Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тема: В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой.
Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с зимними изменениями в неживой и живой природе.
Задачи: сформировать представление об изменениях в неживой и живой природе;
сформировать у обучающихся умение рассказывать о своих наблюдениях природе
родного края;
воспитывать интерес к соблюдению правил здорового и безопасного образа жизни;
воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
понимают целостность картины мира;
проявляют самостоятельность и ответственность за свои действия;
понимают и принимают ценности здорового образа жизни;
Метапредметные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Предметные:
знают зимние изменения в неживой и живой природе зимой;
приводят примеры зимних явлений природы;
понимают происхождение снежинок и знают их форму;
Межпредметные связи:
Тип урока: изучение нового материала.
Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, стр 130-133; рабочая тетрадь, стр 84-87; мультимедийный проектор, компьютер, листы с синим фоном, зубная паста, ватные палочки, цветные карандаши, раздаточный материал- снежинки, клей, карточки с заданием.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Организация рабочего места. Настроить детей на деятельность, плодотворную работу.
Введение в тему.
Музыкальный отрывок. Мелодия - «Зима»
- Отгадайте загадку:
Замела я всё вокруг
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
(зима)
- Почему решили, что это зима?
(замела, из царства вьюг, морозна, бела)
- Ежедневно в природе происходят изменения. Кажется, ещё недавно мы наблюдали за красотой осенних листьев. И вот уже за окном падают снежинки. Нет ничего более изменчивого, чем природа.
Актуализация знаний, определение темы и целей урока.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
(о зиме)
- Правильно. Тема нашего урока: В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой»
- Ребята, какие цели мы поставим для работы на уроке, что мы должны узнать?
(мы узнаем какие изменения в неживой и живой природе произошли с приходом зимы, как зимуют растения, животные, насекомые; какие явления происходят зимой)
Хорошо. Для того, чтобы отправится в путешествие всегда нужен проводник, хорошо знающий то место, куда нужно попасть путешественнику. Мы с вами сегодня тоже немного путешественники. И нам нужен проводник. И это сама красавица Зима.
(на доску прикрепляется фигура сказочного героя — Зимы.)
- Она приглашает в гости в своё зимнее царство.
- Я предлагаю послушать стихотворение Ивана Сурикова «Зима».
(читает подготовленный обучающийся)
Рассматривание слайда с фотографиями зимней и осенней природы)
- Рассмотрите фотографии. Какие из них могли бы быть иллюстрациями к стихотворению Ивана Сурикова?
- Сравните изображения. Как изменилась природа с наступлением зимы?
- Вспомните,какая бывает природа?
(живая и неживая)
- Что относится к неживой природе?
(солнце, звёзды, воздух, вода, камни)
-Что относится к живой природе?
(растения, животные, человек)
Открытие новых знаний.
1.Сообщение синоптиков.
(отвечают подготовленные дети)
( сегодня - …..............................................)
( Сильно блестят звёзды зимой — к морозу.
Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.
Холодная зима — жаркое лето.)
2.Зимние месяцы.
(декабрь, январь, февраль)
(выступление обучающихся с сообщениями о зимних месяцах)
3.Неживая природа зимой.
(зима начинается 1 декабря)
- По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко находится на небе, а день самый короткий в году.
А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки — это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
4.Изменения в неживой природе зимой.
Ребята, идя из дома в школу, вы наблюдали изменения в природе. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников?
(снег)
Из чего состоит снег?
Раньше думали, что снег — это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не резгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки — кристаллики крохотных размеров. Кристаллики — это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
Рассмотрите разнообразные снежинки.
( работа в рабочей тетради................)
5.Зимние явления природы.
(снегопад, иней, буря, вьюга, метель, пурга, оттепель, гололедица, изморозь, сосульки)
6.Физминутка (музыкальная).
« А на улице мороз!»
7.Зимняя жизнь растений.
(деревья, кустарники, травы)
(лиственные и хвойные)
(зимой на лиственных деревьях нет листьев, они как -бы спят, а у хвойных хвоинки остаются)
Действительно лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике — на зиму сохраняются плоды.
Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
Какую роль выполняет снег для этих растений?
(снег для этих растений тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.
8.Секреты животного мира.
(звери, птицы, рыбы, насекомые)
(выступление обучающихся с сообщениями)
Мыши — основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд ( иногда до 30) в разных местах.
Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.
Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.
9.Жизнь птиц зимой.
(перелётные)
(Они испытывают недостаток в пище.)
(зимующие)
(синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)
Клёст — зимующая птица. Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, так как именно зимой для них много корма.
О синице нам расскажет …......................... .
(сообщение о зимующей птице — синице обучающимся)
(пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника- то, что осталось на полях;
ягоды рябины, семена клёна, шишки, жёлуди, орехи)
(надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их)
(поедают насекомых, которые наносят урон лесу; своим пением оживляют лес)
(нарушится природное равновесие)
10.Как зимуют рыбы.
Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.
11.Образ жизни людей зимой.
(люди приобретают тёплую одежду, обувь, отапливают свои жилища, не забывают про здоровый образ жизни зимой — хорошая еда, занятия зимними видами спорта, укрепляют своё здоровье)
(витамины, закаливание, экологически чистая вода и еда)
(Главное правило поведение на дороге зимой — удвоенное внимание и повышенная осторожность! Дорога становится очень скользкой! Поэтому при переходе через проезжую часть лучше подождать, пока не будет проезжающих машин. Переходить только шагом и быть внимательным!
V.Вторичное закрепление.
1)работа в учебнике — стр 133, задание 3
(мышь, заяц, сорока, белка, лось)
2)Интерактивное задание. Игра «Расселите животных по домикам»
3)Игра «Хлопки»
(листопад, снегопад, гроза, метель, мороз, дождь, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, гололедица , вьюга .
4)Разгадывание кроссворда.
По горизонтали:
2.обильное выпадение снега называют....(снегопад)
4.повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года (оттепель)
6.пушисая снежная бахрома на деревьях и проводах (изморозь)
8. Тройка -тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (зима)
По вертикали:
1.появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Это явление называется.......(гололедица)
3.Шуба бела — весь свет одела. (снег)
5 (мороз)
7.Снегопад при сильном ветре называется ….....(метель)
5.Творческая работа.
Что за чудо-фантазёр,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озёра?
Кто нанёс орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это всё один художник,
Это всё его картины.
(мороз разрисовал окна домов)
(Работа в парах. На листах с синим фоном рисуем снежинки зубной пастой , спомощью ватных палочек)
VI.Рефлексия. Итог урока.
(становится холоднее, день становится короче, идёт снег, солнце тускло светит, не греет, идёт снегопад, бывают метели, вьюги, бури)
(многие животные впадают вспячку, некоторые питаются запасами, рыбы спят под толщей льда, деревья до весны остаются без листьев, лишь только хвойные остаются в своём наряде, зимующие птицы питаются ягодами рябины, шишками, орехами)
С приходом зимы и наш организм требует внимания. Как нужно укреплять здоровье?
Какие правила безопасности зимой вы знаете?
В учебнике на стр.133 прочитаем вывод сегодняшней темы.
Скажите, какова была тема нашего урока?
Какие цели мы поставили в начале урока?
Добились ли мы результата?
Сегодня мы побывали в гостях у зимы. Что вас удивило в нашем путешествии?
Что узнали нового, чего раньше не знали?
Ребята, на ваших столах лежат снежинки. Если у вас сейчас хорошее настроение, вам было интересно, поднимите снежинку вверх.
Оцените свою работу на уроке.
Ребята, мы должны проводить Зимушку-Зиму, сказать ей спасибо за помощь в путешествии и сделать ей небольшой подарок: мы украсим её платье снежинками.
VII.Домашнее задание.
Учебник - стр.130-133, прочитать статью; рабочая тетрадь — стр 86-87, задание 4,5