СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Страшный рассказ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Страшный рассказ»

Конспект урока

ФИО разработчика: Швалова Алина Олеговна

Используемый учебно-методический комплекс: «Школа России»

Учебный предмет: литературное чтение

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 2

Тема урока: «Тема заботы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ»»

Цель урока: научиться анализировать поступки героев рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ»; сравнивать свои предположения с замыслов автора.

Планируемые результаты:

Предметные знания: Рассказ о животных. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Выборочный пересказ. Предметные умения: Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Определять героев произведения, характеризовать их, выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию.

Коммуникативные УУД:

  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

  • соотносить литературное произведение с репродукцией картины художника;

  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.

Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные вопросы;

  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  • соотносить пословицы с содержанием литературного произведения;


Личностные УУД:

  • мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Оборудование:

Для учителя: Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.

Для ученика: Учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, ручка, карточки с заданиями.

Метапредметные связи: русский язык.





























Ход урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

  1. Этап мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Личностные УУД:

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Здравствуйте!


Проверти все ли у вас есть для работы на уроке: учебник, ручка и конверты.


Проверили? Молодцы! Садитесь.


Ребята скажите, что нам нужно сделать чтобы хорошо работать на уроке, читать?


К нам на урок пришел ёжик и на своих иголках принёс чистоговорку: (Слайд 1)


У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.

У ежа и елки иголки колки.


Прочитайте чистоговорку самостоятельно про себя.


Давайте прочитаем все вместе медленно.





Кто сможет прочитать первую строчку быстро? Прочитай пожалуйста.


Кто сможет прочитать вторую с веселой интонацией? Прочитай пожалуйста.


Кто сможет прочитать третью строчку с грустной интонацией? Прочитай пожалуйста.


Молодцы!

Приветствуют учителя.


Проверяют готовность к уроку.






Нам нужно провести речевую разминку.






Проговаривают хором девиз урока.





Читают вместе с учителем медленно:

У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.

У ежа и елки иголки колки.


Ученик читает быстро:

У ежа ежата, у ужа — ужата.


Ученик читает с веселой интонацией:
Не живут ужи, где живут ежи.


Ученик читает с грустной интонацией:

У ежа и елки иголки колки.



2 мин

  1. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.



Коммуникативные УУД:

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;


употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.


Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя.

































Коммуникативные УУД:

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;


употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.


Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя.




















Коммуникативные УУД:

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;


соотносить литературное произведение с репродукцией картины художника;


употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.


Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя.

Сегодня мы продолжим чтение произведений из раздела «О братьях наших меньших».

Давайте вспомним, кто такие меньшие братья?


Чему мы учимся в этом разделе?



А что такое забота?


С какими произведениями этого раздела мы знакомы?


Чтобы проверить как хорошо вы работали с произведениями этого раздела, проведем викторину.


Первое задание: определи жанр произведения.



А что такое стихотворение?



Что такое рассказ?



Второе задание: соотнесите название произведения автором.






Третье задание: соотнеси произведение с иллюстрацией.




Молодцы!



Братья меньшие – это животные.


В этом разделе мы учимся заботится о животных.


Забота – это внимание к кому-либо.


Мы знакомы с произведениями: «Они и мы», «Кто кем становится», «Кошкин щенок», «Ребята и утята».














Стихотворение.


Стихотворение – это поэтическое произведение в стихах. Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.



Рассказ.


Рассказ – это произведение, в котором рассказывается о каких-либо событиях.








Стихотворение.











Н. И. Сладков.









А. А. Шибаев.






В. Д. Берестов








М. М. Пришвин












Третья иллюстрация.










Вторая иллюстрация.








Первая иллюстрация.

5 мин

  1. Этап выявления места и причины затруднения.

Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные вопросы.

Какие эмоции у вас возникают, когда мы слышите слово «рассказ»?


Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом.


А какой этот рассказ вы угадаете сами.


Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в темной комнате.

На счет три вы откройте глаза и посмотрите на доску. Раз, два, три.


Кого вы видите? (Слайд 2)




Какое чувство у вас появилось при виде приведения.


Какое это приведение?



Рассказ страшный, добрый, весёлый, грустный.











Мы видим приведение.














У нас появился страх, стало страшно.


Страшное.

2 мин

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные вопросы.


Кто уже догадался какой рассказ мы сегодня будем читать?


Верно! Тема нашего урока «Страшный рассказ». (Слайд 3)

Какие задачи мы поставим на урок?





Вы сказали все верно, но главной целью нашего урока является научиться анализировать поступки героев рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ» и сравнивать свои предположения с замыслов автора.


Мы будем читать страшный рассказ.





Прочитать рассказ. Узнать о чём рассказ. Определить героев рассказа. Определить главную мысль рассказа. Определить, чему учит рассказ.

1 мин

  1. Этап реализации построенного проекта.

Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные вопросы;























Коммуникативные УУД:

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;


употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.


Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные вопросы;



Личностные УУД:

умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
















Коммуникативные УУД:

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;


употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.


Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные вопросы;


понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;


Личностные УУД:

умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.


Как вы думаете о чём будет это рассказ?


Откройте учебник на странице 117.


Кто автор рассказа?


Автор рассказа Чарушин Евгений Иванович. (Слайд 4)


Евгений Чарушин – писатель и художник. С самого детства он любил рисовать. «Я вырос с карандашом и кистью в руках» вспоминал писатель. В его доме всегда были кошки и собаки, рыбки и птицы. Будущий писатель выкармливал уток. Разводил кроликов. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери. После он стал писать произведения о животных и дополнять его своими рисунками.




Все ровно сели, спинки подровняли. Пальчик на начало текса. Прослушаем «Страшный рассказ» Евгения Чарушина. (Аудиокнига «Е. И. Чарушин Страшный рассказ»)


Как вы думаете, чем закончится рассказ?


Продолжаем слушать.


Верны ли ваши предположения чем закончится рассказ?


Давайте теперь прочитаем этот рассказ. Все внимательно следят за текстом. Будем читать по цепочке.


Дарина начинай читать.


О каких героях рассказа вы узнали?


Что вы узнали о мальчиках?



Продолжаем читать.

Что стоит в конце предложения?


Что кроется за этим знаком (многоточие)?


Читаем дальше.


Что мальчики говорили друг другу?



А как на самом деле чувствовали себя мальчики?


Тогда почему они говорили, что ничего и никого не боятся?


Помог ли ребятам успокоиться этот разговор, справиться со страхом?



Читаем дальше.


Как вы понимаете в сенях? Что такое сени? (Слайд 5)

Сени – помещение в жилом деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.


Что больше всего напугало ребят?


Почему ребят напугали шаги?


Продолжаем читать.


Какие чувства вы испытывали?


Почему вам было весело? Страшно?


Как вы думаете, дети разговаривали тихо или громко?


Как бы вы прочитали эти строки: быстро или неторопливо?


Читаем дальше.


Что сделали родители, когда дети им всё рассказали?



Кто шумел и пугал в темноте мальчиков?


Откуда взялся ёжик?


Продолжаем читать.


Что такое чулан?


Давайте отдохнём. Все встали. Потянулись. Присели. Встали. Повернулись вправо, влево и слушаем внимательно.

Физминутка для глаз

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить:

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево, побыстрей,

Удивимся, что такое

и закроем их скорей,

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочки часов

проведём глазами дружно,

ну, а дальше, будь здоров.


Высказывают своё мнение.




Е. Чарушин.






















Высказывают своё мнение.





Высказывают своё мнение.



Высказывают своё мнение.





Мальчики: Шура и Петя.


Остались одни, жили на даче у самого леса, сами умылись, сами разделись и легли в свои постельки.


Многоточие.


Недосказанность, неизвестность, интрига, тайна.




Нам совсем не страшно, мы воров не боимся, людоедов не боимся и тигров не боимся.


Им было страшно.


Уговаривали друг друга, хвастались друг перед другом, не хотели показывать свой страх.


От таких мыслей они боялись ещё больше, их страх усиливался.





Сени – помещение в жилом деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.




Шаги.


Потому что ребята были одни дома.




Страх, веселье.


Высказывают своё мнение.



Тихо, шёпотом, прислушивались к звукам.


Высказывают своё мнение.






Открыли двери, зажгли лампу и стали смотреть от куда шум.


Ёжик.


Из леса забрался в дом.




Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.


20 мин

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Познавательные УУД:

предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей

Какие чувства испытали мальчики, когда тайна была раскрыта?



Так какой же этот рассказ: весёлый или страшный?


А почему же Е. Чарушин назвал его страшным?



Как по-другому называются весёлые рассказы?


Как заботились ребята о ёжике?


Как вы думаете, как сложилась дальнейшая судьба ёжика?


А как правильно нужно поступить с дикими животными?

Дикие животные неуютно чувствуют себя в квартире. Только голодных или раненых животных можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно выпустить.


Чему учит нас рассказ?


Молодцы!


Радость – что всё хорошо закончилось; удивление – как ёж попал в сени – дети не знали, что ёж…


И страшный, и весёлый.


Для мальчиков этот рассказ сначала был страшным, а мотом веселым.


Юмористические.


Они поили и кормили его



Высказывают своё мнение.









Рассказ учит не поддаваться пустым страхам. Учит любить и заботится о животных.

3 мин

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Коммуникативные УУД:

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои.

Сейчас вы поработаете самостоятельно.

У каждого на столе лежит карточка, на которой написаны цитаты из теста. Вам необходимо восстановите порядок пунктов плана рассказа опираясь на содержание теста.


Цитатный план рассказа



Да это ёж!


Папа с мамой.


Ёжик и ребята.


Мальчики одни.


Легли спать.


Кто-то топает.



Закончили. Давайте проверим. (Слайд 6)

  1. Мальчики одни.

  2. Легли спать.

  3. Кто-то топает.

  4. Папа с мамой.

  5. Да это ёж!

  6. Ёжик и ребята.


У кого есть ошибки, исправьте их.


Кто желает попробовать сейчас пересказать рассказ по цитатному плану.


Этот план вы будете использовать, когда будите пересказывать рассказ – это будет вашим домашним заданием.






Выполняют работу.


Цитатный план рассказа


5

Да это ёж!

4

Папа с мамой.

6

Ёжик и ребята.

1

Мальчики одни.

2

Легли спать.

3

Кто-то топает.



3 мин

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.

Познавательные УУД:

соотносить пословицы с содержанием литературного произведения.

Выберите подходящие пословицы к рассказу и объясните свой выбор. (Слайд 7)


Без работы и печь холодна.

Без дела жить - только небо коптить.

У страха глаза велики.

Доброе дело два века живет.

Трусливому зайцу и пенек - волк.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрые слова дороже богатства.

На всякую беду страха не напасешься.

Молодцы!





У страха глаза велики.
На всякую беду страха не напасешься.
Трусливому зайцу и пенек - волк.



2 мин

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Регулятивные УУД:

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/

неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.);


анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию.


Наш урок подходит к концу.

Сейчас мы оценим свою работу на уроке «Лесенкой достижений».

У неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке вы мало потрудились, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька означает, что вы потрудились вполсилы, могли бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что вы потрудились на славу, заняли самое высокое и почётное место. Попробуйте теперь оценить себя с помощью «Лесенки достижений», поставив на одну из её ступенек треугольник.


Откройте дневники, запишите домашнее задание на завтра – вторник 24 ноября первый урок: пересказ по плану.


Спасибо за урок, я думаю для каждого это рассказ стал поучительным, вы будете боятся каждого шороха и проявлять заботу к животным.


Урок окончен, готовьтесь к музыке.


Оценивают свою работу на уроке.

2 мин