СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Разносклоняемые имена существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по русскому языку в 6 классе "Разносклоняемые имена существительные"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Разносклоняемые имена существительные"»

Общеобразовательная автономная некоммерческая организация «Православная гимназия имени святого князя Ростислава Рославльской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»








Методическая разработка

по русскому языку в 6 классе

на тему: «Разносклоняемые имена существительные»






Провела Глебова О.Д









2021



Урок русского языка

Глебова Ольга Дмитриевна

Класс 6 УМК по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др., 5-9 кл.

Тема: «Разносклоняемые имена существительные»

Место урока по КТП, тип урока: открытие новых знаний

Цели: познакомить с особенностями разносклоняемых существительных; развивать орфографические навыки.

Планируемые результаты:

Предметные: знание особенностей разносклоняемых существительных; умения правильно употреблять разносклоняемые существительные в речи, объяснять языковые явления;

Метаредметные: работа с учебником, работа с таблицами.

Личностные: развитие мотивации к аналитической деятельности, формирование социальных межличностных отношений.

Уровень подготовки: коррекционный/базовый/повышенный (подчеркнуть)

Дополнительно:

Межпредметные связи: церковнославянский язык

Технологии / приемы: технология проблемного диалога, проблемная ситуация, ИКТ.

Основные понятия: имя существительное, склонение, разносклоняемые имена существительные

Ресурсное обеспечение: Учебник, мультимедийный проектор, компьютер.

Дом. задание (предварительное/возможна корректировка) Дифференцированное на карточках.


Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

Цель: создание условий для успешной учебной деятельности.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к древнему племени. Что мы видим? Осторожно, чтобы нас не заметили. (Слайд 1).

Попробуем восстановить сюжет (вставить слова, подходящие по смыслу). (Слайд 2)


Есть история про племя.

Лишь весной наступит … (время),

Племя мирно сеет … (семя),

Хоть пахать и сеять – … (бремя). Но вожак их – ногу в … (стремя),

Прилепив перо на … (темя),

Над собою поднял … (знамя),

Раздувает распри … (пламя):

У коровы полно … (вымя).

Папуаске нужно … (имя)

Для сынишки сочинить

И корову подоить. Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный … (путь)

Сказку нашу не забудь!


II. Актуализация знаний.

Цель: создание учебной ситуации для актуализации опорных знаний.

Какие слова мы вставляли? (Имена существительные).

Проверим, насколько мы хорошо знаем тему «Имя существительное».

1) «Верные – неверные утверждения» (слайд 3). Один ученик работает у доски, а учащиеся в парах, оценивают товарища. 8 верных ответов – «5», 7 ответов – «4», 5-6 ответов – «3».

1. Имя существительное – это самостоятельная часть речи. (верно, неверно)

2. Части речи изучаются в разделе науки о языке – морфология. (верно, неверно)

3. Имена существительные изменяются по родам. (верно, неверно)

4. Имена существительные являются собственными или нарицательными. (верно, неверно)

5. Склонение – это изменение по падежам и лицам. (верно, неверно)

6. В русском языке четыре типа склонения. (верно, неверно)

7. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. (верно, неверно)

8. Слово ПОМОЩЬ – существительное 3 скл. (верно, неверно)

- Итак, какими получились результаты.

2) - Как вы думаете, ребята, зачем нужно уметь склонять имена существительные? Важное ли это умение? Пригодится ли оно нам в путешествии? (Один учащийся рассказывает о типах склонения, затем открывается таблица. (Слайд 4). Ученик сам себя оценивает, класс комментирует, полный ответ или нет.)


Склонение

Род

В им.п.ед.ч. оканчивается на

1-е

женский

мужской

-а, -я

2-е

мужской

средний

согласный;

-о, -е

3-е

женский

согласный с Ь на конце

- Зная, к какому склонению относится существительное, мы сумеем его правильно написать.

3) - Давайте вспомним особенности склонения существительных в русском языке. (Слайд 5)

Двое учащихся работают у доски (с проекцией таблицы на экране).

Падежи

Склонение

1-е 2-е 3-е

Существительные на

- ия -ий -ие

Р.

-и (-ы)

-

-

-

Д.

-

-

-

П.

Учащиеся по очереди (по желанию!) склоняют существительные с проговариванием окончаний, выставляются отметки. (Слайд 6)

Слайд 6

Падеж

2 склонение

3 склонение

Слайд 7

Падеж

?

И.п.

Товарищ

Мышь

И.п.

Имя

Р.п.

Товарища

Мыши

Р.п.

Имени

Д.п.

Товарищу

Мыши

Д.п.

Имени

В.п.

Товарищ

Мышь

В.п.

Имя

Т.п.

Товарищем

Мышью

Т.п.

Именем

П.п.

О товарище

О мыши

П.п.

Об имени

III. Постановка учебной задачи.

Цель: введение в тему через организацию целеполагания.

Какого склонения существительные из рассказа, который мы восстановили? (Слайд 7)

- Мы увидели, что существительное имя склоняется особенным образом, мы не смогли отнести его к одному из известных нам склонений. Что же делать?

- На уроках церковнославянского языка изучали четыре типа склонения, узнали, что в праязыке их было вовсе шесть. Мы еще не знаем особенностей третьего и четвертого склонений, но интересно, где теперь существительные четвертого склонения? Куда они перешли («перекочевали»)?

IV. Построение проекта учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися, что не все имена существительные в русском языке могут быть отнесены к тому или иному типу склонения; овладение понятием «разносклоняемые имена существительные».

1) Обратимся снова к иллюстрации. (Слайд 8). Наше путешествие не закончено. Наш путь продолжается. Необходимо подружиться с новыми «героями» (новыми именами существительными)

- Просклоняем устно еще одно их них: И.п. Вымя; Р.п. Вымени; Д.п. Вымени; В.п. Вымя; Т.п. Выменем; П.п. О вымени.

- Что вы заметили? (Существительные склоняются по-особенному: в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание существительных третьего склонения, а в творительном падеже – второго склонения).

- Чем похожи эти существительные? (Оканчиваются на –мя, относятся к среднему роду, в родительном, дательном, творительном и предложном падежах появляется суффикс –ен, а существительное ПУТЬ – мужского рода).

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать об особенностях склонения существительных, оканчивающихся на –мя, и существительного путь, каково место этих слов в современной грамматике).

2) Поиск решения проблемы.

- Как мы можем назвать такие существительные? К какому склонению отнесем их?

- В церковнославянском языке их относят к четвертому типу склонения. Язык, развиваясь, претерпел множество изменений и «избавился» постепенно от четвертого склонения, распределив существительные по разным типам. А что же случилось с существительными на –мя, ведь их так немного?

- Какое слово мы подберем, чтобы обозначить явление «склоняться по-разному», «разное склонение»? (сложным словом «разносклоняемые»).

- Выполним словообразовательный разбор нового термина:

р азн о склоняемые

р азн ыйсклоня ть

о ем - сложносуффиксальный способ

(Если ученик сумеет сам сделать вывод, то его ответ оценивается одноклассниками и учителем)

- Делаем вывод: склоняясь, эти существительные заимствуют окончание из второго и третьего склонений, поэтому называются разносклоняемыми. Их мало, и в языке нет места – определенного типа склонения – для этих одиннадцати существительных.

  1. Сравнение выводов с материалом учебника. (Чтение правила и теоретического материала, обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с.136).)

  2. Ответьте на вопросы: (слайд 9)

- Какой суффикс прибавляется в косвенных падежах к корню разносклоняемых существительных?

- Какая гласная буква пишется в этом суффиксе?

- Почему она является орфограммой?

- У каких существительных во мн.числе в Р.п к корню прибавляется суффикс -ян?

  1. Дополним правило о склонении существительных в наших памятках (каждый ученик работает в своей памятке). (слайд 10)

Падежи

Склонение

1-е 2-е 3-е

Существительные на

- ия -ий -ие

Существительные на

- мя

Р.

-и (-ы)

-

-

-



и

-ен

Д.

-

-

-

П.


V. Первичное закрепление

Цель: предупреждение речевых ошибок, связанных с употреблением разносклоняемых имен существительных в речи учащихся; проверка способов деятельности по теме.

1) Если тебя спросили: «Сколько время?» Что ты ответишь?

* Назовешь точное время.

* Скажешь: «Надо говорить – который час?».

* Скажешь: «Надо говорить – сколько времени?»

- Какую ошибку допустили? (речевая ошибка)

- Попробуйте образовать множественное число от существительных бремя, вымя, пламя, темя.

- Вы никогда не слышали такие формы? Дело в том, что эти слова имеют форму только единственного числа. Крайне редко можно встретить форму множественного числа существительного вымя – вымена.

  1. Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи разносклоняемых существительных.

Занимать много врем…н…, в плам…н… костра, выращивание сем…н…, подарок африканскому плем…н…, нога в стрем…н…, звать по им…н…, подъем знам…н…(слайд 11)

(Осуществляется взаимопроверка по слайду и выставляются отметки)


VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Цель: осознание учениками результатов своей учебной деятельности по теме; сравнение планируемых результатов с достигнутыми.

1) Итоги урока (Слайд 12)

- Над какой темой мы работали?

- Какова была цель урока?

- Какого результата вы достигли?

- Были ли в работе затруднения? В чем?

- Кто доволен своей работой?

- Что было интересно на уроке?

  1. Дифференцированное домашнее задание (на карточках).

I группа.

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конноспортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени. (Письмо А. Хайта к ребятам). ЗАДАНИЕ: Выписать словосочетания с разносклоняемыми существительными.

II группа.

- Составить предложения с фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.

- Поработай редактором!

Время было в обрез.

Сколько время прошло?

У тебя нет время поговорить в обрез.

III группа.

Придумать небольшой рассказ или сказку о разносклоняемых существительных или с использованием этих существительных (по желанию).

Всем: выучить разносклоняемые существительные.


3) Отгадайте: БВВЗИПППССТ (слайд 13)

- Какое отношение, по вашему мнению, этот шифр имеет к теме урока? (слайд 14)

4