4. Обобщение по теме. Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Числительное»; учить применять на практике полученные знания, совершенствовать навыки правописания глаголов. | 1. Сообщение темы и цели: На этом уроке мы обобщим изученное по теме: «Числительное». На многих уроках по теме мы поговорили о родном городе, его истории и достопримечательностях. Сегодня мы еще раз поговорим о Ельце и, может быть, вы узнаете что-то новое. Подумайте и скажите, как тема «Числительные» может быть связана с историей города Ельца. 2. Опрос. слайд 3 - Перед вами вопросы к различным частям речи. Выберите те, на которые отвечают числительные? - Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько? - Как они называются? - Как называются числительные, отвечающие на вопрос какой? - Что они обозначают? Примеры. - На каком уроке вы часто называете порядковые числительные (по порядку от одного и дальше)? 3. Предупредительный диктант. слайд 4 - Перед вами меткие народные выражения, в которых пропущены числительные от 1 до 9. В ___ счёта. На ___ небе. В ___ шеи. В ___ миг. Как свои ___ пальцев - Какие из этих числительных вы напишете с Ь на конце? - Отгадайте пропущенные слова. - Запишите выражения. - Объясните их значение. - Посмотрим, все ли вы знаете, как свои 5 пальцев: - назовите порядковое числительное, надпишите (П.Ч.), - докажите, что оно порядковое, - назовите 2 выражения, которые близки по смыслу, докажите. 4. Отгадайте загадки. слайд 5 (без текста) - Отгадки – числительные. А) Длинный нос, как клюв у птицы – Это цифра... (1) Б) Стоит она среди листа Одна, когда тетрадь пуста. Задрав свой нос до потолка, Она бранит ученика. И словно цапля средь болот Его за лень его клюет. Хоть у нее одна нога Она стройна, горда, строга. Ни журавль то, ни синица. А всего лишь... (1) В) Эта цифра просто чудо. У нее родня повсюду. Даже в алфавите есть У нее сестра-близнец. Г) Глядела цифра в зеркало И о сестре мечтала. Но только свойства одного Его видать не знала. И получила двойника. Как капелька водицы Сестра похожа на нее. Да только вниз косица. (6) - Кто запомнил все отгаданные цифры и сможет назвать число, которое получится, если их расположить по порядку? (1146) - Кто догадается, как это число связано с историей нашего города? - Объясните правописание этого числительного. 5. Выборочный диктант. слайд 6 - Прочитайте слова и скажите, чем они похожи. - Выпишите из данных слов только числительные. Пять, пятерка, пятый, пятнадцать, пятерня, пятьдесят, впятером, пятьсот - Проверка – прочитайте числительные. - Кто сможет вспомнить и назвать «лишние» слова? - Назовите числительные с безударной гласной в корне. Подчеркните безударную гласную. - Какие числительные являются к ним проверочными? Объясните. - Объясните правописание Ь в числительных. (При затруднении учитель использует таблицы по теме.) 6. Игра «Вертолина» слайд 7 - Прочитайте пословицу по часовой стрелке, пропуская по 1 букве – кто быстрей! - Запишите ее самостоятельно. Один в поле не воин. - Проверка – прочитайте записанную пословицу (3 группа). - Объясните смысл пословицы. - В честь какого события поставлен в нашем городе этот памятник? - Сравните пословицу и памятник: что между ними общего? 7. Дополнение предложения. слайд 8 - Какие еще памятники в нашем городе рассказывают о защитниках Родины? - Отгадайте, какой из этих памятников спрятан на этом слайде. - О каком событии напоминает этот памятник? - Дополните предложение: на доске Часовня стоит над … …. …. , которые погибли в …. . 8. Составление предложения по опорным словам. слайд 9 - Знаете ли вы, где расположен этот памятник? - В честь какого события он был возведен? (Присвоение Ельцу звания "Город воинской славы" – открытие стелы 7 мая 2010г.) - Когда Ельцу было присвоено это почетное звание? (8 октября 2007 г.) - Составьте предложение по опорным словам: Правительство, «Город воинской славы», звание, 2007. слайд 10 (Правительство присвоило Ельцу звание «Город воинской славы» в 2007 году.) - Запишите предложение. - Укажите значение числительного (П.Ч.) - Разберите предложение по членам. 9. «Четвертый лишний» (устно) слайд 11 - Что изображено на слайде? Назовите храмы. - Какой из них не находится в Ельце? - Знаете ли вы, сколько в Ельце было храмов? (39 православных и 3 для людей, исповедующих другие религии) - Сколько их осталось сейчас? (14) - Почему сейчас церквей осталось намного меньше? (разобраны, перестроены, разрушены, взорваны!) - Как ельчане стараются сохранить исторический вид города? (храмы реставрируют!) 10. Словарная работа. слайд 12 (без текста) - Назовите словарные слова по значению: А) - прекращение деятельности чего-н.; уничтожение чего-н. (ликвидация); - чувство восторженной радости (ликование). - От данных слов образуйте и запишите однокоренные глаголы в неопределенной форме, объясните правописание. Б) - поэтическое предание о каком-н. историческом событии; вымысел ( легенда ); - вид земной поверхности, пейзаж (ландшафт). - От данных слов образуйте и запишите однокоренные прилагательные, объясните их правописание. 11. Самостоятельная работа. слайды 13 - 14 - Знаком ли вам этот ландшафт? - Какое здание было построено на высоком берегу реки? - Чем известен Вознесенский собор? - Прочитайте опорные слова и числа. Открыть, 1889 год Величина, Россия Длина 84 метра, ширина 34 метра, составлять Возвышаться, 74 метра - Как вы думаете, о чем можно составить рассказ с их помощью? - Какими словами можно заменить слово собор, чтобы избегать повторений? (храм, здание, он) - Составьте и запишите небольшой рассказ о Вознесенском соборе, используя данные числительные. 13. Проверка самостоятельной работы. - Прочитайте свои рассказы (по желанию). - Чей рассказ вам больше понравился? Чем? - Орфографическое проговаривание числительных. 14. Грамматический разбор – составляет слайд 16 | Обучающиеся выбирают вопросы, на которые отвечают числительные, вспоминают значение числительных, уроки физкультуры, на которых они рассчитываются по порядку номеров. Обучающиеся вставляют пропущенные числительные; объясняют значение выражений, называют те, которые близки по смыслу; затем называют порядковое числительное. Обучающиеся отгадывают числительные, называют получившееся число и дату, которую оно обозначает – год основания Ельца, первое упоминание о нем в летописи. Обучающиеся сравнивают слова и делают вывод, что они однокоренные; затем выписывают из них только числительные. По памяти называют «лишние» слова: пятерка, пятерня, впятером. Затем они объясняют правописание безударной гласной в числительных и Ь на конце и в середине слов. Обучающиеся читают по часовой стрелке два круга, пропуская по одной букве; затем объясняют смысл пословицы, сравнивают его с представленным памятником и, опираясь на свои знания, говорят о Ельце – воине. Обучающиеся отгадывают памятник на данной иллюстрации и, вспоминая историю родного города, дополняют предложение, написанное на доске: один ученик дополняет предл. (братской могилой ельчан), второй записывает дату числительными и объясняет правописание числительных (одна тысяча триста девяносто пятом году). Обучающиеся рассказывают о присвоении Ельцу звания «Город Воинской славы» и составляют предложение по опорным словам, заменяя число числительным. Затем разбирают предложение. Обучающиеся называют представленные на слайде храмы и выделяют из них тот, которого нет в нашем городе - Исаакиевский собор. Затем они делают вывод о причинах уменьшения количества церквей в Ельце, опираясь на свои знания и иллюстрацию на слайде. Обучающиеся называют изученные словарные слова по значению, образовывают от них указанные части речи, записывают у доски и в тетрадях и объясняют правописание. Обучающиеся по предложенному ландшафту отгадывают, какое здание расположено на нем. Затем, прочитав данные слова, делают вывод о том, что по ним можно составить рассказ о Вознесенском соборе; подбирают слова, которыми можно заменить слово «собор» в рассказе. Далее обучающиеся самостоятельно составляют рассказ по опорным словам. Обучающиеся 1-2 группы выполняют задание самостоятельно, а 3 группа получает индивидуальное задание на карточках. Обучающиеся (по желанию) читают свои работы; четко проговаривают числительные и объясняют их правописание. Обучающиеся выполняют грамматический разбор, опираясь на схему. |