СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Уравнение"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Уравнение"»

Тема урока: Уравнение

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 5

УМК: Математика, 5 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд

Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал.

Ход урока:

Учитель приветствует детей и проверяет готовность к уроку.

– Дети, накануне вечером мне пришло сообщение на электронную почту. Вот его содержание.

На экране появляется видео, учитель зачитывает письмо: «Здравствуйте, Евгения Александровна. Я выполнил домашнее задание по математике, но не уверен, что все сделал правильно. Вы не могли бы посмотреть и указать на мои ошибки?»

– Я не успела ответить на это письмо. Надеюсь, что сегодня вы мне в этом поможете.

Задания на слайде

– Ребята, с какими выражениями столкнулся Петя? (с буквенными выражениями)

– Какие свойства вы применяли? (сочетательное свойство сложения, вычитание числа из суммы, вычитание суммы из числа).

– Я очень рада, что вы хорошо знаете эти свойства. А сейчас я предлагаю вам послушать сказку, а вы попытайтесь догадаться, о чем она.

Учитель берет книгу «Сказки» и начинает читать: «Жил в избушке на лесной опушке дед по прозвищу Равняло. Любил он с числами подшучивать. Возьмет дед, выстроит по обе стороны от себя числа, соединит их знаками, а самые резвые в скобки возьмет, но следит, чтобы одна часть равнялась другой. А потом какое-нибудь число спрячет маской «икс» и попросит своего внучка, маленького Равнялку, найти его. Равнялка хоть и мал, но дело свое знает: быстро перегонит числа, кроме «икс», в другую сторону. А числа слушаются его, выполняют все действия по приказу, и вот уже известен «икс». Дед смотрит на внучка и радуется: хорошая смена ему растет».

– Так кто же догадался, о чем идет речь в этой сказке?

Дети предлагают свои версии.

– Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (уравнение).

– А теперь откройте рабочие тетради и запишите тему урока.

Учитель открывает доску. На доске:

Стр. 58-59










Классная работа дд.мм.гггг

Тема: Уравнение



– А кто помнит, что такое уравнения?

Учитель заслушивает ответы детей.

– Ребята, а что нам точно поможет узнать, что такое уравнения? (учебник)

– Откройте стр. 58-59 и прочитать теорию до примера 1.

Дается пара минут на прочтение.

– Итак, дети, что же такое уравнение? (Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой нужно найти)

– Что такое корень уравнения? (Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения)

– Что значит решить уравнение? (Решить уравнение – значит найти все его корни или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня)

На презентации появляется слайд

– А сейчас посмотрите на слайд и скажите, какие записи здесь лишние? Почему? (лишние 2 + х, 45 – х и y-0, потому что это буквенные выражение, а не уравнения)

­– На какие две группы вы бы разделили эти уравнения? (Сумма и разность)

Слайд

– Что неизвестно в уравнениях первого столбика? (1 слагаемое, 2 слагаемое)

– А как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое)

На презентации появляется правило

– Переходим ко второму столбику. Что неизвестно в этих уравнениях? (уменьшаемое, вычитаемое)

–Как найти неизвестное уменьшаемое? (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно сложить вычитаемое и разность)

На презентации появляется правило

– Как найти неизвестное вычитаемое? (Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность)

На презентации появляется правило

–А как вы думаете, их надо знать? (да)

–Значит, каким будет один из пунктов домашнего задания? (выучить правила)

–А теперь откройте ваши конверты и возьмите желтые карточки.Вам нужно решить уравнения и сопоставить их с буквами. Работаем в парах.

Проверка:

–Что вы получили? (1парты МО, 2 парты ЛОД, 3 и 4 парты ЦЫ)

– Ребята, вы – молодцы! А теперь давайте отдохнем.

На стенах и подоконниках перевернутые листы с уравнениями (в форме листьев деревьев).

–Вы обратили внимание на то, что на стенах и подоконниках расположены листья разного цвета? Ваша задача: найти уравнения, корнем которых является число 3. Под желтыми и красными листьями скрыты уравнения для девочек, под оранжевыми и зелеными – для мальчиков. На это вам дается одна минута, затем нужно вернуться на свои места.

Дети садятся

–А теперь поднимите листья вверх и посмотрите, какие уравнения выбрали ваши одноклассники.

–Оказывается, отдыхать тоже можно с пользой.

–Ребята, я еще раз убеждаюсь, что вы молодцы. Готовясь к уроку, я купила для вас сладкое угощение: печенье и конфеты. Но получив на кассе чек, я увидела, что он поврежден. Поэтому я его откопировала и положила вам в конверты. Давайте его достанем. Какую информацию несет этот чек?

– Сколько же я заплатила за печенье? Как это узнать? (дети предлагают арифметический вариант решения)

– Совершенно верно, эту задачу можно решить арифметическим способом. Но в математике встречается много задач, которые удобнее решать новым для вас алгебраическим способом, а то есть с помощью составления уравнений. При решении задач способом составления уравнений буквой чаще всего следует обозначать то, что требуется найти в задаче.

– Итак, ребята, вернемся к нашей задаче. О чем мы говорили? (о покупке печенья и конфет)

– Что требуется найти? (стоимость печенья)

– Что же мы обозначим буквой? (стоимость печенья)

– Пусть печенье стоило x рублей. Что я купила еще? (конфеты)

– Сколько они стоили? ( руб.)

– Какое выражение можем составить? (x+___)

– А сколько же составила сумма всей покупки? (___ руб)

– Какой знак можно поставить между буквенным выражением и числом? (знак равенства)

– Как называется полученное равенство? (уравнение)

– Итак, есть желающие пойти к доске?

– Учащийся выходит к доске и решает задачу с подробным оформлением

– А теперь откройте страницу 60 и посмотрите на номер 373 (а).,прочитай нам задачу.

Учащийся читает

– О чем говорится в задаче? (о грибах в корзине)

– Что требуется найти? (сколько грибов было в корзине перед тем, как в нее положили еще 27)

– Что же мы обозначим буквой? (кол-во грибов в корзине сначала)

– Пусть в корзине было xгрибов. Что сделали дальше? (положили еще 27 грибов)

– Какое выражение мы можем составить? (когда положили 27, их стало x+27)

– А что сказано про то, сколько грибов стало? (их стало 75)

–У вас в конвертах лежат розовые карточки, это памятки по оформлению задач, решаемых алгебраическим способом. Давайте с помощью этих памяток решим задачу. К доске пойдет _____ .

Рефлексия
–Ребята, а вы знаете, что 2020 год был годом здоровья? Но не все так хорошо в мире с эпидемиологической обстановкой и сейчас. Поэтому врачи рекомендуют нам чаще бывать на воздухе, в лесу. А как вы думаете, почему? (дети предлагают свои версии)

– Лес, как вы знаете, поглощает углекислый газ и выделяет кислород, необходимый человеку. Лес еще работает как фильтр, очищая воздух от сажи и пыли. А прогулки по лесу способствуют укреплению здоровья.А давайте мы прямо сейчас посадим свою маленькую рощу. Но чтобы деревья принялись, у них должны быть сильные корни. В ваших конвертах лежат саженцы деревьев, на которых записаны уравнения. Я предлагаю найти их корни и записать в пустые ячейки. Кто записал, сажает (прикрепляет на доску магнитом) свое дерево в роще 5 «Б» класса.

На доске висит табличка Роща 5 «Б»

– Ребята, как вы думаете, какие деревья не примутся?

Дети исправляют ошибки

– А теперь возьмите зеленые карточки из конверта. Это ваше домашнее задание. Первый пункт – подготовить сообщения об истории появления уравнений, второй– выучить теоретические сведения и правила на стр. 59-60, третий – письменно выполнить задания , №373 (б), №395 (а, б, в).

– Ну а теперь подведем итог. Для этого достаньте из конвертов голубые карточки и обведите нужный ответ.

Фамилия, имя

Нужное обвести

Я знаю, что называется уравнением

Да

нет

Не уверен

Я знаю, что такое корень уравнения

Да

нет

Не уверен

Я знаю, что значит решить уравнение




Я разобрался с правиломнахождениянеизвестного слагаемого в уравнении.

Да

нет

Не уверен

Я разобрался с правиломнахождениявычитаемого в уравнении.

Да

нет

Не уверен

Я разобрался с правиломнахожденияуменьшаемого в уравнении.

Да

нет

Не уверен

Тема урока мне показалась интересной.

Да

нет

Не уверен


– Спасибо за урок, ребята! А на перемене вас ждет обещанное угощение!








Приложения