СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Простое предложение. Главные члены предложения."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение простого предложения с целюю активизации знаний учащихся о данной синтаксической единице.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Простое предложение. Главные члены предложения."»



Урок. Простое предложение.

Главные члены предложения



Цель урока:

  • активизировать знания обучающихся о простом предложении как синтаксической единице;

  • рассмотреть виды простого предложения, их синтаксические характеристики;

  • совершенствовать умения делать синтаксический разбор простого предложения;

  • совершенствовать умения обучающихся определять вид односоставных предложений;

  • совершенствовать умения разграничивать односоставные предложения и неполные;

  • развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции обучающихся;

  • совершенствовать правописные навыки.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-памятка, раздаточный материал.

План урока:

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин.)

1.

Организационный момент

Нацелить обучающихся на урок

1 мин.

2.

Словарный диктант

Отработать орфографические умения и навыки

2 мин.

3.

Проверка домашнего задания

Оценить знания обучающихся синтаксически анализировать словосочетания, актуализировать знания о главных членах предложения

7 мин.

4.

Наблюдение над языковым материалом

Актуализировать знания обучающихся о предложении как синтаксической единице

5 мин.

5.

Практическая работа

Отработать умения разграничивать виды простого предложения и давать им синтаксическую характеристику

6 мин.

6.

Самостоятельная работа

Отработать умения определять тип предложения по структуре

4 мин.

7.

Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом

Отработать умения определять вид односоставного предложения, а также разграничивать односоставные и двусоставные неполные предложения

7 мин.

8.

Запись под диктовку

Отработать умение на слух выделять грамматическую основу предложений и по ней определять вид предложения по структуре

5 мин.

9.

Проверочная работа

Отработать умение делать синтаксический анализ предложений

5 мин.

10.

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

2 мин.

11.

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

1 мин.




Ход урока

I. Организационный момент

II. Словарный диктант

Мансарда, терраса, коридор, мезонин, абстрактный, пластилин, вентиляция, перрон, оперетка, оккупация, ридикюль, аллегория, перпендикуляр, винегрет, геральдика, беллетристика, фельетон, моллюск, баркарола, галерея, аннотация, имитация, иммунитет.

III. Проверка домашнего задания

Преподаватель проверяет выполнение заданий упр. 208. Параллельно на доске двое обучающихся разбирают все словосочетания из предложений № 3 и № 4 упр. 222.

  • Почему в некоторых предложениях мы не можем выделить полную грамматическую основу и указываем на опущенный главный член предложения, который восстанавливается из контекста? (Это неполные предложения.)

Запомните! В неполных предложениях при интонационном и смысловом выделении на месте пропущенного члена предложения ставится тире.

Набираются ума в ученье, а храбрости – в сраженье. (Опущено сказуемое набираются ума.)

  • Почему в некоторых предложениях мы выделили одну грамматическую основу, а в некоторых несколько? (По структуре предложения разные: простые и сложные.)

IV. Наблюдение над языковым материалом

Раздаточный материал

  • Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания.

  • Сколько предложений в этом тексте? Докажите, выделив грамматические основы.

Вечер мглистый и ненастный (…)

Чу (,) не жаворонка ль глас (?)

Ты ли (,) утра гость прекрасный (,)

В этот поздний мёртвый час (?)

Гибкий (,) резвый (,) звучно-ясный (,)

В этот мёртвый поздний час (,)

Как бездумья смех ужасный (,)

Он всю душу мне потряс (!)

(Ф. И. Тютчев)

  • Рассмотрите таблицу «Простое предложение»




Простое предложение

ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗАНИЯ

повествовательные

вопросительные

побудительные

ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ

восклицательные

невосклицательные

ПО НАЛИЧИЮ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ

двусоставные

односоставные

ПО НАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ

распространённые

нераспространённые

ПО НАЛИЧИЮ СТРУКТУРНО-ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ

полные

неполные

ПО НАЛИЧИЮ ОСЛОЖНЕНИЮ

осложнённые

неосложнённые

  • Охарактеризуйте предложения записанного текста, пользуясь памяткой 1) по цели высказывания, 2) по эмоциональной окраске, 3) по наличию главных членов.

V. Практическая работа

  • Запишите предложения. Выделите грамматические основы.

  • Охарактеризуйте эти предложения.

Пожаром пахнет. Меня отпустили вчера. Позвони другу. Не спеши языком, торопись делом. Вот мой дом.

  • Что общего в этих предложениях? (Односоставные.)

  • В чём различие? (Виды односоставных предложений различны: безличное, неопределённо-личное, определённо-личное, обобщённо-личное, назывное.)

  • Рассмотрите таблицу и подготовьте связный ответ о способах выражения главного члена предложения в односоставных предложениях.

Раздаточный материал

Односоставные предложения

Односоставные предложения – это предложения с одним главным членом (подлежащим или сказуемым)

ИМЕННЫЕ

ГЛАГОЛЬНЫЕ

Назывные

Определённо-личные

Неопределённо-личные

Обобщённо-личные

Безличные

Сущ. в И. п., неразложимым сочетанием

Сказуемое-глагол в форме

1 (2) лица ед. и множ. числа наст./буд. времени, повелит. наклон.

3 лица мн. ч. наст./буд. времени, мн. ч. прош. времени, сослаг. наклон.

2 лица ед. ч. и 3 лица мн. ч. наст./буд. времени.

Безличными гл., инфинитивом, словом «нет», краткими страдательными причастиями

обозначают

Предмет, явление, реально существующие

Адресованность действия к определённому лицу, которое известно говорящему

Действие совершается неопределённым субъектом, который говорящему неизвестен

Действие может быть адресовано к любому субъекту

Наличие бессубъектного действия или косвенной адресованности к субъекту действия




VI. Самостоятельная работа

  • Выделите грамматические основы.

  1. Мы с тобой на кухне посидим,

  2. Сладко пахнет белый керосин,

  3. Острый нож да 4) хлеба каравай

5) Хочешь6) примус туго накачай,

7) А не то верёвок собери

Завязать корзину до зари,

8) Чтобы нам уехать на вокзал,

9) Где бы нас никто не отыскал.

(О. Мандельштам)

  • Сколько получилось в тексте грамматических основ? (9)

  • Все ли основы имеют в своём составе два главных члена: подлежащее и сказуемое?

  • Укажите двусоставные предложения.

  • Укажите односоставные предложения. Определите их тип.

VII. Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом

Задание 1. Охарактеризуйте предложения по структуре. Определите вид односоставных предложений. Ответ обоснуйте, проанализировав способ выражения главного члена предложения.

  1. В доме ни соринки. 2. Слышишь песнь соловья? (Р. Гамзатов) 3. Как хорошо проснуться на рассвете, Глядеть на мир, за птицами следить. (К. Кулиев) 4. Чего только не рассказывали в уезде про усадьбу Липки. 5. В серой темноте улиц было пусто и спокойно. (В Распутин) 6. Что посеешь, то и пожнёшь. (Пословица) 7. Февраль. Достать чернил и плакать! (Б. Пастернак) 8. На душе у него было очень скверно. 9. Вот моя деревня, вот мой дом родной. (И. Суриков) 10. Голубая кофта. Синие глаза. Никакой я правды милой не сказал. (С. Есенин)

Задание 2. Разграничьте односоставные и неполные предложения. Определите тип односоставных предложений.

  1. Поднимаясь вверх по крутизне, ты можешь не опасаться, что сползёшь обратно. Не сползёшь. 2. Из-за сильных морозов отопление пустили на полную мощность. 3. В небе тихо вспыхивали звёзды, на горе в городе огни фонарей. 4. Какая ночь! Мороз трескучий, На небе ни единой тучи. (А. Пушкин) 5. Лестница. Стук. Из двери голова. 6. Если будешь ране, милый, на войне, Напиши об этом непременно мне. (И. Уткин)

VIII. Запись под диктовку (с творческим заданием)

Преподаватель диктует предложения, а обучающиеся на слух записывают грамматические основы, по виду грамматической основы определяют тип услышанных предложений.

  1. В коридоре штабного вагона пепельно светились широкие окна. Пусто. Тихо, по-ночному сиротливо. 2. Было очень поздно. Была глубокая ночь. 3. К вечеру всё стихло. 4. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, Сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин) 5. Из-за сильных морозов отопление пустили на полную мощность. 6. Зубами скрипит, дёргая себя за ус, Лойко, очи темнее бездны смотрят. 7. Отступать было поздно.

IX. Проверочная работа

  • Запишите отрывок из поэмы.

  • Сделайте синтаксический анализ предложений. (Первое предложение разбирается у доски в качестве образца, остальные – самостоятельно с последующей проверкой.)

Как темны листья сонной ивы!

Как ясен месяц молчаливый!

Вот полдень. Жарко. Ветер спит.

Горяч песок. Река блестит.

(И. Никитин)

X. Подведение итогов урока

  • Что такое простое предложение?

  • Какие виды предложений вам известны? По каким признакам они разграничиваются?

  • В каких случаях ставится тире в неполном предложении?

  • Перечислите виды односоставных предложений.

  • Как разграничить односоставные предложения?

  • Верно ли утверждение, что односоставные предложения являются неполными, так как в них отсутствует главный член предложения?

XI. Сообщение домашнего задания

  • Подготовьте связные ответы по темам: «Простое предложение», «Виды односоставных предложений».

  • Выполните упр. 228, упр. 229.