СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Государство на берегах Нила"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 5 классе по теме "Государство на берегах Нила"»


Тема урока: Государство на берегах Нила

Цель урока: исследование учащимися 5 класса местоположения и природы Древнего Египта,

рода и вида занятий жителей в государстве, расположенном на берегах Нила;

- приучать самостоятельно работать с учебной и внешкольной информацией

; развивать умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности ;- научить сотрудничать с соучениками, коллективной работеХод урока:

1. Организационный момент 2. Актуализация знаний учащихся (7 минут)

1. Назовите коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудие труда- родовая община

2. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» СТАРЕЙШИНА – ВОЖДЬ - РУБИЛО

СТАДО – ПИСЬМЕННОСТЬ – РОД ; МОТЫГА – ИДОЛ – МОЛИТВА

СОБИРАТЕЛЬСТВО – ОХОТА –МОЛИТВА : СОБАКА – КОШКА – КОЗА

3. Какие занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

а) охота; б) скотоводство; в) собирательство

для второй группы:

1. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

а) цари; б) жрецы; в) старейшины

2. Первое домашнее животное, прирученное человеком? а) корова; б) лошадь; в) собака

3. Вера в сверхъестественное и поклонение им –

для третьей группы:

1. Наука, изучающая прошлое и настоящее человечества -

2. Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди?

3. Наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей –

Появлялись государства там, где главным занятием было земледелие. Чаще всего люди занимались земледелием возле больших рек, где плодородная и мягкая почва давала обильные урожай.

Именно пять с половиной тысяч лет тому назад в Африке в нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация Древнего Египта.

– Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация? Обратите внимание на доску, перед вами слова-подсказки, попробуйте из них сложить определение термина «Цивилизация».

Объединение людей, ведение хозяйства, особенности управления, культура.

Ответы учащихся. Работа со словарем. На слайде ученики читают определение:

Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

план урока.

1.Географическое положение Египта.

2.Природно - климатические особенности Египта.

3.Объединение государства.

Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении материала?

Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана

Что нам поможет в преодолении этих затруднений? текст параграфа, алгоритмы работы для групп, атлас, раздаточный материал.

  1. Усвоение новых знаний

1) работа с учебником

- В северо-Восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-жёлтые пески сменяются суровыми скалами. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил.

- По берегам рек росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус. Из него делали похожий на бумагу писчий материал, который назывался папирус.

- Богаты воды Нила рыбой и животными. ПО берегам можно было наблюдать крокодилов. В прибрежных зарослях можно было увидеть бегемота и дикую кошку, удода и пеликана, уток и гусей.

- Течение реки встречало на своём пути каменные преграды- пороги, мешающие судоходству. Пройдя пороги, река спокойно текла на север. Впадая в Средиземное море, она разделялась на несколько рукавов, образующих огромный треугольник – дельту.

- Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – оазисы. Там росли пальмы и кустарники вокруг воды, бьющей ключом из-под земли.

- итак, Египет – это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

3) рассказ учителя: «Глядя на карту (стр. 33 в учебнике), то вы можете сказать о климате и природных условиях?»

- климат в Египте жаркий. В июне здесь стоит сильная жара. Небо ясное, безжалостно палит солнце. От жары и отсутствия влаги глубокими трещинами покрыта почва. В таких условиях большие реки обычно мелеют, а маленькие совсем высыхают. Но вдруг вода начинает прибывать.

- Если бы с вами вдруг задали вопрос египтянину: « Что же происходит?», то услышали бы такой ответ: « далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни»

- А вот что же происходит на самом деле мы сейчас узнаем, прочитав материална стр. 35 – 36.

4) работа по учебнику: Стр. 35-36 5) самостоятельная работа

- Сейчас вы самостоятельно прочитаете об объединении Египта и заполните карточку. Стр. 36.

Карточка №1.

Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около ___________ небольших государств, которые между собой _________________________. Впоследствии в долине Нила образовалось два больших государства: ___________________________________________________, а выше по течению ______________________________________________________

Царь южного Египта носил корону _________________________________ цвета, похожую на ___________________. Корона северного царя была ____________________ цвета и имела ___________________________ сзади. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта подчинил __________________________________________. Он стал носить ______________________ корону. Повелителей стали называть ____________________________________. Столицей египетского государства стал город ______________________________________________________.

Проверим: 1. 40 2. воевали 3. Северный Египет 4. Южный Египет. 5. белого 6. шлем. 7. красного 8. возвышение. 9. северный Египет. 10 двойную корону 11. фараонами 12. Мемфис.

Египтяне изобрели иероглифическое письмо, в котором было около 7–8 сотен иероглифов.На берегах Нила (особенно в дельте) лесов не было, но в изобилии рос папирус – это тростниковая пальма семейства осоковых высотой в 2–3 человеческих роста. Папирус египтяне активно использовали:1. Из стволов делали хижины, которые обмазывали глиной, и лодки.2. Из тонких побегов плели сандалии и циновки – плетёный настил, на котором спали.3. Молодые побеги употребляли в пищу.4. Из стеблей делали знаменитый материал для письма,

Закрепление, формирование умений и навыков

- Где находится Египет?- Чем защищен Египет с запада?

- Чем защищена восточная часть страны?Какой рельеф имеет страна? - Какая река протекает?

- Где берёт своё начало река Нил?- Куда впадает Нил? Сколько небольших царств возникло вначале на территории Нила?

VI. Информация о домашнем задании.

Прочитать § 6, вопросы, задание « Подумайте» на стр. 37 – письменноVII. Рефлексия (подведение итогов занятия)