Класс: 6 класс
Тема урока: Отношения и пропорции
Цели урока:
образовательная:
повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме «Отношения и пропорции»;
учиться видеть межпредметную связь математики с другими школьными дисциплинами
проверить степень усвоения учащимися знаний, полученных при изучении данной темы.
развивающая:
развивать логическое мышление, умение обобщать,
систематизировать полученные знания по теме «Пропорция»,
развивать память, внимание, познавательные способности учащихся,
расширение кругозора учащихся.
воспитывающая:
учить трудолюбию, аккуратности,
воспитывать познавательный интерес,
воспитывать умение внимательно слушать мнение других учащихся,
уважительно относиться к ответам одноклассников,
формировать правильную самооценку.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать/понимать понятия: что такое пропорция, определение пропорции, основное свойство пропорции, что такое масштаб.
Уметь:
Находить неизвестный член пропорции, применяя определение пропорции и основное свойство пропорции, анализировать условие задач, уметь применять полученные знания на других уроках.
Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений.
Личностные: проявлять интерес к креативной деятельности, активности при подготовке творческих отчетов (сообщения, презентации, проекты и др.)
Метапредметные (Универсальные учебные действия):
Познавательные: Анализировать (выделять главное), обобщать.
Регулятивные:Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Коммуникативные:Осуществлять контроль, коррекцию, оценку собственных действий и действий одноклассников.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок применения знаний, умений и навыков).
Методы обучения: наглядные, практические, словесные, репродуктивные.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки).
Межпредметные связи: география, технология.
Ход урока
Организационный момент (мотивация учебной деятельности) Приветствие учителя.
Сегодня я предлагаю вам самостоятельно определить тему урока и сформулировать цели, которых мы должны достичь к концу урока. Для этого давайте повторим пройденный материал.
Актуализация опорных знаний. (Математическая разминка)
Задание:
1. Сократить дробь:
2. Решить задачу: За 6ч. поезд прошел 480км. Какой путь он пройдет за 2ч.?
3. Вычислить 8 :
4. Длина отрезка на карте 3 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 1000000
5. Составьте пропорцию, используя верное равенство
2,8 · 45 = 6,3 · 20
6. 4
+ 3
7. На одной ферме 800 птиц, а на другой на 30% больше. Сколько птиц на второй ферме? Сколько птиц на двух фермах?
2. Учитель: Итак, по какой теме было большинство заданий разминки?
(Все задания по теме «Отношения и пропорции». Делается вывод, что тема данного урока «Отношения и пропорции»).
Учитель: Тема «Пропорции» рассматривается в 6 классе, но данный материал используется и в старшей школе, даже при сдаче ЕГЭ встречаются задачи по данной теме.
Задача. Толщина 300 листов бумаги для принтера составляет 3, 3 см. Какую толщину будет иметь пачка из 500 листов такой же бумаги?
Пропорции способны объединить между собой изготовление сплавов и малярные работы, вычерчивание карт и рассматривание микробов под микроскопом.
А кто сможет сформулировать цели нашего урока? (Ребята формулируют цели урока. Учитель старается подвести ребят к тому, что основной целью урока является показать практическую значимость пропорции в жизни человека).
Сообщаются цели и задачи урока.
Применение знаний, умений и навыков в решении задач Учитель: Итак, для того чтобы нам более оперативно провести исследование, давайте еще раз повторим понятия связанные с отношением и пропорцией:
1. Что называется отношением? (…частное двух чисел)
2. Дайте определение пропорции (…равенство двух отношений).
3. Как называются члены пропорции? (…крайние и средние).
4. Каким основным свойством обладают члены пропорции? (…произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции).
5. Какие бывают пропорциональности? (…прямая и обратная).
6. Какие две величины называют прямо пропорциональными? (привести примеры прямо пропорциональных величин).
7. Какие две величины называют обратно пропорциональными?
8. Что называется масштабом? (…масштабом карты называют отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности).
Благополучие семьи зависит от взаимного доверия, поддержки, от умения рационально распоряжаться семейным хозяйством, умения идти на компромисс, от умения уступать друг другу. Я вам предлагаю решить задачи, связанные с финансовыми расходами семьи, с помощью пропорции и нахождения отношений.
Вычислите сколько нужно заплатить семье за потраченную электроэнергию в количестве 210 кВт. в январе, если в декабре за 138 кВт. семья заплатила 345 руб., учитывая, что тариф на электроэнергию не изменился. С какими величинами вы работали в этой задаче?
Обычная лампа потребляет 100 ватт в час, а энергосберегающая 20 ватт. в час. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания? Сколько рублей в январе месяце составит экономия, если лампа будет работать 7 часов в сутки? Тариф составляет 2,5 руб. за 1кватт. 1 кватт-1000ватт.
Учитель: Хорошо, и считать умеете и правила вы знаете. А теперь проверим ваше внимание.
Задача№1: Найди ошибку.
Незнайка решил найти отношение массы мышки к массе слона. Мышка весит 50 грамм, а слон – 5 тонн.
«Составим отношение 50 : 5, - сказал Незнайка. - Мышка в 10 раз тяжелее слона».
Верно ли, ребята? (Обучающиеся записывают и проверяют решение задачи, высказывают свое мнение).
Какое основное условие составления отношений? (Отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения).
Решение (в тетради и на доске):
5 т = 5 000 кг = 5 000 000 г
50 : 5 000 000 = 1 : 100 000
Ответ: мышка в 100 000 раз легче слона.
Учитель: Молодцы ребята.
Математический диктант – физминутка.
А сейчас посмотрим, как хорошо вы усвоили данную тему. Я буду показывать вам утверждение. Если оно верно, то вы встаете и поднимаете руки вверх, а если – нет, то делаете приседание. Но задания вы выполняете с закрытыми глазами и строго по моей команде.
(Учитель показывает карточки с заданиями , а дети выполняют задания. При данной проверке учитель сразу выделяет учащихся, которые плохо усвоили данную тему).
1. Верно ли: = 0,25 = 25% ? 2. Верно ли: 3 : 5 = 0,6
3. Верно ли: = 0,2? 4. Верно ли: 1 : =
5. Верна ли пропорция: если as=mb, то a : m= b : s
6. Верна ли пропорция: 11:2=3:5? 7. Верна ли пропорция: 2:9=4:18
8. х=4 корень уравнения х : 5 = 20 : 25? 9. х=33 корень уравнения 3 : 5 = 21 : х?
Подводятся итоги работы.
Самостоятельная работа по решению задач. Творческая работа в группах.
Учитель: Вы разделены на группы. Сейчас каждая группа получит задания из какой-то области наук. Каждая группа должна будет решить данные задачи, показать как применяется данная тема при решении задач из этой области и выполнить творческое оформление решения задачи на листе с дальнейшей защитой у доски. При защите своих решений необходимо показать применение темы «Отношения и пропорции».
1 группа – Медики
2 группа – Химики
3 группа – Технологи
4 группа – Географы
5 группа – Экологи.
Задача для группы «Медики»
Задача №1: Курящие дети сокращают себе жизнь на 12,5%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Задача № 2: После курения происходит уменьшение диаметра мельчайших артерий на 30%. На сколько микрон уменьшился диаметр артерий, если он был равен 20 микронам?
Задачи для группы «Химики»
Задача№1: В сосуд налили 240 г воды и положили 10 г соли. Найдите процентное содержание соли в растворе?
Задача № 2: На выработку 2,4 т синтетического каучука расходуется 4,8 т спирта. Хватит ли 28 т спирта для получения 14,4 т каучука?
Задачи для группы «Экологи»
Задача №1: Родиной белого журавля является наша страна. Из общего числа белых журавлей 60% обитает в Якутии и 0,4 – на реке Оби. Сколько всего сохранилось белых журавлей, если их в Якутии на 15 пар больше, чем на реке Оби?
Задача № 2: Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием легких. Найдите количество больных, если курят 500 человек.
Задачи для группы «Географы»
Задача №1: Расстояние на карте от Земли до Луны 38,4 см. Найти расстояние между ними, если масштаб карты 1:1 000 000 000.
Задача № 2: Отрезку на карте, длина которого 3,6 см, соответствует расстояние на местности в 72 км. Каково расстояние между городами, если на этой карте расстояние между ними 12,6 см?
Задачи для группы «Технологи»
Задача №1- для девочек: Длина изделия на выкройке 75см. Вычислите масштаб чертежа, если на нем длина сарафана будет равна 15см.
Задача №1- для мальчиков: Длина детали 300мм. Какой использовали масштаб, если на чертеже ее длина равна 60мм?
Задача № 2: На чертеже длина прямоугольника равна 2см, ширина 3см. В действительности длина прямоугольника 8см. Чему равна ширина прямоугольника?
Задача № 3: Для изготовления 18 одинаковых приборов потребовалось 27 г платины. Хватит ли 35 г платины на изготовление 28 таких приборов?
Ребята, скажите с представителями профессии какой группы вы не знакомы?
Учитель объясняет обучающимся в чем заключаются основные обязанности работы технолога.
Проверка выполненных работ осуществляется в виде публичной защиты решения одной из задач (по выбору группы) с творческим оформлением.
Инструктаж домашнего задания Учитель: Наш урок подходит к концу. Дома вы самостоятельно можете его продолжить и решить задачи на применение пропорции. Для тех, кто хочет творчески подойти к теме «Отношения и пропорции», предлагаю найти вам примеры пословиц и поговорок на пропорциональную зависимость.
Например: Как аукнется, так и откликнется
Домашнее задание:
Составить и решить задачу на применение пропорции в жизни человека.
Подведение итогов урока, рефлексия Итак, вы узнали, что пропорция - не только математическая величина.
- А где еще можно применить пропорцию?
- Сможете ли вы на практике применить полученные знания?
- Какие затруднения вы испытывали при решении задач?
(Учащиеся рассказывают о том, где они смогут применить полученные знания, какие задания вызвали затруднения.)
И в завершение урока, я хочу, чтобы каждый из вас дал оценку своей работе на уроке. Нарисуйте у себя в тетрадке лестницу успеха, состоящую из пяти ступенек, отметьте ту ступеньку которая соответствует вашему результату работы на уроке.
7