Предмет: алгебра
Класс: 8
Тема. Степень с целым показателем и её свойства
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о степени с целым показателем; закрепить и усовершенствовать навыки применения свойств степени с целым показателем; развивать логическое мышление, математическую речь; подготовка содержательной базы для сдачи ГИА
Планируемые результаты:
Предметные : формировать умение вычислять и преобразовывать выражение, содержащее степени с целым показателем.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: регулятивные - составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; познавательные –формировать умение определять понятия; коммуникативные - умеют взглянуть на ситуацию с иной, позиции и договориться с людьми иных позиций.
Тип урока: обобщающий урок по теме.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник, оценочные листы, карточки-задания для выполнения индивидуальной самостоятельной работы, задания из банка ОГЭ.
Формы и методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.
3. Индуктивные и дедуктивные
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Ход урока
Организационный этап.
Тем, кто учит математике,
Тем, кто учит математику,
Тем, кто знает и любит математику,
И тем, кто ещё не знает, что он любит математику,
Работать сегодня на уроке всем.
Мотивация урока.
Ребята, а какие ассоциации у вас вызывает слово «урок» математики? Давайте разложим его по буквам.
У – успех,
Р – радость,
О – одарённость,
К – коллектив.
Надеюсь, что сегодня на уроке нас ждёт и успех, и радость. И мы, работая в коллективе, покажем свою одарённость.
Будьте внимательны в течение урока, сосредоточены. Думайте, спрашивайте, предлагайте, спорьте, ищите ошибки, делайте выводы, и в тоже время умейте управлять своим поведением и своими знаниями (то есть учитесь добывать знания) – так как дорогой к истине мы будем идти вместе.
Учитель: Выдающийся французский философ, великий ученый - физик Блез Паскаль утверждал: «Величие человека в его способности мыслить»
(вывести на экран).
Постановка цели и задач урока
Взгляните на числа. ; ; ; ; ;0,1-2 ; (-0,01)-2 ;0,01-3.
Как вы думаете, положительные это числа или отрицательные?
(На доске записаны числа)
«Не верь глазам своим» - сказал бы Кузьма Прутков тому, кто считает это число отрицательным. А что нам поможет в этом разобраться?
Если минус нам не нравится,
С этим горем можно справиться:
Знак меняем в показателе,
Степень пишем в знаменателе,
Сверху ставим единичку.
Получается? Отлично!
Коль числитель единица,
Степень в знаменателе,
Пишем мы её как степень
С целым показателем:
Дробную черту стираем,
Единицу убираем
И ещё, конечно, минус
В показатель добавляем
У вас у каждого это стихотворение на парте – можете использовать его как памятку при выполнении заданий..
Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Степень).
Но не просто степень. А какая степень? (Степень с целым показателем).
Сегодня по данной теме обобщающий урок.
Какие же цели мы себе поставим? (Повторить. Уточнить. Обобщить. Применять знания по данной теме в математических вычислениях).
Эпиграф: «Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь». (М.В.Ломоносов)
Запишем число. Классная работа.
Степень с целым показателем и её свойства.
Актуализация изучения темы.
«Знания собираются по крупинкам, как вода в долине»
И соберём по капельке всё, что учили мы по теме: «Степень».
В 7 классе какую степень мы изучили? С каким показателем?
(С натуральным).
1) Все остальные работают фронтально.
1. Дайте определение степени с натуральным показателем. (Степенью числа а с натуральным показателем п, большим 1, называется произведение п множителей, каждый из которых равен а)
2. Как называется число, которое возводим в степень? (Число, которое возводим в степень, называют основанием степени)
3. Как называется число, в которое возводим степень? (Число, в которое возводим степень, называют показателем степени)
4. Какое число получаем при возведении в степень положительного числа? (При возведении в степень положительного числа получаем положительное число)
5. Какое число получаем при возведении отрицательного числа с четным показателем? (При возведении отрицательного числа с четным показателем получаем положительное число)
6. Какое число получаем при возведении отрицательного числа с нечетным показателем?(При возведении отрицательного числа с нечетным показателем получаем отрицательное число)
2) В 8 классе мы изучаем степень с каким показателем? С целым. А это что за числа? (………-3,-2,-1,0,1,2,3,…..)
3) Вспомним действия с целыми числами.(индивидуальная работа Слайд+проверка)
Примеры:
1)
2) - 7 + 5 = - 2
3) = 10
4) = 4
5) – 14 – 6 = - 20
6) = 15
7) = 11
8)
9)
4) О наших степенях даже говорится в исторической справке.
Историческая справка (ФОТО ученых) или слайд
Отрицательные показатели степени ввел еще в 15 веке математик Шюке.
Англичанин Джон Валлис впервые рассмотрел вопрос о целесообразности употребления отрицательных показателей.
Исаак Ньютон стал применять их систематически.
В одном из писем в 1676 г. Ньютон указал: "Как алгебраисты вместо АА, ААА и т.д. пишут А2, А3 и т.д., так я ... вместо 1/а, 1/а2, 1/а3 пишу а-1, а-2, а-3 и т. д.
5) Какие действия со степенями вы знаете?
Повторение свойств:
am∙ an = am+n
am:an am-n
(am)n = amn
(ab)m = am∙bm
(a:b)m = am:bm
6) Устное вычисление:(обучающиеся работают по цепочке)
1) а4 а15= а12а4=
а12: а4= а18: а9=
(а2)5= (а4)8=
(а2в3)6= (а6в4)3=
2) а-4 а15= а12а-4=
а-12: а4= а18: а-9=
(а2)-5= (а4)-8=
(а-2в3)6= (а6в4)-3=
Задачи на закрепление.
Работа с учебником стр. 219, №992(а,б), №998(а,в),
Доп. №1008(а,г), №995(а)*
Выполняя задания, ученик допустил ошибки. Какие свойства, правила не знает ученик? Обсудите самостоятельно. Обсудите в парах. Обсудите вместе(на обратной стороне доски).
35 . 38=340
81=1
24 + 22=26
(2а)5=2а5
(х2)3=х8
52* 53=105
310:32=5
(а)3*(а2)4 = а14
Физкультминутка.
Повторение. Работа в группах. (Слайд)
1)Вычислите:
Где ещё применяются степени? Может еще кто знает где применяются степени?
Давайте с вами рассмотрим те предметы, которые вы изучаете.
Назовите их пожалуйста. Давайте попробуем освоить некоторые из этих предметов.
Рефлексия.
А где же мы с вами будем применять знания, полученные по теме «Степень».
После каждой темы у нас зачёт и контрольная работа
Конец года. Что ждёт нас впереди? Итоговая работа за курс 8 класса, административная работа.
3) И если посмотреть дальше в перспективу. Что нас ждёт? Итоговая аттестация за основную школу. Данные упражнения входят в обязательный перечень знаний при проведении ГИА
4) Судя по данным исследованиям, мы утвердительно можем сказать, что степени используются не только в математике, но и в физике, в астрономии, химии, биологии, в медицине.
А ещё, слово степень только ли математическое?
В каких словосочетаниях встречается слово «степень»?
Степень истощения
Степень окисления
Степень сравнения
Степень загрязнения
До известной степени
В высшей степени
Степень точности
Степень разрушения
То есть слово «степень» используется в повседневной жизни.
Значение слова «степень» - предел, граница.
Ответьте на вопрос: Каким был урок:
А) познавательным
Б) полезным
В) интересным
Домашнее задание. Дифференцированное д.з.
1 группа: стр 219, № 992(в), №998(б,г)
2 группа:стр 219, № 992(в), №998(б,г), доп. №1008(б, в)
3 группа: стр 219, № 992(в), №998(б,г), доп. №1008(б, в), №995(б)*
Подведение итогов урока.
Фалес Милетский великий учёный сказал:
Что больше всего на свете - пространство (ибо оно вмещает всё).
Что быстрее всего -мысль (ибо она бежит без остановки).
Что мудрее всего -время (ибо оно обнаруживается во всём)
Что приятнее всего -достичь желаемого (хорошо написать контрольную работу, итоговую, административную, а в дальнейшем сдать ГИА надо много работать).
Выставление оценок.
Работа на платформе учи.ру или решение карточек ОГЭ (резерв).