Тема урока по русскому языку: «Как делаются слова. Сложные слова.»
Саратов,2023 г.
Цель урока: создание условий для формирования у детей понятия «сложные слова», освоение правописания слов, состоящих из основ разных слов.
- формировать умение находить и образовывать сложные слова.
- воспитывать интерес к русскому языку, уважение к мнению других, умение слушать друг друга;
- воспитывать активность, усидчивость, трудолюбие, любовь к предмету.
- развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции, синтез, анализ, обобщение;
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.
- знать правописание соединительных гласных в сложных словах.
- формирование умения видеть красоту русского языка, воспитывать уважение к своему языку.
- осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
1) Организационный момент | Метод: словесный, прием: беседа. | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лера Рамильевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте проверим всё ли готово у вас к уроку: на парте должны лежать учебник по русскому языку, тетрадь и пенал. | -Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Ф | | Самоконтроль |
2) Мотивация к учебной деятельности | Метод: словесный, игровой, прием: беседа | - Перед тем как начать нам с вами писать , давайте немного с вами разомнем пальчики, повторяйте за мной: (провести несколько раз) Желаю (большой палец) Успеха (указательный) Большого (средний) И во всем (мизинец) Ура, ура, ура! (всей ладонью) | - Настраиваются на последующую деятельность. | Ф | Презентация, слайд 1 | - |
3) актуализация и пробное учебное действие | Метод: словесный, прием: беседа; метод: практический, прием: выполнение задания. | - Ребята, посмотрите на доску. - Прочитайте слова, что общего у этих слов? - Что такое корень? - Что нужно сделать, чтобы выделить корень? - Как обозначается корень? - Открываем тетради, записываем число и «классная работа». Записываем слова и выделяем корень. | Гриб – грибок – грибник. - Общего у этих слов – корень. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных (родственных) слов. - Чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренное слово. Однокоренные слова – это слова, которые имеют один и тот же корень, и имеют одно значение. - Корень обозначается полуовалом. | Ф И | Презентация, слайд 2 | Устный самоконтроль, взаимоконтроль |
4) выявление места и причины затруднения | Метод: словесный, прием: беседа. | - Ребята, чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку. Загадка: В синем небе пролетает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое ? - Первый самолет поднялся в воздух в 1903 году. Высота полета 3 метра, и длился это полет всего 12 секунд! - Записываем слово самолет и выделяем корень. - Почему такое слово называется сложным? - Кто догадался, какая будет тема нашего урока? - Неясыть – сложное слово? | - Самолет. - Узнаем, что такое сложные слова. | Ф | Презентация, слайд 3 | - |
5) построение проекта выхода из затруднения | Метод: словесный, прием: беседа | - Давайте поставим цель и задачи урока. - Чтобы узнать, что такое сложные слова, что нужно нам сделать? 1. Понаблюдать над словами 2. Сравнить, сделать вывод 3. Проверить по правилу в учебнике 4. Научится находить сложные слова | Составляют цель урока: Цель: узнать что такое «сложные слова» и уметь находить их. | Ф | Презентация | - |
6) реализация проекта | Метод: словесный, прием: беседа, работа с текстом учебника; метод: практический, прием: выполнение задания. | - Ребята, откройте учебник на странице 36 и прочитайте стихотворение Эльмиры Котляр. - Найдите слова выделенные цветом. Что означает слово «белоручка»? - Что означает слово «мясорубка»? - Что общего у этих слов? (существительное, женский род, единственного числа, два корня) - Что обозначают эти слова «трудолюбивый» и «добродушный» - Вы заметили, что в образовании каждого из этих слов участвовали основы разных слов? - А это основы, каких именно слов? - Прочитаем правило на странице 37 в рамочке. - Что говорится в правиле. - Какие слова называются сложными? - Из чего образовываются сложные слова? - Приведите свои примеры. - Еще раз прочитайте правило. - Кто своими словами расскажет. | Белоручка – бездельник, который не хочет запачкать руки, хочет оставить их «белыми», то есть чистыми. Мясорубка – машина, с помощью которой рубят мясо на фарш. Трудолюбивый – любит труд, любящий трудиться. Добродушный – добрый и мягкий по характеру, относящийся душевно, приветливо к людям. Белый ручка; Мясо и рубит; Труд и любит; Добрый душой. - Слова, образованные из ОСНОВ разных слов, называются СЛОЖНЫМИ словами. - Водопад (вода падает), пылесос (пыль сосет), самокат (сам катится), снегопад (снег падает) и тд. | Ф | Учебник (стр.37, упр.36), презентация, слайд 4 | Самоконтроль |
7) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Метод: практический, прием: выполнение задания. | Физминутка (Мистер краб) - Проверьте устно написание всех трудных случаев. Спишите текст. - Обратите внимание при списывании: части сложного слова соединяются между собой с помощью буквы О. - Прочитайте, диалог Миши и Волшебника на странице 38. - Что нового вы узнали о сложных словах? - Запомните, ребята. 1) Буквы гласных О, Е в сложных словах – это орфограмма: буква безударного гласного. 2) Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных О или Е. 3) Эти буквы называют – буквами соединительных гласных. - Прочитайте упражнение 37 и объясните значение каждого слова. - Как называют такие слова ? - Какой буквой соединяются между собой части каждого слова? В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная О, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная Е. - Запишите эти слова. Подчеркните букву Е. - Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначьте корень в словах и подчеркните соединительную гласную. - Как образовали новое слово? - Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительный гласный О, а в других Е? | Повторяют движения физминутки. - Части сложного слова могут соединяться между собой с помощью буквы Е. Кофеварка – машина, которая варит кофе. Птицелов – человек, который ловит птиц. Овцевод – человек, который разводит овец. Знаменосец – человек, который несет знамя. - Такие слова называю – сложные слова. - Буквой Е. Ходит пешком – пешеход. Чистит трубы – трубочист. Предмет для ловли мышей – мышеловка. Корабль, который колет лед – ледокол. - Две основы соединили гласными О и Е. - Гласный О пишется после твердого, гласный Е – после мягкого, шипящих. | Ф И | Учебник (стр.37-38, упр. 36- 37), презентация, слайд 5 | Взаимоконтроль |
8) самостоятельная работа с проверкой по эталону | Метод: практический, прием: выполнение задания. | Задание «Корни заблудились» - Посмотрите на экран и запишите правильно слова: Рогонос – носорог Летоверт – вертолет Возопар – паровоз Носоутк – утконос Лозовод – водолаз | Выполняют задание, проверяют по ранее подготовленному эталону. | И | Презентация, слайд 6 | Самоконтроль учеников, письменный контроль учителя. |
9) рефлексия учебной деятельности | Метод: словесный, прием: беседа. | - Вам необходимо закончить предложение. 1) Слова, образованные из слов называются …. 2) Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных….. 3) Эти буквы называются ….. 4) Буква Е пишется после ….. - Можем ли мы теперь сказать, что слово «самолет» и «неясыть»сложные слова? Неясыть - хищная ночная птица из семейства совиных. Это опасные охотники с прекрасным слухом, истребляющие грызунов и другую мелкую живность. Они могут обитать как глубоко в лесном массиве, так и прямо в городе, поселившись в заброшенном здании. Для людей обычно не опасны, если только не защищают гнездо. - Как вы думаете, достигли ли мы ту цель, которую ставили перед собой в начале урока, если да то подними ручку, а если нет то карандаш. - Вы большие молодцы, урок окончен. | Продолжаю предложения: 1)сложными 2)О или Е 3)буквы соединительных гласных 3)твердых согласных 4)после мягких и шипящих Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Ф | Презентация, слайд 7 | Словесный контроль, самоконтроль. |