Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения). | Организует актуализацию ранее изученных знаний и способов действий, подготавливает мышление обучающихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового знания, организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения, фиксирование затруднения во внешней речи. Итак, слушайте. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были ….. А вот о ком будет сказка, догадайтесь сами. - Как называют жителей этого государства, у которых есть числитель и знаменатель? - Правильно. Поэтому и само государство называется Дробное. - Молодцы! На экране жители одного из городов Дробного государства, но одна дробь просто зашла в гости. Как вы думаете, какие дроби живут в этом городе, а кто - гость? Почему? - Жители города хоть и похожи, но живут на разных берегах реки. Как бы вы расселили дроби на двух берегах (разделили на две группы)? С чего надо начать? -А что может быть общего и различного в дробях? - По какому признаку можно разделить эти дроби на две группы? - Правильные дроби живут на левом берегу реки, а неправильные – на правом. Найдите на экране дроби, которые находятся не на своём месте, прочитайте их и переместите на свой берег. - Выделите целые части из неправильных дробей. - Как называются получившиеся числа? - Ребята, а что вы знаете об обыкновенных дробях и что умеете делать? - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. - Слушайте сказку дальше. Правили в городе король Нуль, важный, пузатый, но в сущности – пустой, и его сестрица, королева Единица, которая всегда стояла в знаменателе впереди братца. Король Ноль больше всего любил устраивать балы, на которые приглашал всех знатных жителей города. Но, в конце концов ему это наскучило. И тогда он издал указ, в котором велел дробям явиться на бал в таком наряде, в котором ни он, ни королева их узнать бы не могли, но при этом дроби должны были остаться самими собой. - Ребята, как вы думаете, о чём дальше будет наша сказка? - Может быть, кто-то знает такой способ? - Верны ли предложенные вами способы? -Вот и дробные числа перепробовали все возможные способы, но как не перекраивали свои платья, так ничего и не могли придумать. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания. -Обыкновенные дроби - Живут в этом городе дроби, у которых в знаменателе единица и нули. Дробь не из этого города. - Сначала надо сравнить дроби. - Выяснить, что общего и чем отличаются дроби. - Числитель и знаменатель. - На одном берегу правильные, а на другом неправильные дроби. Подходят к интерактивной доске, читают дроби, которые будут перемещать, и перемещают в нужную группу. Отвечают устно. Выделяют целую часть из неправильных дробей. - Смешанные числа. -Записывать, читать, сравнивать, складывать, вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, различать правильные и неправильные дроби, выделять целую часть из неправильной дроби и т.д. Слушают рассказ учителя. О том, как иначе записать дроби, в знаменателе которых 1 и нули. Предлагают свои способы, например, поменять местами числитель и знаменатель, обсуждают их правильность, фиксируют затруднение. |
Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока. | Организует работу по формулированию обучающимися темы урока, постановке цели урока, составлению плана действий по её достижению -У числа 6 в городе Знаков жила знакомая портниха, Запятая. Совсем отчаявшись, дроби решили обратиться к ней за помощью. Запятая, не долго думая, отрезала целую часть от дробной, числитель от знаменателя, отбросила последний, посчитав его ненужным (ведь в нём всё равно в основном были нули), поставила числитель следом за целой частью, а сама встала между ними, так как тоже очень хотела попасть на бал. (Разрезает напечатанное на листе бумаги смешанное число, прикрепляет на доску число 6,4). 6 = 6,4 Обрадовались дроби: «Ой, как легко стало, как удобно! Мы теперь стали похожи на натуральные числа – также записаны в одну строчку! - А как же мы будем теперь называться?» - Ребята, как бы вы назвали новую запись дробных чисел? Новая запись дробей, знаменатель которых представляет собой 1 с нулями, называется десятичной записью, или десятичной дробью. - Какое название можно дать нашей сказке? (т.е. какая тема урока?) - Я немного переформулирую. «Десятичная запись дробных чисел». - Откройте тетради, запишите название сказки (тему урока). - «Давайте скорее шить новые платья!» - заволновались дроби. Запятая быстро взялась за работу. Вот, что у неё получилось. Дробное число | Десятичная дробь | 6 | 6,4 | 6 | 6, 43 | 8 | 8,203 | 6 | 6,4 ? | | ? | - «Если делать так, как предложила Запятая, то мы с числом 6 станем близнецами! Но мы же разные!» - возмутилось число 6 . - Да, что-то пошло не так. - Давайте теперь подумаем, а что же нужно знать, чему научиться, чтобы переодеть все дроби к балу и никого не перепутать? Помогает сформулировать цель урока, составить план действий по её реализации с опорой на кластер кластер. Дес. дроби Читать дес.др. Записы-вать дес.др. Алгоритм записи | Слушают, смотрят Предлагают свои названия. -Десятичная дробь. Записывают тему в тетради. С помощью учителя формулируют цель урока и составляют план действий по его реализации. |
Открытие новых знаний. | Организует работу по составлению алгоритма десятичной записи дробных чисел, Вспомните, какие трудности возникли у портнихи Запятой. Давайте попробуем преобразовать обыкновенные дроби в десятичные. Предлагаю Вам выписывать дроби из интерактивного упражнения https://learningapps.org/23120969. Каждый записывает себе в тетрадь, параллельно по одному человеку будут выходить к доске. Что вы заметили, выполняя данный интерактивное упражнение? А как можно увеличить количество цифр в числе, так, чтобы само оно при этом не изменилось? В качестве подсказки посмотрите на дату сегодняшнего урока. Показывает, как правильно записать дробь 6 в виде десятичной дроби. Дробная часть Целая часть Совместно с детьми выполняет последний пример. Прикрепляет на доску общую схему десятичной дроби. Попробуем составить алгоритм представления дробных чисел со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. в виде десятичных дробей. Что нам может в этом помочь? - Откройте учебник на странице 92-93, прочитайте все выделенные фрагменты, попробуйте расставить действия в нужном порядке. Показывает на экране скорректированный алгоритм записи дробных чисел в виде десятичных дробей. Такой же алгоритм раздаёт детям в распечатанном виде. Алгоритм представления дробного числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. в виде десятичной дроби Если дробь неправильная, выделите из неё целую часть. Напишите целую часть. Если дробь правильная, то напишите цифру 0. Поставьте запятую. Сосчитайте количество цифр в числителе и количество нулей в знаменателе дроби. Уравняйте, если нужно, количество цифр в числителе и количество нулей в знаменателе дроби. Для этого добавьте перед числителем нужное количество нулей. Напишите после запятой числитель дроби. | Делают записи в тетради по ходу просмотра презентации. Не все дроби смогли правильно записать Каждый заполняет таблицу, затем проверяют - Количество цифр в знаменателе дроби равно количеству нулей в знаменателе. - Приписать перед числом нули. Делают предположение, что надо обратиться к учебнику. Читают вслух, предлагают свои варианты порядка действий. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Показывает на доске приём записи десятичной дроби, заменяя количество цифр в знаменателе точками. - Все жители города бросились шить себе новые наряды. Поэтому портнихе Запятой пришлось набирать себе помощников. Для этого она открыла школу подмастерьев. А первыми учениками этой школы станете вы. - Чему вы должны здесь научиться? Вызывает по очереди к доске двух обучающихся, записывает на доске дробные числа. Даёт задание: перевести дробные числа в десятичные дроби, проговаривая при этом каждый шаг алгоритма. 7 25/100; 5/1000 | - Представлять дробные числа в виде десятичной дроби. Двое обучающихся по очереди выходят к доске, выполняют задание. Остальные записывают решение в тетради. Проверяют, оценивают |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание, взаимопроверку по эталону А теперь выполните задание на соотнесение обыкновенных и десятичных дробей. Учитель открывает интерактивное упражнение https://learningapps.org/view2024685 Работайте парами. Вначале выполняют своё задание ребята, сидящие на 1варианте, проговаривают вслух алгоритм, записывают, те, кто сидит на 2 варианте ничего при этом не записывают, только слушают и смотрят. Затем поменяйтесь ролями. Проверьте работу своего соседа по парте и поставьте оценку. «5»- всё верно «4» - одна ошибка «3» - больше одной ошибки | Выполняют задание в парах, проговаривая вслух каждый пункт алгоритма. Выполняют задания по вариантам, проверяют самостоятельно по образцу на слайде. Оценивают работу соседа по парте. |