Конспект урока по математике в 5 классе
по теме «Окружность и круг»
Цель урока: формировать представление о круге и окружности, их радиусах и диаметрах, о дуге окружности; познакомить учащихся с правилом нахождения диаметра и его использованием при решении задач.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «окружность», «круг», «радиус», «диаметр», «правило нахождения диаметра окружности»; выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить свои высказывания.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (лист контроля, цветные листы бумаги, карточка к заданию 2, карточка с самостоятельной работой), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Ход урока (1 урок)
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса, организация внимания. Знакомство с листом контроля (слайд 1)
2. Вводная беседа. Актуализация знаний.
Повторение правила перевода неправильной дроби в смешанное число и обратно
Разбор типичных ошибок: (задания из предыдущей самостоятельной работы)
Решить задачу: «На праздновании Дня рождения было съедено части торта. Определите сколько граммов торта осталось, если масса целого торта 1 кг 200 г?
- Определите вид задачи.
- Как найти часть от целого?
- Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого нужно сделать?
- Сколько граммов торта съели? Сколько осталось?
С фигурой какой формы мы работали?
Рассмотрите предметы, изображенные на слайде (2). Что их объединяет? (форма)
- На какие группы можно их разделить?
- Чем отличается пуговица от эспандера? (круг и окружность) [Если возникли затруднения, слайд 3]
3. Изучение нового материала и первичное осмысление и закрепление знаний.
- Как вы думаете, какие задачи нам нужно будет решить и чему научиться?
- Запишите тему урока в тетрадь. (слайд 4)
- Рассмотрите основные части циркуля. (слайд 6)
- Какие из предложенных рисунков выполнены с помощью циркуля (слайд7). Выполните задание №1, заполнив лист контроля.
- Продолжите предложение: окружность это - (слайд 9)
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.
- Постройте окружность радиусом 4 см., т. О –называется центром окружности. Отметим на окружности две точки А и М. Соединим точки О и М, О и А. Отрезки ОА и ОМ – называются радиусами окружности.
Определение:
Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой, лежащей на окружности, называется радиусом.
- Сколько радиусов у окружности? Что можно сказать про них? Запишите в тетради:
ОА=ОМ=r
- Продлите отрезок АО до пересечения с окружностью. Обозначьте точку пересечения буквой К. Отрезок АК – называется диаметром окружности.
Определение:
Диаметр – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр.
- Сколько диаметров у окружности? Что можно про них сказать? Запишите в тетради:
АК=d
Фронтальная работа. Возьмете в руки круг. Сложите его пополам. Как будет называться линия сгиба? Сложите еще раз пополам? Как теперь назовем линию сгиба?
Работа у доски (1 уч-ся), остальные в тетрадях
- На окружности соедините точки М и К, А и М. Отрезки МК и АМ называются хордами окружности.
Определение:
Хорда – это отрезок, соединяющий две точки на окружности.
- Подумайте, можно ли дать другое определение диаметру окружности?
- Выполните задание 2 в листе контроля.(слайд 12) (работа в парах)
- Назовите известные вам элементы окружности. (слайд 13)
- Назовите точки принадлежащие окружности (слайд 14)
- Назовите точки не принадлежащие окружности.
- Назовите точки принадлежащие кругу.
4. Подведение итогов 1 урока.
- Ответьте на вопросы с. 113 в учебнике.
Ход урока (2 урок)
1. Организационный момент.
Организация внимания учащихся. Проверка готовности к уроку.
2. Закрепление изученного на первом уроке.
- Откройте файл под названием «Проверка определений». Выполните предложенное вам задание, проверьте правильность его выполнения и выставьте полученную оценку в лист контроля.
- Поднимите руку кто получил «5», «4», «3», «2». [Если много ошибок, повторить определения еще раз]
- Выполняем задание на с.114 № 408а (один учащийся выполняет задание с обратной стороны доски). Первым двум учащимся, выполнившим задания, оценка в журнал.
- Какую форму имеет огород? Какой формы участок может вытоптать коза? Закрасьте часть огорода, пострадавшую от козы.
- Выполните задание, предложенное на слайде (во время работы учащихся проконтролировать слабых).
- Какие результаты получили при выполнении работы?
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.
- Выполните самостоятельную работу по вариантам в тетрадях. Результаты работы внесите в лист контроля.
В1. Начертите окружность данного диаметра. Проведите радиус, хорду и запишите каковы их длины.
d=9 см d=7 см
3. Подведение итогов урока.
- Оценивается работа класса и отдельных учащихся
- Вернемся к началу нашего первого урока. Какие задачи мы с вами ставили перед собой?
- Как вы считаете, они выполнены?
- Сдайте листы контроля, оценки на следующем уроке будут выставлены.
4. Домашнее задание.
№№ 407а, 408б, 411*,412*