приводить примеры информации из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник и приемник;

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры студентов, внимательности, аккуратности; дисциплинированности, усидчивости.

Развивающие:

  1. Развивать технические способности студентов;

  2. Активировать мыслительную деятельность студентов;

  3. Развивать умение конспектировать.

Методическое обеспечение:

Средства обучения:

  • Мультимедийная презентация «Виды и свойства информации»

Материальное оснащение:

  • ПК, проектор;

  • стулья, столы.

Междисциплинарные связи:

  • Математика

  • Физика

  • История


Внутридисциплинарные связи:

  • Основы информационных технологии.



№ № элемента

Этап

Преподаватель

Цель

Организационный момент

Преподаватель обращает внимание на внешний вид студентов, готовность аудитории к занятию, отмечает отсутствующих. Называет тему занятия.

Мобилизовать внимание студентов, создать рабочую обстановку.

Обоснование

темы и

мотивация

Мотивация темы. Постановка цели. Формулировка задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, знакомство с ходом занятия.

Создать мотив для изучения темы.

Изучение нового материала

Тема: «Информация. Виды и свойства информации». Дать понятие информатики, информации. Познакомить с свойствами информации и ее видами. Узнать средства передачи информации. Структуру предметной области информатика.

Объяснить новый материиал.

Рефлексия. Итог занятия

Обобщение, подведение итогов.

Ответить на вопросы студентов. Назвать следующую тему лекции.

Поблагодарить за внимание. Попрощаться.




ЛИТЕРАТУРА


Основная:


  1. Великович Л.С., Цветкова М.С. «Информатика и ИКТ» (учебник), Москва издательский центр «Академия» 2012г.

  2. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (учебник) Москва ИД «Форум» - Инфра-М 2012г.

  3. Федотова Е.Л «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (учебник) Москва ИД «Форум» - Инфра-М 2012г


Дополнительная:


  1. Свиридова М.Ю «Информационные технологии в офисе» (учебное пособие), Москва издательский центр «Академия» 2007г.




Новый материал


Информация – это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо.

Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.

Во внешнем мире информация отражается с помощью знаков или сигналов. В дальнейшем изучая новую тему, мы с вами будем говорить различных видах информации.


Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

  • Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

  • Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.

  • Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.

  • Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

по форме представления:

  • Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

  • Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

  • Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.

  • Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.

по назначению:

  • Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

  • Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

  • Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.

  • Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.).



Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания).

Свойства информации:

  1. полнота — свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект или процесс;

  2. актуальность— способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени;

  3. достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, если устареет и перестанет отражать истинное положение дел;

  4. доступность — свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем;

  5. релевантность — способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;

  6. защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения информации;

  7. эргономичность — свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.


Т.к. информация считается особым видом ресурса, который находится в неисчерпаемом количестве, то можно говорить еще и о таких свойствах информации как:

  1. запоминаемость;

  2. передаваемость;

  3. воспроизводимость;

  4. преобразуемость;

  5. стираемость.

Запоминаемость — одно из самых важных свойств. Запоминаемую информацию будем называть макроскопической (имея в виду пространственные масштабы запоминающей ячейки и время запоминания). Именно с макроскопической информацией мы имеем дело в реальной практике.

Передаваемость способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть «запомнена» другой макроскопической системой и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании.

Воспроизводимость информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. что при копировании информация остается тождественной самой себе.

Фундаментальное свойство информации — преобразуемость. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может.

Свойство стираемости информации также не является независимым. Оно связано с таким преобразованием информации (передачей), при котором ее количество уменьшается и становится равным нулю.

Данных свойств информации недостаточно для формирования ее меры, так как они относятся к физическому уровню информационных процессов.

Носителем информации может быть:

любой материальный предмет (бумага, камень и т.д.);

волны различной природы: акустическая (звук), электромагнитная (свет, радиоволна) и т.д.;

вещество в различном состоянии: концентрация молекул в жидком растворе, температура и т.д.

Машинные носители информации: CD, DWD, BR, HDD, Flash и т.д.