Тема. Выделяем голосом важные слова.
Цель: дать понятия логического ударения (без термина).
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся выделять голосом важные слова в предложении, строить логические цепи рассуждений, адекватно оценивать себя, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, вести диалог.
Личнoстные: знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе.
Метапредметные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; соотносить изучаемый материал с собственным опытом; адекватно реагировать на обращение учителя.
Оборудование: предметные картинки, учебник «Русский родной язык»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока:
Оргмомент
Актуализация знаний
Упр. 11 (с.39)
(К доске выходит ученик, который принес фотографию животного. Ученики задают ему вопросы, на которые он отвечает. Где обитает животное? Чем питается?
Как зимует и т.д. )
- С какой целью вы задавали вопросы? (Узнать что-то новое)
- Для чего ещё задают вопросы? (Когда советуются, хотят узнать мнение человека).
- Чьи ответы понравились больше? Почему? (Ответы интереснее у того, кто на вопрос отвечал предложениями).
3. Самоопределение к деятельности
Беседа.
- Прочитайте название раздела. (Язык в действии)
- Как понимаете слово «в действии»? (Действует, работает)
- Прочитайте тему урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем, как изменится смысл предложения, в зависимости от того, какое слово мы выделяем.
4. Работа по теме урока.
Упр. 1 (стр. 40)
- Прочитайте задание.
- Начало какой сказки вы будете читать? («Заюшкина избушка»)
Рубрика «Произнеси правильно» стр. 41
- Перед тем, как читать отрывок из сказки, самостоятельно прочитайте слова из рубрики. Обратите внимание на ударение в словах.
- Прочитайте слова хором.
- Прочитайте сказку.
- Назовите героев сказки. (Лиса и заяц)
Чтение задания на стр. 41 учителем. Предложение «Это мой дом» записано на доске. Прочитать предложение, выделяя слово МОЙ.
- Как вы думаете, можно ли избушку назвать «домом»? ( Да. Это тоже жилище.)
- Что называют жилищем? (Место, где живут люди, животные).
- Объясните различие слов «изба-избушка», «дом-домик». (Изба – большое жилище, избушка – маленькое).
Упр. 2 (с. 41)- работа в парах. Чтение задания.
- Кто знает значение слова «диалог»? (разговор)
- Что могут говорить друг другу Лиса и Заяц? (Каждый из них может говорить: «Это мой дом» и доказывать, почему он так считает.)
Составление диалогов в парах.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6. Закрепление изученного материала.
Упр. 3 (стр. 41-42)
- Послушайте стихотворение Б.Заходера и скажите, что служит черепахе домом? (Панцирь).
- Какое слово черепаха выделит в предложении «Это мой дом»?
- Прочитайте предложение, выделив слово «дом».
Упр. 4 ( стр. 42)
Чтение задания учителем.
- Что ответила Тортила на первый вопрос Буратино? Какое слово она выделила? (Панцирь).
- Какой вопрос мог задать Буратино? (Это что у тебя?)
- Какой вопрос задал Буратино, если Тортилла ответила: «Это мой ДОМ»? (Для чего тебе нужен панцирь?)
- Прочитайте важную информацию на с. 42.
Хоровое чтение.
- Выделяя голосом то или иное слово, мы подчеркиваем, что именно оно является главным в предложении.
7. Рефлексия. (работа в парах)
- Прочитайте, выделив голосом:
У ЛИСЫ избушка ледяная.
У лисы ИЗБУШКА ледяная.
У лисы избушка ЛЕДЯНАЯ.
- Оцените свою работу.
1. Ты смог выделить голосом нужные слова.
2. Тебе ещё нужно потренироваться.
8. Подведение итогов урока
- Как вы поняли, для чего в речи некоторые слова выделяют голосом?9чтобы показать, что они главные)
- Что произойдет, если выделишь слово неправильно?