Тема: «Информация. Виды и свойства информации»
Вид занятия – лекционное занятие.
Тип занятия – информационно-развивающие
Цели занятия:
Учебные:
Знать:
определение информации и информатики.
какие существуют виды информации;
какими свойствами обладает информация;
основные понятия информатики;
какими средствами передаться информация.
Уметь:
приводить примеры информации из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник и приемник;
Воспитательные:
воспитание информационной культуры студентов, внимательности, аккуратности; дисциплинированности, усидчивости.
Развивающие:
Развивать технические способности студентов;
Активировать мыслительную деятельность студентов;
Развивать умение конспектировать.
Методическое обеспечение:
Средства обучения:
Материальное оснащение:
ПК, проектор;
стулья, столы.
Междисциплинарные связи:
Математика
Физика
История
Внутридисциплинарные связи:
№ № элемента | Этап | Преподаватель | Цель |
| Организационный момент | Преподаватель обращает внимание на внешний вид студентов, готовность аудитории к занятию, отмечает отсутствующих. Называет тему занятия. | Мобилизовать внимание студентов, создать рабочую обстановку. |
| Обоснование темы и мотивация | Мотивация темы. Постановка цели. Формулировка задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, знакомство с ходом занятия. | Создать мотив для изучения темы. |
| Изучение нового материала | Тема: «Информация. Виды и свойства информации». Дать понятие информатики, информации. Познакомить с свойствами информации и ее видами. Узнать средства передачи информации. Структуру предметной области информатика. | Объяснить новый материиал. |
| Рефлексия. Итог занятия | Обобщение, подведение итогов. | Ответить на вопросы студентов. Назвать следующую тему лекции. Поблагодарить за внимание. Попрощаться. |
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Великович Л.С., Цветкова М.С. «Информатика и ИКТ» (учебник), Москва издательский центр «Академия» 2012г.
Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (учебник) Москва ИД «Форум» - Инфра-М 2012г.
Федотова Е.Л «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (учебник) Москва ИД «Форум» - Инфра-М 2012г
Дополнительная:
Свиридова М.Ю «Информационные технологии в офисе» (учебное пособие), Москва издательский центр «Академия» 2007г.
Новый материал
Информация – это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо.
Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.
Во внешнем мире информация отражается с помощью знаков или сигналов. В дальнейшем изучая новую тему, мы с вами будем говорить различных видах информации.
Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
по форме представления:
Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
по назначению:
Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.).
Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания).
Свойства информации:
полнота — свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект или процесс;
актуальность— способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени;
достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, если устареет и перестанет отражать истинное положение дел;
доступность — свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем;
релевантность — способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;
защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения информации;
эргономичность — свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.
Т.к. информация считается особым видом ресурса, который находится в неисчерпаемом количестве, то можно говорить еще и о таких свойствах информации как:
запоминаемость;
передаваемость;
воспроизводимость;
преобразуемость;
стираемость.
Запоминаемость — одно из самых важных свойств. Запоминаемую информацию будем называть макроскопической (имея в виду пространственные масштабы запоминающей ячейки и время запоминания). Именно с макроскопической информацией мы имеем дело в реальной практике.
Передаваемость способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть «запомнена» другой макроскопической системой и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании.
Воспроизводимость информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. что при копировании информация остается тождественной самой себе.
Фундаментальное свойство информации — преобразуемость. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может.
Свойство стираемости информации также не является независимым. Оно связано с таким преобразованием информации (передачей), при котором ее количество уменьшается и становится равным нулю.
Данных свойств информации недостаточно для формирования ее меры, так как они относятся к физическому уровню информационных процессов.
Носителем информации может быть:
любой материальный предмет (бумага, камень и т.д.);
волны различной природы: акустическая (звук), электромагнитная (свет, радиоволна) и т.д.;
вещество в различном состоянии: концентрация молекул в жидком растворе, температура и т.д.
Машинные носители информации: CD, DWD, BR, HDD, Flash и т.д.