I. Организационный Момент 2.Актуализация знаний | Подготовка учащихся к изучению нового материала. | (Слайд 1) Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка. (Слайд 2) Давайте с вами в начале урока, для разминки, выполним наше традиционное упражнение « На что это похоже». Ребята, скажите, пожалуйста, с помощью чего вы создавали изображение? Линия – это основа изобразительного творчества. Каждый художник начинает свою картину именно с линий. Посмотрите на доску и скажите, что изображено на слайде и какова тема нашего урока. (Слайд 3) (Слайд 4) Да, действительно. Тема нашего сегодняшнего занятия «Рисунок - основа изобразительного творчества». | Слушают учителя Выполняют задание «На что это похоже». Рисуют абстрактный рисунок, меняются альбомами и дорисовывают рисунок соседа по парте, чтобы получилось внятное изображение -с помощью линий На слайде изображены рисунки различных художников. Значит, мы сегодня поговорим о рисунке. | Фронтальная работа | Познавательные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Личностные: самоопределение к деятельности Познавательные: мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение), самостоятельное выделение и формирование темы Регулятивные: контроль, коррекция, оценка |
II. Изучение нового материала | Игровой. Объяснительно-иллюстративный | Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка. (Слайд 5) Существует несколько видов рисунка. На слайде представлен ребус, угадайте, как называется первый вид. (Слайд 6) -Правильно, набросок. (Слайд 7) Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках. Итак, набросок- это грубый рисунок, сделанный быстро, без окончательной отделки деталей изображения. Давайте попробуем угадать второй вид рисунка. (Слайд 8-10) Правильно. Зарисовка с натуры - разновидность рисунка, на котором художник в течение короткого промежутка времени изображает конкретный объект наблюдения (вдохновения). В этом виде рисунка, в отличие от первого, объект находится непосредственно рядом с художником. Еще осталось два. Давайте угадаем следующий вид. (Слайд 11-13) После того, как художник сделал грубый рисунок – набросок, он накапливает нужные наблюдения в рисунках – этюдах, где прорабатывает детали для будущего изображения. И, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке - в чем? Давайте угадаем ребус. (Слайд 14-15) Правильно, в эскизе. (Слайд 16) Эскиз – это подготовительный набросок для крупной работы, в которой художник ищет будущую композицию. Художники, чтобы добиться идеального рисунка, идеальной композиции разрабатывают не по одному эскизу. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. (Слайд 17-18) Ребята, как вы думаете, чем отличаются эскиз и этюд? Определите по произведению П.Корина «Русь уходящая» Молодцы, ребята, вы все правильно поняли. Один из величайших художников прошлого - Микеланджело, который одновременно был и живописцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок ... есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки». (Слайд 19 – 20) Рисунок основан на выразительных возможностях линии, штриха, пятна. Примером могут послужить рисунки В.Ватагина. Рисунки выполняют различными материалами: «мягкими» (соус, сангина, мел), красками, наносимыми кистью (тушь, чернила), карандашом, углем. Я вам принесла некоторые материалы: сангина, тушь, уголь, мел, вы можете попробовать порисовать этими материалами. | Слушают учителя (Отгадывают ребус) -Набросок (Отгадывают ребус) - Зарисовка с натуры (Отгадывают ребус) -Этюд. Отгадывают ребус. -Эскиз. Смотрят репродукцию картин и отвечают на вопрос. Эскиз – это подготовительный рисунок всей работы, достаточно незаконченный, а этюд – это проработанная часть кардины. Здесь мы видим этюд только отца и сына. Слушают учителя Пробуют новые материалы. Рисуют линии, штрихи, пятна. | Индивиду- альная, групповая работа | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, мыслительные операции, установление причинно-следственной связи Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Личностные: самоопределение |
IV. Закрепление изученного материала. | | А теперь для лучшего закрепления наших знаний, давайте на карточках создадим синквейны к словам. Первый вариант – набросок, второй вариант – этюд (Слайд 22) Учитель раздает детям карточки для синквейнов. | Дети заполняют синквейн. Варианты ответов: Набросок. Беглый, быстрый. Развивает, вдохновляет. Быстрая фиксация происходящего.Наблюдение Этюд. Детальный, художественный. Точная проработка деталей. Прорисовка | | Познавательные: использование знаково- символических средств. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, построение логической цепи рассуждений и доказательств |
IV. Итоги урока. Рефлексия Домашнее задание. | Беседа в форме «вопрос – ответ» | (Слайд 23) – Какие виды рисунка вы узнали? – Какими графическими материалами сегодня пользовались? Что понравилось? Владеем мы карандашом И перья знаем хорошо. Знакомы с цветом, с перспективой И можем рисовать красиво. За этот творческий успех Спасибо Вам от нас от всех! (Слайд 24) Сделать 3 зарисовки с натуры домашних предметов. | Отвечают на вопросы в форме диалога с учителем. Просмотр, обсуждение и оценка ученических работ Записывают домашнее задание. | | Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Личностные: самооценка на основе критерий успешности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |