СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сложные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для формирования у детей понятия "Сложные слова", освоение правописания их из основ разных слов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложные слова"»

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»















Тема урока по русскому языку: «Как делаются слова. Сложные слова.»



















Саратов,2023 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Класс: 2 «Б»

Цель урока: создание условий для формирования у детей понятия «сложные слова», освоение правописания слов, состоящих из основ разных слов.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить понятие «корень»;

- ввести понятие «сложные слова»;

- формировать умение находить и образовывать сложные слова.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку, уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

- воспитывать активность, усидчивость, трудолюбие, любовь к предмету.

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции, синтез, анализ, обобщение;

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.


Планируемые результаты урока:

Предметные: (формулируются самостоятельно, связаны со знаниями и деятельностью/умениями по конкретному предмету)

- уметь находить и записывать сложные слова;

- знать правописание соединительных гласных в сложных словах.

Метапредметные УУД: (см. ФГОС НОО от 31.05.2021г., стр. 31-35, п.41)

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентировать на разнообразие способов решения задач;

- формирование умения видеть красоту русского языка, воспитывать уважение к своему языку.

Коммуникативные:

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Регулятивные:

- планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;

- адекватно оценивать свои достижения;

- осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Личностные УУД: (см. ФГОС НОО от 31.05.2021г., стр. 31-35, п.42)

- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

- ценить и принимать одну из главных ценностей – настоящий друг;

- ценностно-смысловая ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;













ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

1) Организационный момент

Метод: словесный, прием: беседа.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лера Рамильевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте проверим всё ли готово у вас к уроку: на парте должны лежать учебник по русскому языку, тетрадь и пенал.

-Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Ф


Самоконтроль

2) Мотивация к учебной деятельности

Метод: словесный, игровой, прием: беседа

- Перед тем как начать нам с вами писать , давайте немного с вами разомнем пальчики, повторяйте за мной: (провести несколько раз)

Желаю (большой палец)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

И во всем (мизинец)

Ура, ура, ура! (всей ладонью)


- Настраиваются на последующую деятельность.

Ф

Презентация, слайд 1

-

3) актуализация и пробное учебное действие

Метод: словесный, прием: беседа; метод: практический, прием: выполнение задания.

- Ребята, посмотрите на доску.

- Прочитайте слова, что общего у этих слов?

- Что такое корень?

- Что нужно сделать, чтобы выделить корень?

- Как обозначается корень?

- Открываем тетради, записываем число и «классная работа». Записываем слова и выделяем корень.


Гриб – грибок – грибник.

- Общего у этих слов – корень.

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных (родственных) слов.

- Чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренное слово.

Однокоренные слова – это слова, которые имеют один и тот же корень, и имеют одно значение.

- Корень обозначается полуовалом.

Ф





И

Презентация, слайд 2

Устный самоконтроль, взаимоконтроль

4) выявление места и причины затруднения

Метод: словесный, прием: беседа.

- Ребята, чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку.

Загадка:

В синем небе пролетает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое ?


- Первый самолет поднялся в воздух в 1903 году. Высота полета 3 метра, и длился это полет всего 12 секунд!

- Записываем слово самолет и выделяем корень.

- Почему такое слово называется сложным?

- Кто догадался, какая будет тема нашего урока?

- Неясыть – сложное слово?




- Самолет.









- Узнаем, что такое сложные слова.


Ф

Презентация, слайд 3

-

5) построение проекта выхода из затруднения

Метод: словесный, прием: беседа

- Давайте поставим цель и задачи урока.

- Чтобы узнать, что такое сложные слова, что нужно нам сделать?

1. Понаблюдать над словами

2. Сравнить, сделать вывод

3. Проверить по правилу в учебнике

4. Научится находить сложные слова

Составляют цель урока:

Цель: узнать что такое «сложные слова» и уметь находить их.

Ф

Презентация

-

6) реализация проекта

Метод: словесный, прием: беседа, работа с текстом учебника; метод: практический, прием: выполнение задания.


- Ребята, откройте учебник на странице 36 и прочитайте стихотворение Эльмиры Котляр.

- Найдите слова выделенные цветом. Что означает слово «белоручка»?

- Что означает слово «мясорубка»?

- Что общего у этих слов? (существительное, женский род, единственного числа, два корня)

- Что обозначают эти слова «трудолюбивый» и «добродушный»










- Вы заметили, что в образовании каждого из этих слов участвовали основы разных слов?

- А это основы, каких именно слов?


- Прочитаем правило на странице 37 в рамочке.

- Что говорится в правиле.

- Какие слова называются сложными?

- Из чего образовываются сложные слова?




- Приведите свои примеры.




- Еще раз прочитайте правило.

- Кто своими словами расскажет.



Белоручка – бездельник, который не хочет запачкать руки, хочет оставить их «белыми», то есть чистыми.


Мясорубка – машина, с помощью которой рубят мясо на фарш.


Трудолюбивый – любит труд, любящий трудиться.


Добродушный – добрый и мягкий по характеру, относящийся душевно, приветливо к людям.


Белый ручка;

Мясо и рубит;

Труд и любит;

Добрый душой.


- Слова, образованные из ОСНОВ разных слов, называются СЛОЖНЫМИ словами.



- Водопад (вода падает), пылесос (пыль сосет), самокат (сам катится), снегопад (снег падает) и тд.

Ф























Учебник (стр.37, упр.36), презентация, слайд 4

Самоконтроль

7) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Метод: практический, прием: выполнение задания.

Физминутка (Мистер краб)


- Проверьте устно написание всех трудных случаев. Спишите текст.

- Обратите внимание при списывании: части сложного слова соединяются между собой с помощью буквы О.

- Прочитайте, диалог Миши и Волшебника на странице 38.

- Что нового вы узнали о сложных словах?

- Запомните, ребята.

1) Буквы гласных О, Е в сложных словах – это орфограмма: буква безударного гласного.

2) Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных О или Е.

3) Эти буквы называют – буквами соединительных гласных.



- Прочитайте упражнение 37 и объясните значение каждого слова.







- Как называют такие слова ?

- Какой буквой соединяются между собой части каждого слова?


В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная О, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная Е.


- Запишите эти слова. Подчеркните букву Е.


- Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначьте корень в словах и подчеркните соединительную гласную.





- Как образовали новое слово?

- Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительный гласный О, а в других Е?

Повторяют движения физминутки.








- Части сложного слова могут соединяться между собой с помощью буквы Е.








Кофеварка – машина, которая варит кофе.

Птицелов – человек, который ловит птиц.

Овцевод – человек, который разводит овец.

Знаменосец – человек, который несет знамя.

- Такие слова называю – сложные слова.

- Буквой Е.








Ходит пешком – пешеход.

Чистит трубы – трубочист.

Предмет для ловли мышей – мышеловка.

Корабль, который колет лед – ледокол.


- Две основы соединили гласными О и Е.

- Гласный О пишется после твердого, гласный Е – после мягкого, шипящих.

Ф


И

Учебник (стр.37-38, упр. 36- 37), презентация, слайд 5

Взаимоконтроль

8) самостоятельная работа с проверкой по эталону

Метод: практический, прием: выполнение задания.

Задание «Корни заблудились»

- Посмотрите на экран и запишите правильно слова:

Рогонос – носорог

Летоверт – вертолет

Возопар – паровоз

Носоутк – утконос

Лозовод – водолаз


Выполняют задание, проверяют по ранее подготовленному эталону.

И

Презентация, слайд 6

Самоконтроль учеников, письменный контроль учителя.

9) рефлексия учебной деятельности

Метод: словесный, прием: беседа.

- Вам необходимо закончить предложение.

1) Слова, образованные из слов называются ….

2) Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных…..

3) Эти буквы называются …..

4) Буква Е пишется после …..


- Можем ли мы теперь сказать, что слово «самолет» и «неясыть»сложные слова?


Неясыть - хищная ночная птица из семейства совиных. Это опасные охотники с прекрасным слухом, истребляющие грызунов и другую мелкую живность. Они могут обитать как глубоко в лесном массиве, так и прямо в городе, поселившись в заброшенном здании. Для людей обычно не опасны, если только не защищают гнездо.


- Как вы думаете, достигли ли мы ту цель, которую ставили перед собой в начале урока, если да то подними ручку, а если нет то карандаш.

- Вы большие молодцы, урок окончен.

Продолжаю предложения:

1)сложными

2)О или Е

3)буквы соединительных гласных

3)твердых согласных

4)после мягких и шипящих












Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Ф

Презентация, слайд 7

Словесный контроль, самоконтроль.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!