СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Планеты Солнечной системы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Планеты Солнечной системы"»

УМК: «Начальная школа XXI века»

Класс: 2

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока: «Планеты Солнечной системы»

Цель урока: знакомство с планетами Солнечной системы

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать умения определять отличительные особенности планет;

  • углубить знания детей о составе Солнечной системы;

  • воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Развивающие:

  • развивать умение корректно и аргументировано высказывать свое мнение;

  • развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы;

  • формировать самоконтроль – устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности.


Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать других, уважать мнение высказывающегося ученика;


Планируемые результаты:

Предметные:

  • называют отличительные особенности планет Солнечной системы

Метапредметные:

Познавательные:

  • используют логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);

Регулятивные:

        • умеют контролировать и оценивать свою деятельность через рефлексию на всех этапах урока;

Коммуникативные:

        • умеют корректно и аргументировано высказывать своё мнение


















Личностные:

  • сформировано уважительное отношение к другим ученикам

Оборудование: учебник, презентация, обычная доска.


План урока (45 минут):

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности – 1 мин

  2. Актуализация знаний и умений – 5 мин

  3. Постановка учебной задачи – 5 мин

  4. Открытие нового знания – 16 мин

  5. Первичное закрепление – 10 мин

  6. Включение в систему знаний, повторение – 5 мин

  7. Домашнее задание – 2 мин

  8. Рефлексия. Подведение итогов – 1 мин

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, средства, формы и ТСО

  1. Орг.момент

Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность;

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.


Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего


Сели ровно, спинку прямо,

Ножки на пол, смотрим прямо.

Не крутись и не вертись,

За работу ты берись.

Приветствуют учителя




Настраиваются на работу




Форма работы: фронтальная


Средства: речь учителя


Методы: беседа

  1. Актуализация знаний и умений

Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие, но прежде чем его начать предлагаю вспомнить то, что мы проходили на прошлом уроке. Я вам буду задавать вопросы, а ваша задача дать на них ответ. Отвечаем мы только по поднятой руке, с места не выкрикиваем.

  • Как называют небесные тела, которые светятся?

  • Какие бывают по размеру звезды?

  • Какого цвета бывают звезды?


  • Какого цвета самые горячие звёзды? )

  • Какие звёзды «холоднее»? 

  • От чего зависит цвет звезды? 

  • Прибор для изучения Вселенной?

-Молодцы, вы отлично справились.

Отвечают






Звёзды

Гиганты и карлики

Белого, голубого, красного и желтого

Белого и голубого

Жёлтые и красные

От температуры.

Телескоп







Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные


Речь учителя и учащихся


Презентация

Фронтальная


  1. Постановка учебной задачи

Выявление

места и

причины

затруднения, постановка цели урока.

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав вот такой ребус.

(анаграмма). Вам нужно переставить буквы и получить слово.


НЕЧСОЛЯНА АМТЕСИС

- Что у вас получилось?

- А что же такое солнечная система?

- Сегодня я предлагаю отправиться вам в путешествие по солнечной системе.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?


- Что же мы сегодня будем делать с вами на уроке? Давайте поставим задачи на урок


-Совершенно верно, сегодня мы с вами поговорим о планетах и о том, чем же они отличаются друг от друга


Слушают учителя





Солнечная система





Планеты Солнечной системы

Познакомимся с планетами солнечной системы, узнаем про их особенность


  1. Открытие нового знания

Создать эмоциональный настрой для восприятия произведения;

Оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.

- Ребята, а как вы думаете, сколько лет нашей Солнечной системе?


-Ребята, формирование Солнечной Системы началось около 5 млрд лет тому назад.

Ещё в глубокой древности наблюдатели заметили, что на небе есть блуждающие светила. Их назвали планетами. Планеты - холодные космические тела, которые не излучают собственного света. Они видны потому, что отражают солнечный свет. Планеты изучают с помощью автоматических межпланетных станций. Они подлетают к планетам и с близкого расстояния фотографируют поверхность планеты. Солнце вместе с планетами составляет Солнечную систему. В Солнечной системе люди живут только на Земле. На других планетах нет живых существ.


- А знаете ли вы из каких планет состоит Солнечная система?


- А вокруг чего вращаются планеты Солнечной системы?


- Ребята, а вот как вы думаете, как представляли Солнечную систему люди в древности?

Чтобы ответить на этот вопрос, откройте пожалуйста стр.9 в учебнике и прочитаем.

…, прочитай пожалуйста.

Посмотрите на картинку на стр. 10, вот так раньше представляли Солнечную систему

- Ребята, так как же люди в древности представляли себе Солнечную систему?


- А теперь давайте посмотрим на соседнюю картинку, на стр. 11. На ней изображена наша Солнечная система, которую создал Николай Коперник.


Николай Коперник родился в небольшом польском городе в Польше. Он увлекался астрономией, долго ее изучал и пришел к выводу, что Земля - это только одна из планет, и все эти планеты вращаются вокруг Солнца. Свою теорию устройства мира он изложил в книге «Об обращениях небесных сфер». Его книга сначала была запрещена, но потом ученые всего мира признали открытие Коперника.


- Итак, ребята, мы с вами посмотрели, как же образовалась наша Солнечная система. А сейчас я предлагаю познакомиться получше с ее планетами.

Как мы уже сказали вокруг Солнца движутся восемь больших планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Каждая из планет движется вокруг Солнца по своему пути. Этот путь называется орбита.


-Ребята, посмотрите внимательно, на доске у нас висит наша Солнечная система. Но на ней совершенно нет планет. Сейчас я вам расскажу о планетах Солнечной системы и когда мы будем узнавать о планете, мы будем возвращать ее на место.

-Предлагаю отправится нам с вами на первую планету от Солнца. Как же она называется?


-Верно! Первая планета от Солнца- МЕРКУРИЙ.

Про нее нам расскажет …

Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила своё название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, а ночью - ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная. Так же Меркурий является самой маленькой планетой.

-Итак, давайте вернем Меркурий на место и приклеим его ближе всего к Солнцу. Хорошо!

-Какая же следующая планета Солнечной системы?

Вторая от Солнца планета- ВЕНЕРА.

Планета Венера носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

-Возвращаем планету Венера на место. Молодцы!

Следующая планета от Солнца, третья по счету- это планета…

-Верно! Это наша планета, планета ЗЕМЛЯ.

Про нее нам расскажет…

Земля является единственной планетой в солнечной системе, где возможна жизнь. Планета покрыта растительностью, океанами и морями. Земля содержит горные массивы, множество островов, континенты, ледники и пустыни. Взглянув на нее становится очевидным, насколько она отлична от других планет. В ней преобладают голубые и белые цвета, тогда как другие планеты отличаются оранжевыми, красными и более тусклыми цветами. У нашей Земли есть второе название – Голубая планета. Вокруг планеты Земля вращается ее спутник Луна. Расстояние от Земли до Луны составляет около четырехсот тысяч километров.

-Возвращаем Землю на место и продолжаем наше путешествие.

Предлагаю вам немножко отдохнуть.



ФИЗМИНУТКА

Всё готово для полёта,

(поднять руки вперёд, затем вверх.)

Ждут ракеты всех ребят.

(соединить пальцы над головой, изображая ракету.)

Мало времени для взлёта,

(марш на месте.)

Космонавты встали в ряд.

(встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)

Поклонились вправо,влево

(влево, наклоны в стороны.)

Отдадим земной поклон.

(наклоны вперёд.)

Вот ракета полетела.

прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром.

(присесть на корточки, затем подняться.)







Следующая планета-планета МАРС.

Планета Марс названа в честь римского бога войны за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника - ФОБОС и ДЕЙМОС (что в переводе означает СТРАХ и УЖАС - так звали сыновей бога войны). Ночью температура на Марсе опускается до минус 85 градусов.

-Давайте поставим на место Марс.

- Следующая планета Солнечной системы- планета Юпитер.

-Предлагаю вам посмотреть небольшое видео и познакомимся с планетой Юпитер (видео)

- На 5ое место у нас идет планета Юпитер

-Следующая планета- Сатурн

Сатурн - вторая по величине планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Скорость ветра на этой планете может достигать 1800 километров в час. Сатурнианский год длится около 30 земных лет.

- Поставим планету Сатурн на место.


- Следующая планета, 7ая планета от Солнца- это планета Уран


-Посмотрим небольшое видео про Уран и узнаем о нём побольше (видео)

-Вернем обратно планету Уран.

- И последняя планета Солнечной системы- это планета Нептун

Нептун — это достаточно крупная планета нашей Солнечной системы. Он получил свое название в честь римского бога моря. Это самая удаленная планета в нашей Солнечной системе. На Нептуне постоянно происходят сильные порывы ветра, которые движутся со скоростью от 200 до 300 м/с. Нептун — это очень холодная планета. Температура на поверхности планеты достигает -221 градуса по Цельсию.

А про нее нам расскажет… 

-Возвращаем планету Нептун.

-Посмотрите на нашу Солнечную систему. Мы с вами узнали о всех ее планетах.

Отвечают

















Из 8 планет( Сатурн,Нептун, Марс…

Они вращаются вокруг Солнца








Отвечают на вопросы






Слушают учителя























Меркурий






Слушают учителя










Слушают учителя











Земля.







































Слушают учителя




























Слушают учителя














Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные


Речь учителя и учащихся


Презентация

Раздаточный материал (карточки)

Фронтальная


  1. Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий.

- Чтобы проверить как вы внимательно меня слушали, предлагаю вам поработать в парах. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в парах.


-Хорошо, молодцы! Возьмите пожалуйста карточку №1 и переверните ее. Ваша задача решить кроссворд. Внимательно читаем задание и отвечаем на вопрос, записав ответ в клеточках. У вас есть несколько минут чтобы выполнить это задание. Приступаем.

(проверка)

-Закончили работу. Давайте проверим. (спрашиваю у пары ответ- на доске появляется ответ)

- Молодцы с этим заданием вы отлично справились!

-Не мешаем другим

-Слушаем друг друга

-Готовность показываем домиком

-Общаемся друг с другом вежливо.

Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные


Речь учителя и учащихся


Презентация

Раздаточный материал(карточки)

Фронтальная

Парная


  1. Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Давайте теперь проверим, на сколько хорошо вы поняли данную тему

На столах у вас лежат карточки с заданиями №2. Вам нужно подписать листочек и выполнить тест самостоятельно. У вас есть 3 минутки на это. Приступаем.


-Теперь поменяйтесь карточками. На доске вы увидите ответы. Карандашом рядом с правильным ответом поставьте «+», с неправильным «-». Посчитайте количество «+» и «-». Если у вас нет ошибок или одна- поставьте 5, если 2-3 ошибки- поставьте 4, если больше ошибок, то не ставьте ничего.

-Поднимите руки у кого 5, у кого 4?

- Молодцы! Передайте карточки с последней парты на 1ую.

Выполняют самостоятельную работу

Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные


Речь учителя и учащихся


Презентация

Раздаточный материал(карточки)

Фронтальная

Парная


  1. Домашнее задание


-Ребята, ваше домашнее задание будет таким. Вам нужно будет найти три интересных факта о любой из планет Солнечной системы и записать эти факты у себя в рабочих тетрадях. Так же вам нужно будет прочитать учебник на стр.7-11.

-Кому не понятно домашнее задание?

-Хорошо!

Слушают учителя

Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные


Речь учителя и учащихся


Презентация

Фронтальная


8. Рефлексия. Подведение итогов











Подвести итоги урока

-Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашего урока. Вернемся к нашим задачам и ответим на вопрос, все ли мы сегодня с вами достигли?

Познакомились с планетами?

Узнали их особенности?

- Скажите мне пожалуйста, кто же создал нашу Солнечную систему?

-Вокруг чего вращаются планеты?

- Сколько планет в нашей Солнечной системе?

Какие?

-Молодцы!


Ребята, наш урок подходит к концу и сейчас, я предлагаю посмотреть на доску и продолжить фразы:

Урок интересный, потому что …

Я могу похвалить себя …

Знания, полученные на уроке, мне пригодятся …

Мне было трудно, потому что…


-Молодцы! Спасибо Вам за хорошую работу! Урок окончен.

Отвечают на вопросы


Достигли



Коперник


Вокруг Солнца

8 планет

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные


Речь учителя и учащихся


Презентация

Раздаточный материал (картинки)

Фронтальная