Тема урока: «Умножение многозначного числа на однозначное» (4 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)
Цель: создать условия для знакомства с алгоритмом умножения многозначного числа на однозначное, способствовать формированию умений выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с алгоритмом письменного умножения многозначного числа на однозначное; научатся применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное; выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами.
Метапредметные:
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: учиться конструктивно решать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; приобретать первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Структура урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
- Ребята, проверьте готовность к уроку, садитесь.
-Начинаем урок математики.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
- Послушайте, пожалуйста, притчу.
Великий мастер стрельбы из лука обучил своему мастерству очень много учеников. Однажды он повесил на дерево мишень и задал каждому из присутствующих учеников вопрос:
- Что ты видишь?
Один сказал:
- Я вижу дерево и мишень, висящую на нём.
Другой ответил:
- Я вижу дерево, листву, солнце, птиц на небе.
Остальные отвечали примерно так же. Тогда мастер обратился к своему самому лучшему ученику и спросил:
- А что же видишь ты?
– Я не вижу ничего, кроме мишени - услышал он в ответ. Тогда мастер повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал…
- Ребята, как вы думаете, что же сказал мастер своим ученикам? (….)
- Почему лучший ученик не видел ничего кроме мишени? ( Это был лучший ученик, и он видел только победу – центр мишени, в который он должен был попасть.)
- Послушайте, чем заканчивается притча. Тогда мастер повернулся к остальным ученикам и произнёс:
- Только такой человек сможет всегда достигать цели.
- И действительно, ребята, попадающим в цель может стать только тот, кто настраивает себя на собранность и организованность своих действий. И я надеюсь, что мы с вами на уроке достигнем своей цели, выполнив задания.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Посмотрите на экран, что нужно сделать? (вычислить)
(на слайде, ответы появляются)
500 х 4 =
700 х 3 =
200 х 30 =
567 х 1 =
487 х 0 =
400 х 6 =
70 х 80 =
- Назовите компоненты действия умножения в последнем выражении (70 – первый множитель, 80 – второй множитель, 560 -произведение)
Ученые подсчитали количество географических названий на карте города Курска.
Парков - 5, площадей - 11, а количество улиц в 10 раз превышает число равное произведению количества парков на количество площадей. Сколько улиц в городе Курске?
Как считали? Запишите на доске и в тетрадях.
(5 х 11 х 10 = 550 улиц)
- Что вы можете сказать про это число?
(Трёхзначное, чётное, соседи 549 и 551, заканчивается на 0, значит, делится на 10, в числе 550 – 5 сотен, 5 десятков; для записи этого числа используем три цифры – 5, 5, 0)
Три самые крупнейшие реки города Курска – Сейм, Свапа, Тускарь. Их общая длина 1082 км.
- Что можете сказать про это число?
(четырёхзначное, чётное, соседи 1081 и 1083, это 1 тыс., 8 дес. и 3 ед.; для записи этого числа используем четыре цифры – 1, 0, 8, 1)
III. Выявление места и причины затруднения
- А сейчас, я вам предлагаю выполнить письменно умножение, вспомнив алгоритм.
(задание записано на доске)
127 х 4
205 х 4
5319 х 4 (проблемная ситуация)
60529 х 5
(127 х 4 (на доске)
Пишу…
Умножаю единицы…
Умножаю десятки…
Умножаю сотни…
Читаю ответ.)
- В чём причина ваших затруднений?
(5319 мы не знаем как умножить на 4, мы умножали только трёхзначные числа)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Целеполагание
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока?
(Умножение четырёхзначного и пятизначного числа на однозначное)
- А как одним словом мы можем назвать эти числа? (многозначные)
- Значит, тема нашего урока «Умножение многозначного числа на однозначное»
- Какую цель поставим?
- Научиться умножать многозначное число на однозначное.
- Как вы думаете, на что вам следует опереться при умножении числа 5319х 4?
(На алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное, можем подсчитать на калькуляторе)
- Предположите, как изменится в дальнейшем алгоритм умножения четырёхзначного числа на однозначное. (появится строка умножаю единицы тысяч)
- Используя наш приём «Живая модель», попробуйте умножить 5319х 4 (у доски умножают)
V. Реализация построенного проекта
- Сможем теперь умножить 60529 х 5 (Да)
- Кто попробует выполнить умножение у доски?
- Мы записываем в тетради.
(1 у доски, проговаривая алгоритм, таблички умножаю ед. тыс. и дес. тысяч появляются в алгоритме)
- Работали организованно, устали, давайте отдохнём.
- Сегодня физкультминутку проводит…
Физминутка (проводит учащийся)
1, 2, 3, 4, 5!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко-легко подышим.
Подтянулись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас!
1, 2, 3, 4, 5!
Топаем ногами,
1, 2, 3, 4, 5!
Хлопаем руками.
Молодцы! Садимся.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Что надо сделать, чтобы понять, есть ли ещё трудности в умножении многозначного числа на однозначное число? (потренироваться, выполнить задания)
- Откройте учебники на 153 странице и найдите задание под номером 9 (1 строка)
1258х 7, 5072 х 4, 60005 х 3 (по 1 человеку у доски, оценивают себя сами, оценивают одноклассники)
VII. Самостоятельная работа самопроверкой по эталону
№9, 2 строку выполняет 1 вариант самостоятельно;
3 строку – 2 вариант.
Проверьте себя по слайду.
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.
- А остальным придётся ещё потренироваться.
- Вы считали, глаза устали, давайте проведём гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
- Посмотрите, не поворачивая головы, в левый угол класса, в правый угол класса, на потолок, на пол, на кончик носа, поморгайте глазами так, как машет бабочка крыльями.
(включить музыку)
- Закройте глаза, положите голову на парту, подумайте о чем-то хорошем, приятном, медленно сосчитайте до 10, поднимите голову, откройте глаза. Продолжаем работать.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
- Найдите на 153 странице задачу под номером 8.
- Прочитайте задачу.
- Что нам известно из условия задачи?
(Было 10 больших и 7 маленьких ящиков с деталями, в одном маленьком ящике помещалось 2532 детали, а в большом в 3 раза больше)
- Что мы должны узнать?
(Сколько всего деталей погрузили в вагон)
- Можем сразу ответить на вопрос задачи?
(Нет)
- Что мы для этого должны знать?
(Сколько деталей в больших и маленьких ящиках вместе)
- У доски эту задачу решит…
Ящ. | Кол-во ящ. | Дет. в 1 ящ. | Всего деталей |
Б. | 10шт. | ? в 3 раза | }? |
М. | 7шт. | 2532 |
2532 х 3 = 7596 (д.) – в одном большом ящике
2532 х 7 = 17724 (д.) – в маленьких ящиках
7596 х 10 = 75960 (д.) – в больших ящиках
75960 + 17724 = 93684 (д.) – всего
Ответ: 93684 деталей.
Дополнительный материал (если останется время №10 стр.153 - 1, 2 примеры)
Домашнее задание:
Уч. стр. 153 № 10(3, 4 примеры), №11
IX. Рефлексия
- Наш урок подошёл к концу.
- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новые знания.
- Заполните рефлексивную карту
Результатом умножения является частное.
Результатом умножения является произведение.
При умножении числа на 1 получается то же самое число.
При умножении числа на 1 получается 1.
При умножении числа на 0 справа к числу приписываем 0.
При умножении числа на 0 в ответе получаем 0.
В значении произведения . 2405
2 пять цифр.
В значении произведения . 2405
2 четыре цифры.
Значением произведения . 2405
2 является число 4810
Значением произведения . 2405
2 является число 4900
- Какое число у вас получилось? (5)
- Проверьте. (по слайду)
- Вспомните, какую цель ставили? Достигли?
- Ребята, сегодня на уроке вы были организованными и целеустремлёнными, поэтому мы и достигли цели урока.
- Спасибо за работу!