Урок по математике в 6 класс
Тема: «Треугольник»
Учитель: Чеснокова Ирина Николаевна
Тема урока: Треугольник.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
1.Образовательные:
ввести понятие треугольника , его элементов, обозначение;
познакомить учащихся с “жесткостью” треугольника;
рассмотреть сумму углов треугольника (в упрощенном варианте);
конструирование флексагона.
2.Развивающие:
развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь ;
учить учащихся учиться математике, самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности.
3.Воспитательные:
-воспитывать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду , умение к совместной деятельности.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: клей, треугольник, развертка флексагона.
Ход урока. 1.Оргмомент.
Цель: включение в деловой ритм и знакомство с классом.
Учитель:
Здравствуйте, ребята,
Прошу занять свои места.
Зовут меня Ирина Николаевна.
2.Постановка познавательной задачи.
Цель: организация учащихся по принятию познавательной задачи.
Учитель:
В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется…….
Ответы учеников (“бермудским треугольником”).
А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”.
В чём заключается загадочность этого места?
Ответы: Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день.
-Так, какой геометрической фигуре посвятим наш урок?
- Треугольнику.
-Тема нашего урока “Треугольник”.
- Какая задача урока?
Мы познакомимся с определением треугольника, его элементами, с двумя свойствами.
Задача урока: Раскрыть тайны треугольника.
3.Усвоение новых знаний.
Цель: ввести понятие треугольника, его элементов, обозначение ;ознакомить учащихся со свойствами треугольника; побуждать детей “добывать” детей новые знания.
-У вас на партах лежат рабочие листы. В течение урока мы будем их заполнять…(смотрите приложение 1).
Итак, начнем. 1)Подпишите свой рабочие листы, запишите тему и задачу урока.
2)В рамке отметим три точки, обозначим их прописными латинскими буквами А, В и С. Соединим их попарно (по две) отрезками. Что получили? (
АВС)
-Так что такое треугольник? Заполните пропуски в рабочих листах. /Учащиеся заполняют пропуски в определении треугольника в рабочих листа/.
Кто озвучит определение треугольника?
-Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх соединяющих их отрезков.
- Вместо слова “треугольник” употребляют знак
. Запишем
АВС.
- Какие элементы у треугольника вы знаете?
- Попробуйте самостоятельно записать элементы треугольника. /Учащиеся заполняют пропуски в рабочих листа/.
Проверим
Ребята, эти три точки, не лежащие на одной прямой, называются вершинами.
Отрезки – это стороны треугольника. Сколько их? Назовите.
Ёще у треугольника есть три угла. Вместо слова «угол» употребляют знак
A,
В,
С
Три стороны, три угла, три вершины – всё это элементы треугольника.
- Посмотрите на рисунок. Сколько треугольников изображено на рисунке? Кто может их показать.
- А теперь самостоятельно выполните задание № 2 в рабочих листах.
Проверка. Один ученик показывает все спрятанные треугольники (17)
рассмотрим свойства треугольника:
Мне нужно 2 помощника из класса.
Задача: Изменить форму фигуры. Сделайте вывод!
1) в руках четырёхугольник. Не меняя длины сторон, могу я изменить форму?/Да.
А если взять треугольник?/Нет.
Треугольник – “жесткая” фигура. Если заданны три его стороны, то форму треугольника уже изменить нельзя, не разрушив его. Это свойство широко используется на практике.
Приведите примеры: /Ученики приводят свой примеры/
1)Делая садовую калитку обязательно прибивают планку/доску/, иногда две планки, чтобы получить треугольники. Это придаёт калитке прочность, иначе её перекосит.
2)Стропила зданий имеют вид треугольников. Это придаёт прочность и устойчивость.
3)При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники.
Чем больше треугольников в любой конструкции, тем она прочнее.
-Как вы думаете, чему равна сумма углов любого треугольника? Давайте это выясним.
Очень просто это сделать с помощью транспортира. Измерить все углы треугольника и их сложить. /Два ученика выполняют задание у доски./
- Я предлагаю найти сумму углов треугольника другим способом. Возьмите треугольники, которые лежит у вас на столе. У всех они разные. Обозначьте углы треугольника цифрами 1, 2 и 3 с обеих его сторон и сложите из него конверт.
- Посмотрим, что у вас получилось?
Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол, величина которого равна 180°. Так чему же равна сумма углов треугольника?
- Сумма углов треугольника равна 180°.
-Запишите в рабочих листах свойства треугольника.
4.Решают задачи по готовым чертежам (взаимопроверка)
Проверим, как вы хорошо запомнили важное свойство треугольника. Выполните самостоятельную работу в рабочих листах (68, 105, 111)
5. Динамическая пауза. Давайте отдохнём. 6.
Посмотрите на фигуры. А являются ли эти геометрические тела родственниками треугольника. /Ответы учащихся/
Грани этих тел - треугольники.
-У треугольника есть пространственные родственники.
1)тетраэдр (4 грани),
2)октаэдр(8 граней),
3)икосаэдр(20 граней).
Это творческие работы учеников нашей школы.
И мы с вами сконструируем геометрическую бумажную игрушку, которая тоже является родственником треугольника, так как её поверхность состоит из треугольников. Эта игрушка называется флексагон.
Она удивительна тем, что внезапно изменяет свою форму и цвет.
Для получения этой игрушки возьмем развертку, лежащую у вас на столе.
Она состоит из 10 треугольников трёх цветов (красный, зелёный и жёлтый).
Собираем и склеиваем флексагон по инструкции (Инструкция на обратной стороне рабочего листа).
Вы будете работать в группах по 4 человека. Если есть вопросы или нужна помощь, то поднимите красный треугольник.
Представители от каждой группы показывают какая игрушка у них получилась.
Игрушка вам понравилась? Пусть флексагон останется доброй памятью о нашем уроке, который был посвящен треугольнику.
Применение флексагонов: Флексагоны не так уж и распространены в современной науке и технике. Но даже такие объекты как флексагоны, причем всех разновидностей нашли свое применение в некоторых художественных областях. Флексагоны выступают в роли игрушек и головоломок. Действительно, бывает иногда занимательно складывать флексагоны, выворачивать их, наблюдать, как они меняют форму и поворачиваются к нам разными комбинациями сторон. Флексагоны применяются при сборке игрушек (тетрафлексагоны), используются как открытки на различные темы.
Вывод: Флексагон – это математическая головоломка.
Очень увлекательная, забавная игрушка, обладающая удивительными свойствами.
6.Домашнее задание.
-А теперь задание на дом. Сконструировать флексагон или доделать работу.
7.Итог.
-Подведем итог урока.
Ребята какая задача у нас была поставлена на урок? / Дают ответы/
Мы выполнили задачу? Раскрыли тайны треугольника?
-Какие “трудные дела мы совершили”?
1)Рассмотрели два свойства треугольника.
2)Говорили о пространственных родственниках треугольника.
3) Сконструировали флексагон.
-У вас на столах есть разных цветов треугольники:
Оцените свою работу в течении урока.
Спасибо вам за урок, дети. Урок окончен. До свидания.
Приложение1
Дата проведения урока ______________________________________
Фамилия Имя учащегося _____________________________________
Тема урока_______________________________
1.Определение треугольника.
Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из _____ точек, не лежащих на одной прямой и ______ отрезков, соединяющих эти точки. Обозначение:________
Элементы треугольника АВС :
-вершины :______________
-стороны :_______________
-углы :__________________
Периметр – это _______________ длин трёх сторон треугольника.
2.Свойства треугольника.
1°.Треугольник- ______________ фигура;
2°.Сумма углов треугольника равна _____.
3. Самостоятельная работа:
3.Пространственные родственники :
Тетраэдр ____ грани,
Октаэдр ____граней,
Икосаэдр _____ граней.
Флексагон (от английского слова to flex, что означает “складываться, гнуться”) - удивительная геометрическая игрушка. Она внезапно меняет свою форму и цвет.
1
. Флексагон складывают из полоски бумаги, предварительно размеченной на 10 равносторонних треугольников (раскрасить тремя цветами красок):
2. Полоску перегибают по линии ab и переворачивают:
3
. Перегнув полоску еще раз по линии cd, расположим ее концы так, чтобы предпоследний треугольник оказался наложенным на первый:
4
. Последний треугольник нужно подогнуть вниз и прикрепить к оборотной стороне первого треугольника:
5
. Развертку флексагона нужно перечертить и вырезать из полоски достаточно плотной бумаги шириной около 3-4 см. Сгибается флексагон следующим образом:
Чтобы "открыть" флексагон, его нужно одной рукой взять за два соседних треугольника примыкающих к какой-нибудь вершине шестиугольника (а), а другой рукой потянуть за свободный край двух противоположных треугольников (б). Если флексагон не открывается, нужно попробовать ухватить его за два других треугольника. При открывании шестиугольник выворачивается наизнанку, и наружу выходит поверхность, которая ранее скрывалась внутри.