СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО»

План-конспект урока ИЗО

Организационно-деятельностный компонент:

Составители: Левашова А., Есыпчук А.

Дата проведения: 09.02.2021г.

Время: 12:10-12:55

Место: МАОУ СОШ №72

Класс: 2 «В»

Тема: «Гжель».

Целевой компонент урока:

Цель: ознакомление обучающихся с техникой росписи «Гжель», с историей и особенностями этого искусства.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с искусством гжельских мастеров; научить применять простейшие приёмы, элементы и мотивы гжельской росписи: мазок с тенями, точки, сеточка, штрихи, дужки (бордюр); углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Развивающие: развивать мышление, творческое воображение, фантазию, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать умение работать с кистью и красками, развивать познавательную активность детей, художественный вкус, эстетическое восприятие, чувство ритма и цвета, индивидуальные творческие способности.

Воспитательные: воспитывать интерес к изобразительному искусству, любовь к искусству народных мастеров, воспитывать у обучающихся нравственные качества: аккуратность, усидчивость, ответственность за качество выполненной работы.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, применять на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи; овладевают навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись), овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: уметь передавать свои наблюдения в рисунке, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, находить ответы на вопросы в презентации; уметь отгадывать загадки, строить рассуждения об объекте; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию); планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); уметь слушать и понимать высказывания собеседников, вступать в диалог и высказывать суждения.

Предметные: использовать различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности; проявлять художественный вкус, воображение, фантазию, устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа в трудовой сфере; овладевать основами изобразительной грамоты, особенностями средств художественной выразительности.

Формы работы обучающихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование:

Оборудование для учителя: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, дидактический материал: кроссворд, краски, листы, кисточки, баночка для воды, салфетки.

Оборудование для обучающихся: краски, кисти, баночка для воды, листы бумаги.

Содержательный компонент урока

Ход урока:

1. Организация начала занятия.

1) Приветствие.

У.: – Здравствуйте, ребята! Сегодня урок изобразительного искусства у вас проведём мы. Садитесь.

2) Проверка готовности к уроку.

У.: – Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Посмотрите, все ли лежит на ваших партах? Должны быть гуашь, кисти, баночка для воды, листы бумаги, а всё лишнее нужно убрать.

3) Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.: – Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

2. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: – Ребята, посмотрите на доску. Что на ней изображено? (слайд)

Д.: – На доске изображён ребус.

У.: – Верно, это ребус. Вам нужно его отгадать и понять, какую тему мы будем сегодня изучать.

(Деятельность обучающихся: работа с доской).

У.: – Ребята, назовите тему нашего сегодняшнего урока.

Д.: – Гжель. (слайд)

У.: – Правильно, а какую цель мы можем поставить?

Д.: – Узнать, что такое Гжель, научиться рисовать. (ответы детей)

У.: – Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с росписью Гжели, попробуем расписать тарелочку в стиле Гжель.

3. Открытие новых умений, знаний.

1) Беседа.

У.: – Ребята, вы знакомы с этим видом росписи? (ответы детей)

У.: – Я сейчас вас познакомлю с ним подробнее. Прочитаю вам сказку.

У.: – Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

У.: – Понравилась вам бело-голубая сказка? (ответы детей)

У.: – О каком промысле эта сказка?

Д.: – Гжельская роспись.

У.: – Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

Д.: – Глина, фарфор.

У.: – Какие цвета используют мастера в росписи гжель?

Д.: – Белый, голубой (синий).

У.: – Что украшают гжельскими узорами?

Д.: – Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца.

2) Практическая работа. Подготовка к росписи.

У.: – Сейчас мы с вами познакомимся с основными элементами гжельской росписи. И попробуем их изобразить.

У.: – Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров –точки, штрихи и линии. Давайте попробуем их изобразить. Линии и штрихи должны быть тоненькими, рисуем кончиком кисти. (слайд)

У.: – Бордюры – простейшие орнаменты. Пробуем. Можете смешивать белую и синюю краски, получать новые оттенки. Чтобы дужки получились красивые и аккуратные, мы также рисуем кончиком кисти, не давим на нее. (слайд)

У.: – Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Делаем капельки – примакиванием кисти. (слайд)

У.: – Мазок с тенью – или «Мазок на одну сторону». Особенность такого мазка в том, что след после кисти остается в плавном переходе цвета – от темного к светлому. Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти – с одного края её должно быть больше (с этого края и получится более темный оттенок). Кисть должна быть широкой. На слайде вы видите основные типы мазка с тенью, а также последовательность рисования цветочка: синей розы. (слайд)

(Каждый элемент представлен на слайде, рассказывая про него, учитель одновременно рисует на листе, который прикреплен к доске. Вместе с учителем рисуют ученики).

4. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

У.: – Ребята, сейчас мы с вами отдохнем.

Пальцовка №1.

Исходное положение: руки перед собой пальцы направлены вверх и максимально выпрямлены. На каждой руке кончик указательного пальца соединяются с большим. Похоже на жест – «О'кей». Теперь одновременно обеими руками делаем достаточно сильное нажатие большим пальцем на кончики других пальцев по порядку – средний, безымянный, мизинец. Как только дошли до мизинца – возвращаемся также назад до указательного. Пальцы, которые не участвуют в нажатиях – стараемся насколько можно выпрямить. Это важно. (слайд)

Пальцовка №2.

Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой. И одновременно указательный палец правой руки с большим пальцем левой. Теперь те пальцы, которые ниже разнимаем, переводим наверх и снова делаем нажатие. И так дальше по циклу. Получится так называемая «дорожка». (слайд)

5. Открытие новых умений, знаний (продолжение).

1) Практическая работа. Роспись.

У.: – Настроились на работу. Я вам выдаю листы, на которых изображен круг. Представьте, что это тарелочка. Вам необходимо проявить всю свою фантазию и расписать тарелочку в стиле Гжель. На доске вы видите примеры росписи. (слайд)

(Обучающиеся выполняют работу).

2) Выставка работ.

У.: – Все справились? Кто не справился, ничего страшного. Давайте покажем свои работы и оценим работы одноклассников.

У.: – Первый ряд, покажите свои работы. Чья робота вам понравилась больше?

(Далее показывают и оценивают работы 2 и 3 ряды).

(Обучающиеся показывают работы и оценивают их. Объясняют, почему данная работа им понравилась больше или меньше).

3) Работа в парах. Кроссворд.

У.: – Ребята, сейчас вы поработаете в парах. Я раздам вам кроссворды, а вам нужно будет их разгадать. Кто справится, поднимет руку.

Вопросы кроссворда:

1. Он состоит из цветов (букет).

2. Это цвет гжельской керамики (белый).

3. Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой).

4. Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).

5. Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель).

6. Именно они преобладают в росписи гжельской посуды (цветы).

7. Это основной цвет в росписи гжельской керамики (синий).

8. Это вид тонкой керамики (фарфор).

9. Это вид художественной техники, в которой используются живопись и наклеивание различных материалов (коллаж).

У.: – Хорошо, проверяем как вы справились с этим заданием.

6. Итог урока. Рефлексия.

У.: – Ребята, урок подходит к завершению. Давайте вспомним, чем мы сегодня на уроке занимались?

Д.: – Знакомились с гжелью, выполняли роспись тарелки, отвечали на вопросы, разгадывали кроссворд.

У.: – Что нового вы узнали?

Д.: – Что такое гжельская роспись, какие цвета используются. (ответы детей)

У.: – Вам было сложно?

У.: – Что было самым сложным?

У.: – Что было легким? (ответы детей)

У.: – Спасибо вам за урок. Мне очень понравилось работать с вами. А сейчас приведём наши рабочие места в порядок.

Уборка рабочего места.

Список литературы:

1. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-izo-po-teme-gzhel-klass-2118717.html

2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2019/01/28/urok-izo-gzhel

3. https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-skazochnaia-gzhiel.html

4. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4368/conspect/176329/

5. https://urok.1sept.ru/articles/500188

6. https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/192880-vneurochnoe-zanyatie-skazochnaya-gzhel-2-klass.html

7. https://znanio.ru/media/konspekt-uroka-izo-vo-2-klasse-po-teme-dekorativnoe-risovanie-gzhel-2542836

8. https://kladraz.ru/blogs/galina-ivanovna-perekrestova/urok-izobrazitelnogo-iskustva-sineglazaja-gzhel.html