-Познакомить обучающихся с произведением И.Токмаковой «Купите собаку».
-Совершенствовать навык чтения целыми словами.
-Формировать умение анализировать произведения.
-Способствовать воспитанию заботливого отношения к животным.
Этап урока | Деятельность учителя и учащихся |
Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте ребята! Вот и прозвенел звонок начинаем наш урок. Посмотрите на соседа по парте и подарите ему свою улыбку. А теперь садитесь и спинку держите прямо. Ребята, кто мне скажет какой у нас сейчас урок? (сейчас у нас урок литературного чтения) Совершенно верно, ребята, я так люблю урок литературного чтения, а Вы любите? (да) А за что Вы любите литературное чтение? (за то, что мы узнаем много нового, очень интересно читать книги и знакомиться с новыми произведениями и писателями) А чего вы ждете от сегодняшнего урока? (познакомимся с новым автором и произведением, получим новые знания) А скажите, что необходимо, для того, чтобы урок получился? (внимательно слушать Вас) А теперь давайте громко-громко скажем наш девиз: (Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться! Только тот, кто много знает, В жизни что-то достигает!) |
Актуализация опорных знаний | С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? (с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла») Какое событие произошло в рассказе? (собака напала на котенка) Кто наблюдал за происходящим? (два мальчика наблюдали за происходящим) Кто спас котенка? (женщина, которая выбежала на крыльцо) Ребята, как бы Вы поступили в данной ситуации? (позвали бы на помощь взрослых, попытались отогнать собаку) Чему же учит данный рассказ? (рассказ учит тому, что животных нужно защищать) А теперь расположите события в правильном порядке. 1). Маленький котенок жалобно мяукает. 2). Женщина спасла котенка. 3). Мальчики стояли и ждали, что будет дальше и ничего не делали. (правильный ответ: 1,3,2) Все правильно, Вы большие молодцы! |
Речевая разминка | А теперь давайте почитаем с вами чистоговорки Сначала я прочту каждую чистоговорку, затем мы прочтем хором, а затем каждый попробует прочитать с разным темпом. 1 чистоговорка РА-РА-РА-начинается игра РЫ-РЫ-РЫ-много в классе детворы РУ-РУ-РУ-продолжаем мы игру РО-РО-РО-дарим людям мы добро 2 чистоговорка СА-СА-СА-прилетела к нам оса СУ-СУ-СУ-мы увидели осу СЫ-СЫ-СЫ-не боимся мы осы АС-АС-АС-не ужалит она нас |
Самоопределение к деятельности | СЛАЙД С РЕБУСОМ - Отгадайте ребус и вы узнаете название животного, о котором мы сегодня будем читать произведение. (РЕБУС ПРЕДСТАВЛЕН НА СЛАЙДЕ. Ответ- собака) ПОКАЗАТЬ СЛАЙД С ПРАВИЛЬМ ОТВЕТОМ Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением, которое связано с этим замечательным животным. -Подумайте, пожалуйста, о чем может идти речь в стихотворении с названием «Купите собаку»? (кто-то хочет продать собаку, поэтому просит, чтобы ее купили; кто-то просит, чтобы ему купили собаку, возможно кто-то мечтает о собаке, поэтому просит купить) - Можем ли мы предположить, кто будет главным героем? (возможно главным героем будет ребенок, которому хочется собаку) - Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто оказался наиболее близок к ответу? (ДА, хотим) Что вы знаете о собаках? (собака-это друг человека, собака живет с хозяином, собаку можно дрессировать, чтобы она выполняла различные команды) А у Вас дома есть четвероногий друг? (да у меня есть большая собака, а у меня есть маленькая собака, а у меня есть большая черная овчарка и она очень умная) – Какой породы? (у меня овчарка, у меня бульдог, у меня такса) – Как зовут вашу собаку? (Сириус, Дана, Ерика, Ефим) – Как вы ухаживаешь за своей собакой? (я хожу гулять с моей собакой после школы, я каждый день расчесываю мою собаку, я мою собаку каждую неделю) – Какую пользу приносят собаки? (собака сторожит дом, с собакой чувствуешь себя в безопасности) |
Словарная работа | Ребята, давайте обратим внимание на новые, сложные слова, записанные на доске. Что они означают, может кто-нибудь знает? Бизон - дикий североамериканский бык с длинной мягкой шерстью. Пума – большая дикая американская кошка. Кашалот – зубатый кит с большой головой. Новосел – новый житель Поводырь – человек, который водит кого-то А теперь обратимся к учебнику, откройте страницу 64 и давайте прочитаем с вами о различных породах собак и посмотрим, как они выглядят. |
Работа с трудными словами | Прочитайте сложные слова, которые встретятся в стихотворении. Давайте потренируемся в чтении этих слов. Сначала читаем слова по слогам, а затем целиком. въе-дет – въедет но-во-сёл – новосёл сгры-зёт – сгрызёт съест – съест |
Первичное чтение произведения учителем | Ребята закройте свои учебники. Сейчас я вам прочитаю рассказ, а когда я закончу читать, Вы мне скажете какая была мечта у мальчика. (мальчик мечтал, чтобы ему купили собаку). |
Знакомство со стихотворением, беседа по первичному вопросу | Откройте учебник на странице 62 и прочтите название произведения. (произведение называется «Купите собаку») Кто его автор? (автор произведения – Ирина Токмакова) Рассмотрите иллюстрации. (смотрят иллюстрации) |
Анализ произведения | А сейчас самостоятельно прочитайте это стихотворение в пол голоса, а когда закончите сядьте ровно и положите ручки на парту, чтобы я видела, что вы закончили. (читают стихотворение в пол голоса) От чьего имени написано стихотворение? (стихотворение написано от имени мальчика) О чём мечтает малыш? (малыш мечтает о собаке) Кого ребёнок просит купить собаку? (ребенок просит своих родителей купить ему щенка) Как малыш убеждает своих родителей купить ему собаку? Прочитайте эти строки в стихотворении. («много места не займет», «пёсик, съест совсем немного», «уже придумал имя») С какими животными он сравнивает щенка? (мальчик сравнивает щенка со слоном, гориллой, кабаном, бегемотом, волком, лисой, медведем, ослом, рысью, львом, кашалотом, пумой.) Почему мальчик сравнивает щенка с этими животными? (Потому что щенок добрый, маленький, по сравнению с названными животными) Прочтите рассказ выразительно, соблюдая знаки препинания. При чтении передайте желание мальчика иметь щенка и выделите голосом подчеркнутые слова (2-3 человека читают) |
Зрительная гимнастика | Наши глазки устали, давайте немного отдохнем, посмотрите на доску и повторяем за мной. |
Пересказ | Ребята, а сейчас у вас будет задание пересказать текст с продолжением сюжета, но вы должны учесть точность и полноту, а также последовательность, придумать свой сюжет нужно в конце. Давайте мы с вами разделимся на 4 группы и каждая группа подготовит нам свой интересный пересказ с продолжением сюжета. (дети объединяются в группы и придумывают пересказ с продолжением сюжета) |
Заключительная беседа | С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? (мы познакомились с произведением Ирины Токмаковой «купите собаку») – Как вы думаете, почему многие родители не решаются купить своему ребёнку собаку? (потому что это дополнительная забота и ответственность за живое существо) – Может ли ребёнок быть ответственным за своего четвероногого друга? (ребенок может быть ответственен за свою собаку, она станет для него настоящим другом) – Какие черты характера должны быть у хозяина собаки? (хозяин собаки должен быть добрым, ответственным, порядочным человеком, терпеливым и заботливым) Назовите с какими породами собак Вы познакомились сегодня, а также знали ранее. (болонка, лайка, пудель, немецкая овчарка, лайка) - Мы выполнили задачи урока? (да) - Оцените свою работу на уроке. (мы внимательно слушали Вас и познакомились с таким чудесным произведением, нам было очень интересно) Все получают солнышки в дневник за активную работу на уроке. Наш урок подошел к концу. До свидания! |