Г
осударственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Севастополя
«Детский сад № 36»
Конспект
познавательно-речевого занятия
с опытно-эксперементальной деятельностью
в старшей группе № 7
Тема: «Еда без вреда»
Подготовила и провела воспитатель:
Лозко Галина Андриановна
Ноябрь 2020 г.
Тема: «Еда — без вреда»
Цель: Формировать у детей представление о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления своего здоровья и окружающих.
Задачи:
Образовательные
Формировать навыки правильного питания, а также желания и готовности реализовать эти навыки в повседневной жизни;
Учить детей обследовать предметы и экспериментировать с ними.
Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с «Кока-Колой»;
Закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека; о витаминах, о продуктах, в которых они содержаться.
Развивающие
Развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать аккуратность, внимательность, умение действовать по руководству воспитателя.
Оборудование:
Демонстрационный материал: презентация «Еда без вреда», телевизор, ноутбук, 2 воздушных шарика, емкость с водой, тарелочка с сухим хлебом, бутылка «Колы», конфеты «Скитс», белый лист бумаги, чипсы, конфеты «Скитс», стаканы с кока-колой и ржавыми предметами и яичной скорлупой.
Раздаточный материал: стаканчики с водой, листы белой бумаги, чипсы, конфеты «Скитс», карты, фломастеры.
Предварительная работа: беседы о витаминах, здоровой пище, заучивание стихотворений о витаминах, проведение опытов с кока-колой.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Ответ: Здравствуйте!
Воспитатель: Вы знаете, мы не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья. Т. к. «Здравствуйте» - обозначает здоровья желаем.
У нас сегодня много гостей давайте с ними поздороваемся и пожелаем им здоровья.
«С добрым утром! Здравствуйте!» -
Все кричат с утра.
«Мы желаем всем здоровья,
И, конечно же, добра!»
Воспитатель: Молодцы! Поделились частичками здоровья.
Кто мне скажет, что такое здоровье?
Ответы: поочередно
- Здоровье - это хорошее самочувствие!
- Здоровье – это когда ничего не болит!
- Здоровье - это счастье!
- Это когда хорошее настроение!
- Это значит не болеть и чувствовать себя хорошо!
- Это состояние организма.
- Здоровье – это когда мы улыбаемся и радуемся жизни!
Воспитатель: А что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?
Ответы:
- Нужно заниматься спортом и физкультурой.
- Надо правильно питаться.
- Чтобы быть здоровым, надо соблюдать режим дня.
- Нужно закаляться.
- Кушать побольше овощей и фруктов.
- Хорошо мыть руки.
Воспитатель: Ребята, сегодня поговорим о вкусной и здоровой пище, и о вредной пище. Присаживайтесь на скамейки. Ведь чтобы человек хорошо рос, развивался, ему необходимо каждый день кушать – питаться. А чем питается человек?
Дети: Мясо, рыба, молоко, овощи.
Воспитатель: В продуктах содержится много разных витаминов. И у каждого витамина есть свое имя и домик где они живут. Сейчас ребята о них расскажут.
Ребенок.
Где же витамин «А» найти,
Чтобы видеть и расти?
И морковь, и абрикосы
Витамин в себе тот носят.
В фруктах, ягодах он есть.
Их нам всех не перечесть.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Витамин «А» очень полезен для зрения. Он содержится в таких продуктах, как свекла, дыня, морковь, капуста, петрушка, тыква, репа
Ребенок.
Свекла, яблоко, картофель,
Репа, тыква, помидор…
Витамины «В» имеют,
И отдать нам их сумеют.
«В» — в наружной части злаков,
Хоть он там неодинаков.
Это вовсе не беда,
Группа «В» там есть всегда.
Воспитатель. Витамин «В» способствует хорошей работе сердца, и содержатся в рисе, изюме, рыбе, сыре, яйцах, хлебе, грибах, орехах, также в мясе: баранина, говядина.
Ребенок.
А вот «С» едим со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате,
Поищите на земле —
И в салате, в щавеле.
Лук, редиска, репа, брюква,
И укроп, петрушка, клюква,
И лимон, и апельсин
Ну, во всем мы «С» едим!
Воспитатель. Витамин «С» укрепляет весь организм, он содержится в смородине, апельсинах, шиповнике, луке, редисе.
Ребенок.
Рыбий жир всего полезней!
Хоть противный — надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней — лучше жить!
Воспитатель. Витамин «Д» делает наши руки, ноги крепкими, и содержится в таких продуктах, как рыбий жир, сливочное масло.
Воспитатель: Что же такое правильное питание? Давайте разберёмся!
Воспитатель: Посмотрите, на экран.
На экране представлена пирамида питания.
Объяснение воспитателя:
1. на первом уровне пирамиды зерновые продукты из цельного зерна, которые поставляют сложные углеводы,
2. на втором уровне - овощи и фрукты в них находятся разнообразные витамины
3на третьем уровне- рыба, постное мясо птицы и яйца, очень важны, так как содержат жирные кислоты омега-3; молочные продукты;
4. и на четвертом уровне соль, сахар и сладости их нужно употреблять в минимальных количествах.
Воспитатель: Полезная пища делает нас здоровыми, даёт нам энергию, чтобы расти, бегать, играть,
- Ребята подумайте, витамины живут в таких продуктах как газированная вода, чипсы, сладостях.
Слайд вредные продукты
Воспитатель: Это вредные для человека продукты. Чупа - чупс, жевательные резинки, конфеты, от таких продуктов портятся зубы; сладкая газированная вода – от нее портится желудок и болит животик. Очень вредно грызть чипсы, и сухарики – т. к. в них много соли, и содержится много вредных веществ, таких как, различные ароматизаторы и красители. Ребята, запомните! Эти продукты можно кушать совсем чуть-чуть, а лучше и совсем отказаться от их употребления.
- Ребята, приглашаю вас в лабораторию правильного питания.
(Воспитатель выкатывает стол, на котором лежат два воздушных шарика, емкость с водой и тарелочка с сухим хлебом).
- Ребята, давайте представим, что воздушный шарик это наш желудок. А для чего нужен желудок?
(Ответы детей)
- В желудке пища переваривается.
(Воспитатель берет один шарик и кладет туда кусочки сухого хлеба).
- Когда мы употребляем сухую пищу, наш желудок выглядит вот так. Посмотрите, какие стали его стенки, нравится ли ему такая пища?
(Ответы детей)
- Стенки желудка стали шершавыми, неровными. Желудку такая пища не нравится, потому что ее сложно переваривать.
- А теперь давайте возьмем еще один шарик и нальем туда воды и представим что это жидкая пища. Посмотрите, как теперь себя чувствует желудок, нравится ли ему жидкая пища?
(Ответы детей)
- Стенки у желудка ровные, гладкие. Жидкую пищу переварить легче, чем сухую
-Ребята поднимите руку, кто из вас пробовал «Кока-колу»?
-Вам понравилась она на вкус? Почему?
-Часто родители покупают вам «Колу»? (Ответы детей)
Хотите узнать, какие секреты скрывает «Кока-Кола»?
-Ребята, давайте представим, что воздушный шарик это наш желудок.
Смотрите, что произойдет с шариком, если мы наденем шарик на бутылку с газировкой (шарик надулся), тоже самое происходит и нашими желудками. Значит в напитке очень много газов.
- А давайте сейчас понаблюдаем, что происходит в желудке.
Колу наливаем в чашку и опускаем в нее конфету, которую многие из вас так любят - происходит всплеск газа (фонтан) вот так происходит в нашем желудке, большое количество газа опасно - ребенок может задохнуться или поперхнуться.
- А еще мы с вами в пятницу начали проводить опыты с кока-колой.
Эксперимент № 1. Этот опыт помог проверить, как взаимодействуют Кока – Кола с ржавчиной и налётом на металлических предметах?
Мы положили в напиток и воду ржавый гвоздь и тусклые старые монеты. После нескольких дней в стакане с Кока – Колой гвоздь и монетки посветлели, очистились, а в воде - нет.
Вывод: Если Кока-кола с легкостью удаляет ржавчину, то она может разъедать стенки нашего желудка.
Эксперимент № 3. Опасна ли Кока – кола нашим зубам? Для этого опыта мы взяли скорлупу куриного яйца. По своему составу она похожа с нашими зубами. Одну скорлупу мы поместили в стакан с Кока-колой, а другую – с водой. Наблюдения показали, что скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась.
Вывод: Употребление напитка в больших количествах может привести к разрушению эмали зубов. Красители Кока-колы очень стойкие и зубы от них темнеют.
Воспитатель: А перед тем, как продолжить дальше наши эксперименты, я предлагаю вам потанцевать с кукутиками и узнать какие продукты они считают вредными.
Физминутка с кукутиками «Ам-ням-ням»
Воспитатель. А кто из вас кушал чипсы? А вы знаете, что это тоже очень вредная еда. Проходите за столы, мы сейчас с вами это докажем.
Эксперимент № 1. Мы положили большой чипс на лист бумаги и согнули его пополам, чипс внутри листа раздавили. Удалили кусочки чипса с бумаги и посмотрели ее на свет. Бумага покрылась жирными пятнами с желтым оттенком.
Вывод: Чипсы содержат большое количество жиров. А желтый цвет обозначает присутствие в продукте красителей.
Эксперимент № 2. Раскрошили чипсы и залили их водой. Через несколько минут попробовали воду, она была соленой. Это говорит о том, что в чипсах содержится большое количество соли.
Эксперимент № 3
Мы взяли конфетки скитлс, положили их по кругу в тарелочку, и налили теплой воды. Практически сразу же вода окрасилась разными цветами.
Вывод: яркие красочные конфетки содержат пищевой краситель, действует как сильный аллерген.
Воспитатель: Ребята, мы работу завершили, давайте подведем итоги. На столе у вас карты с полезными и вредными продуктами. Полезные продукты обведите круг, вредные зачеркните линией.
Воспитатель. Ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Скажите пожалуйста, что мы сегодня делали на занятии, и какие выводы сделали.
Воспитатель: Ребята, на столике корзинка с полезными продуктами. Догадайтесь, что в ней, отгадайте загадку.
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко. (Яблоко)
Верно. Угощайтесь, ребята вкусными, полезными яблочками. Приятного аппетита.
Чтобы быть здоровыми и крепкими надо есть полезные продукты.
Итак, ребята, хотите быть здоровыми – ешьте только здоровую пищу, пейте натуральные соки, в которых много витаминов для роста и здоровья!
Давайте попрощаемся с нашими гостями. Пожелаем им всего здоровья и всего доброго!
Дети: Всего доброго! До свидания.