СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Метафора"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Метафора"»

ТЕМА: "МЕТАФОРА"

Класс: 6А

Цели:

Обучающая: Продолжить знакомство с метафорой как средством выразительности, учить применять метафору в устной и письменной речи.

Развивающая: Развивать речь, внимание, умение находить метафору в тексте, творческие способности учащихся.

Воспитательная: Воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: Актуализация знаний о прямом и переносном значении слов, об особенности метафоры как изобразительного средства языка.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации.

Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения.

Личностные УУД:

Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.

Оборудование: учебник Л.М. Рыбченковой, словари, презентация, компьютер с выходом в Интернет (сайт РЭШ), проектор

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

Орг. момент. Мотивация.

Я держу в руках засохший цветок. Тонкие остроконечные листья, желтые лепестки, словно крылья бабочки, венчают хрупкий стебель. Цветок утратил аромат, и только наша фантазия возвращает нас в лето. В лесу ли, на лугу ли рос этот цветок? Прохладный ли ветер овевал это маленькое солнышко в зелёной траве?? Мы не знаем. Чья-то рука сорвала этот цветок и положила в книгу. Для чего он годен теперь? Только для гербария или как закладку для книги. А равнодушные руки выбросят, как ненужный мусор. Но, возможно, вот такой цветок оказался однажды в руках А. С. Пушкина. Он нашел его в забытой книге. Цветок попал в руки поэту, и... родились стихи.

- Почему этот засохший цветок так интересен поэту? (Он напоминает о людях).

- Почему так много эпитетов к слову цветок и глаголов в прошедшем времени? (Пушкин «сочинил» судьбу цветка.)

- Судьба цветка здесь - это чья судьба на самом деле?

- Можно ли сказать, что судьба здесь сравнивается с цветком?

Определение темы и целей урока

Теперь давайте попробуем определить тему урока.

- Как вы думаете, почему я обратилась к стихотворению? С чем будет связана тема? (с литературой)

- Что отличает поэтические тексты от обычных, например, научных? (особая выразительность языка)

- Как достигается эта выразительность? С помощью каких средств? Назовите синоним к слову.

- Кто-нибудь догадался о чём будет идти речь на уроке?

- О каком именно лексическом выразительном средстве? С чем сравнивается цветок?

Откроем тетради. Число. Классная работа. Тема.

А теперь попробуем определить цели урока.

С метафорой вы уже немного знакомы. На уроках литературы мы обращались к ней.

(Учитель уточняет и корректирует ответы учеников. Обобщает)

Работа над темой

Ребята, нас окружает мир явлений, звуков, красок. Всему мы придумываем имена, названия. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство предметов и явлений. И это позволяет ему познавать мир.

- Давайте вспомним, какие слова мы используем для сравнения? (Будто, словно, как, наподобие, похоже).

Заметить что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение -совсем не просто. Что для этого необходимо?

Сейчас мы посмотрим иллюстрации (слайд). Хотелось бы услышать, какое впечатление они на вас произвели.

- Подберите сравнения к тому, что вы видите. 

- Какое лексическое выразительное средство вы называете сейчас?

- Можно сравнивать без союзов? (Зеркало реки, паутина света и т.д.)

- В прямом или переносном значении употребляются эти сравнения? (В переносном).

- Кто-нибудь уже догадался, что такое метафора?

А теперь давайте обратимся к учебнику. И найдем там определение метафоры.

Но учебник не единственный источник информации.

- К чему следует обратиться, если необходимо найти значение слова?

Работа со словарями (Толковый словарь Ожегова, Словарь иностранных слов, Литературоведческий словарь)

Затем все определения проецируются на экран

- Что общего? Какое ключевое слово? Какое определение вам ближе, понятнее?

- Ребята, какую роль играет метафора в речи? Зачем мы обращаемся к этой теме?

Закрепление

Работа с учебником (Рыбченкова)

 Упр. 99 (устно, подбираем синонимы)

Работа с сайтом РЭШ (заполнение таблицы: найти только метафоры): https://resh.edu.ru/subject/lesson/4848/train/93595/

Физкультминутка

Метафора лежит в основе загадок. Давайте немножко отдохнем и отгадаем их.

Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок,

Белые реснички.

Ромашки

Где березняк рябой и редкий,

Где тает дымка лозняка,

Он, в серой курточке, на ветке

Сидит и держит червячка.

Воробей

Одеяло белое

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

Снег

Анализ стихотворения (слайд)

(Найти лексические выразительные средства, вставить пропущенные буквы)

Возможные варианты ответов: сыпал лес свои вершины, обнажил чело сад, чело сада, дохнул сентябрь, дыханье ночи обожгло, царица роза, благоуханна и пышна, гаснущий день, злоба дня, жестокие испытания

Осенняя роза

Осыпал лес св…и в…ршины,
Са… обнажил свое чело,
Дохнул с…нтябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении м…р…за
Между п…гибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.

Назло ж…стоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.

Придумаем свои метафоры (слайд)

Трудно? Но интересно. Создать хорошую метафору очень трудно, ещё Аристотель говорил, что метафора - это отличительный признак гения. Значит, сегодня мы прикоснулись с вами к гениальному.

Посмотрите, каким увидели дождь художники слова (слайд)

1.Сыплет дождик большие горошины (Н. Заболоцкий)

2. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)

Синтаксический разор предложений

На экзамене в 9 классе будут проверять знание лексических выразительных средств.

Задания экзамена (слайд)

Ребята, а сейчас мы представим себя в роли писателей. Наверняка вы заметили, что тема урока у нас осенняя. Попробуем написать сочинение- миниатюру об Осени, используя лексические выразительные средства. Чтобы пришло вдохновение, предлагаю посмотреть видеоролик

Сочинение-миниатюра "Осень". Чтение работ.

Рефлексия. Выставление оценок

Достигли ли мы целей, которые ставили на уроке?

Где мы сможем использовать знания, полученные на уроке?

Опишите ваше настроение, эмоции, используя метафору?

Какую метафору вы бы придумали для метафоры?

Кому бы вы поставили сегодня оценку?

Домашнее задание

Упр. 104 (для всех)

Видеоролик "Метафора" (по желанию)