Предмет: русский язык | Тип урока: урок «открытия» нового знания |
Тема урока: | 2-ое склонение |
Цель содержательная: | Формирование умения распознавать имена существительные 2-го склонения |
Цель деятельностная: | Расширение понятийной баз по предметы за счёт включения в неё новых элементов |
Задачи: | 1) познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 2 склонение; 2) развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; 3) воспитывать интерес к предмету. |
Основное содержание темы, термины и понятия: склонение |
Личностные результаты -развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; -становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; Метапредметные результаты Регулятивные УУД -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; -контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; -анализировать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; Познавательные УУД -понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; -использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; -воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста; Коммуникативные УУД - участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Предметные умения: Познакомятся с особенностями 2-го склонения; научатся определять склонение имён существительных. |
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Ресурсы | экран, компьютер, мультимедийный проектор; задания для групповой работы; наглядный материал |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | На уроке не зевай, Сразу всё запоминай, Чтоб минутка не пропала, Мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке Равных не было тебе! -Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку Отвечают |
II. Минутка чистописания | - Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания) -Для чего нам нужна минутка чистописания? -Где нам понадобится умение красиво писать? -Для того чтобы узнать, какую букву вы пропишите, послушайте стихотворение: Черепаха понимает, Что домой не опоздает. При луне, как при свече, Подползает к букве ... (Ч) - Верно, Ч ч. - Пропишите заглавную и строчную букву Ч ч. -Помните о правильной посадке во время письма. -Закончили. Поменялись тетрадями. -Оцените работу друг друга по критериям: наклон, высота, ширина, элементы. -Вернули тетради. У кого 4 «+»? У кого 3? 2? Над чем вам нужно поработать? -Как можно исправить эти минусы? (больше тренироваться в написании букв и буквосочетаний) | Отвечают на вопросы учителя , Определяют, какую букву будут писать Прописывают букву оценивают |
III. Словарная работа | -Сегодня вы познакомитесь с новым словарным словом. -Кто скажет, зачем мы изучаем новые словарные слова? -Молодцы. -Чтобы узнать, что это за слово, отгадайте, о ком идёт речь: Он науку изучил, Землю, словно приручил. Знает он, когда сажать, Сеять как и убирать. Он знаток в краю родном И зовется...(агроном) -Кто такой агроном нам скажет толковый словарь. Найдите определение в толковом словаре. Агроно́м — специалист сельского хозяйства. -Какая же орфограмма прячется в этом слове? -Верно, безударная гласная о, непроверяемая ударением. -Запишите это слово, выделите в нём орфограмму. | Высказывают своё мнение один ученик зачитывает определение Называют орфограмму Записывают слово |
IV. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | -Сейчас мы и проверим, насколько хорошо вы знаете русский язык. На мои вопросы давайте короткие и быстрые ответы. - Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(Имя существительное) - Имя существительное изменяется по … (Числам и падежам) - Сколько падежей в русском языке?(6) - Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?(И.п.) - Определите падеж существительного после прогулки (Р.п.) - Начальная форма имени существительного(Форма именительного падежа единственного числа.) - На какие вопросы отвечает Д.п.?(Кому?Чему?) - Каким членом предложения являются существительные в И.п.? (Подлежащим) - Какие имена существительные относятся к 1 скл? (Ж.р. и м.р. с окончаниями –а, –я) - Как определить склонение имени существительного? -Что повторили, выполнив это задание? | Участвуют в опросе Отвечают на вопросы Доказывают |
V. Этап выявления места и причины затруднения | -Для того чтобы узнать тему урока, посмотрите на доску. -Работая в паре, выпишите в тетрадь слова 1 склонения. -У вас 2 минуты. Звезда, волна, воскресенье, помидор, дождинка, корабль, облако, дедуля, топор, скворчиха. - Закончили. Проверим. У кого так? Поставьте себе +. Кто ошибся? Поставьте -. - Можете ли вы сказать, к какому склонению относятся эти слова? (Можем только предположить, что ко 2-му). - Да, вы выписали слова, которые относятся ко 2-му склонению. - Какова же будет тема урока? 2-е склонение имен существительных | отвечают один ученик работает у доски проверяют, доказывают, что это 1 склонение ставят + и - формулируют тему |
VI. Этап построения проекта выхода из затруднения | -Сформулируйте цель урока. -Что мы должны сделать для ее достижения? -Где вам понадобится новое знание? - Где можем проверить правильность вывода? -А сейчас, прежде чем продолжить, позволим вашим глазкам отдохнуть. Физминутка для глаз. | Цель: научиться находить слова во 2 склонении Узнать новую информацию, понять ее и применить в задании Проводят физминутку |
VII. Этап реализации построенного проекта | - Проведем исследовательскую работу в группах. -Вспомните правила работы в группе. -Рассмотрите таблицу. И. п. | юноша, семья | дождь, лето | Р. п. | юноши, семьи | дождя, лета | Д. п. | юноше, семье | дождю, лету | В. п. | юношу, семью | дождь, лето | Т.п. | юношей, семьёй | дождём, летом | П. п. | о юноше, о семье | о дожде, о лете | — Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. (У них разные падежные окончания.) — Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (Юноша, семья.) — К какому склонению они относятся? (К 1-му.) — Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.) — Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.) — Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о.) - К какому склонению относятся эти существительные? (Ответы детей.) - Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 93 учебника. -Верное ли предположение мы сделали? Молодцы. | Работают в группах Отвечают Анализируют таблицу Подводят итоги |
VIII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Работа по учебнику Упр. 164 (с. 94). — Прочитайте стихотворение. — Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.) — Какие ещё слова выделены в стихотворении? — Найдите в толковом словаре значение этих слов. (Сервиз — полный набор столовой или чайной посуды на определённое количество человек. Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.) — Выполните письменные задания к упражнению. - Закончили. Проверим. У кого так? Поставьте себе +. Кто ошибся? Поставьте -. -Что нужно делать, чтобы не ошибаться? -Для чего выполняли это задание? - Сделайте вывод, какие слова относятся ко 2 склонению. Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского ода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е. Физминутка | высказывают свое мнение один ученик работает у доски Проверяют Делают вывод |
IX. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | -А сейчас поработаем в парах с карточкой. Работа по карточкам — Подчеркните имена существительные 2-го склонения, определите их падеж, род. В магазине, на базаре И в буфете, наконец, Всюду, где бы ни бывали, Вас встречает продавец. Он продаст кефир старушке И свисток озорнику, Ленту яркую девчушке И ватрушку толстяку. Н. Кнушевицкая (Самопроверка. Ответ дан на обратной стороне карточки.) -Для чего вы выполняли это задание? Поставьте себе +. -Чему теперь научились? | Слушают учителя Работают в паре с карточкой, проверяют свою работу Подводят итоги |
X. Этап включения в систему знаний и повторения | -Достигли цели урока? А как она звучала? -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Как определить имена существительные 2-го склонения? -Приведите примеры имён существительных 2-го склонения. -Молодцы. | Подводят итоги урока |
ХI. Домашнее задание | С.94-95 правила, упр. 163, 165 | Записывают |
XII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | «Шкала» Проанализируйте свою работу на уроке от 1 до 10 баллов. | Анализируют свою работу |