Тема урока: Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи».
Учитель: Абрамович Н.И.
Цели: обобщить знания по изученной теме.
Планируемые результаты:
Личностные: нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, эмоциональной отзывчивости, доброжелательности; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, развивать устную речь и мышление, интерес к родному слову.
Метапредметные:
Познавательные – анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие.
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом
Регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки для работы в парах и группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
ДЕВИЗ УРОКА : Сидим - ровно! Думаем – быстро!
Отвечаем – правильно!
Пишем – красиво!
II. Целевая установка.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по страницам журнала, который называется «Слово в языке и речи»
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить, перелистывая страницы этого журнала?
- Во время путешествия по страницам журнала мы вспомним много интересного о словах, но сначала минутка чистописания.
Самооценка.
- Кто считает, что выполнил работу хорошо, поставьте на полях знак плюс, если недовольны своей работой – минус.
III. Работа по теме урока.
1. Открываем первую страницу журнала «Звуки и буквы»
1) - Прочитайте слова на доске (Карточки).
(Ос.нь, гр.бы, д.жди, л.сток, ул.тают, л.сок, зв.рёк, стр.на, ло.ка).
- Сформулируйте задание (Вставить пропущенную букву).
- Запишите слова правильно, вставляя пропущенную букву.
- Что объединяет эти слова? (Пропущенная, проверяемая безударная гласная).
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Во всех ли словах нам нужно вставить пропущенную безударную гласную? Докажите.
- Проверяем. (По 1 ученику по очереди выходят, объясняют, вписывает букву, остальные проверяют).
2) Работа со словарным словом ОВОЩИ (презентация)
Загадка. Здесь морковка и картошка, лук, редиска, баклажан.
Теперь подумайте немножко: Что приносит грядка нам?
Лексическое значение. Овощи – огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу.
Звуко-буквенный анализ слова. Овощи, 3 сл., ово-щи, [о в а щ’ и], 5 б, 5 зв.
Подбор однокоренных слов. Овощи, овощной (салат), овощерезка.
Подбор антонимов. Овощи – фрукты.
Составление и запись предложения.
Письмо по памяти. Фрукты и овощи перед едой мойте горячей водой.
2. Вторая страница нашего журнала называется «Лексическое значение слова».
1) Что такое лексическое значение слова? (то, что обозначает слово)
К какому словарю нужно обратиться, чтобы узнать лексическое значение
слова?
2) Я предлагаю выполнить такую работу: по лексическому значению слова
определить слово и записать его в тетрадь. Первое слово записываем с
заглавной буквы, остальные через запятую.
– Книга, тетрадь в переплёте для стихов, рисунков, коллекций – альбом.
– Человек, отличающийся своей храбростью, доблестью и совершающий
подвиги – герой.
– Приём пищи, обычно в середине дня – обед.
– Орган человека, который участвует в образовании звуков речи, пережёвыва-
нии пищи – язык.
– Перечень букв в определённом порядке – это… (азбука, алфавит).
– Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это … (термометр,
градусник).
3) Проверка.
4) Оцените свою работу на полях.
3. Следующая страница журнала называется «Синонимы»
1) Какие слова называются синонимами?
2) Прочитать предложение. Найдите в этом предложении прилагательные,
подберите к ним синонимы.
На поляне росли огромный (большой) дуб и крошечная (маленькая)
ёлочка.
- Какие правила надо знать, чтобы правильно написать предложение?
- Какие части речи знаете? Указать части речи в предложении.
IV. Физминутка для глаз.
4. Открывается новая страница «Антонимы»
1) - Что такое антонимы?
2) Прочитайте текст, записанный на доске.
Сегодня холодный пасмурный осенний день. Стоит ненастная погода.
Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое.
- Определите тип текста.
- Какое настроение вызывает этот текст?
- Что нам надо изменить, чтобы изменилось наше настроение?
3). Подберите слова – антонимы и составьте текст. (устно)
Сегодня теплый, солнечный осенний день. Стоит ясная погода. Дует
слабый ветерок. Небо прозрачное, высокое.
5. Пятая страница «Омонимы»
1) Какие слова называются омонимами?
2) Прочитайте стихотворение на стр. 71, упр. 3
Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка.
3) Найдите слова – омонимы, запишите их. Какие правила встретились?
4) Самооценка.
6. Следующая страница «Однокоренные слова»
1) Какие слова мы называем однокоренными?
2) Работа в группах. Проведем упражнение «Собери свою семью» У каждой
группы лежат карточки со словами. Прочитайте их, определите корень
слова, найдите свой корень, свою семью. Чья семья быстрее соберётся?
Когда соберёте, поднимите руки вверх.
Холод – холодильник, холодный, холодит, холодок, холодненький
Ход – ходит, ходок, походный, переход, заходить
Мороз – морозный, морозец, заморозок, заморозил
Сол – солонка, солить, солёный, соль, посолили
Боль – больной, заболеть, больница, больничный
Корм – кормить, кормовая, накормить, кормушка, кормилец.
Ночь – ночка, ночной, ночник, ночевать, переночевать.
7. Седьмая страница « Фразеологизмы»
1) Что такое фразеологизмы?
2) Работа в парах по вариантам.
Подбери к устойчивому выражению из первого столбца значение из второго
столбца. Соедини стрелкой каждое выражение с верным значением. Рабо –
таете в парах. Чья пара закончит, встаёт.
1) прикусить язык а) достигнуть взаимопонимания
2) язык развязался б) не решаться сообщить о чём-либо
3) найти общий язык в) резко замолчать, не закончить речь
4) язык не поворачивается г) много говорит, болтливый
(1-в, 2-г, 3-а, 4-б)
3) Коллективная работа. На доске записано начало фразеологических оборо -
тов, закончите их.
Спустя ________ (рукава). Не ударить в __________ (в грязь лицом).
Считать ________ (ворон). Проще пареной ___________ (репы).
8. Следующая страница нашего журнала «Части речи»
1) Какие части речи знаете?
2) Следующее задание будет самостоятельное. Списать слова, сверху указать
части речи.
Медведь, весёлый, повеселиться, веселье, мы, выбегать, беговой, пять, из,
бег, и, она, сегодня, седьмой.
Взаимопроверка.
IV. Рефлексия.
Продолжи фразу: Сегодня на уроке я считал(а) ворон.
Сегодня на уроке я работал(а) …. спустя рукава.
… в поте лица.
… не покладая рук.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- По страницам какого журнала мы сегодня путешествовали?
Каждое слово в языке имеет значение. Очень важно знать точное значение слова, чтобы не допустить ошибок в речи устной и письменной.
- Кого бы вы отметили за работу на уроке?
VI. Домашнее задание. С. 70, упр. 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ОС . НЬ ГР . БЫ
Д . ЖДИ Л .СТОК
Л.ТАЮТ Л . СОК
ЗВ . РЁК СТР . НА
Р.ЧНОЙ ЛО . КА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
АЛЬБОМ, ГЕРОЙ,
ОБЕД, ЯЗЫК,
АЗБУКА, АЛФАВИТ
ГРАДУСНИК, ТЕРМОМЕТР
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ходок | походный | переход | ходить |
холодильник | холодный | холодит | холодок |
заморозил | морозный | морозец | заморозок |
посолили | солёный | солонка | засолить |
больничный | больной | заболеть | больница |
накормить | кормушка | кормит | кормовая |
переночевать | ночной | ночка | ночник |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
1) прикусить язык а) достигнуть взаимопонимания 2) язык развязался б) не решаться сообщить о чём-либо 3) найти общий язык в) резко замолчать, не закончить речь 4) язык не поворачивается г) много говорит, очень болтливый |