Основная часть: История возникновения игрушки (Сунцова Елена) Особенности каргопольской игрушки Особенности росписи (Сунцова Елена) Практическая работа: Этапы изготовления игрушки (Забалуева Галина) Закрепление этапов работы с детьми (Никулина Виктория) Проведение разминки пальцев «Вот все пальчики мои» (Морозова Виктория) | Перед тем как рассказать вам историю мне бы хотелось представиться, меня зовут Елена.
-Ребята, вы хотели бы узнать, где зародилась каргопольская игрушка? (слайд№1)
( Показывается презентация, слова сопровождаются иллюстрациями)
(слайд№2) На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.
(слайд№3) В свободное от сельскохозяйственных работ время крестьяне садились за гончарный круг. Делали посуду разных размеров, форм и названий. Свои изделия горшечники продавали на местных ярмарках, развозили по ближайшим деревням, продавали их.
-Как вы думаете, из чего делали каргопольскую игрушку?
(слайд№4) Из остатков глины "стряпали" величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, звонкоголосых уточек-свистулек, особо любимых детворой. Каргопольские мастера очеловечивали животных, наделяли их символическим смыслом. Вот и получались Полкан-богатырь, медведь с тальяночкой, птица Сирин, тяни-толкай.
Может, кто- нибудь знает, чем раньше заменяли краски?
(слайд№8) Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу – настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края. Каждый символ что-то обозначает: крест- символ солнца; волнистая линия- изображает речку, воду, влагу; распаханное поле означает землю, ростки на земле. А сейчас, как лепить медведя покажет наша студентка Галина.
Как вы думаете, кто работает в мастерской? Сразу ли человек становится мастером? – Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Хотите ли вы стать мастерами?
Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать.
1. Возьмем кусочек мягкой глины, скатаем из нее кругообразными движениями рук шарик, 2. затем раскатаем между ладонями – получится кусок цилиндрической формы. 3. Затем оставим немного места от края и вылепливаем шею и голову. 4. На макушке оттянем ушки, а потом оттянем носик. 5. Теперь сделаем лапы (руки), с помощью указательного пальца поднимаем от туловища немного глины (с двух сторон), придаем лапам форму. 6. Дальше будем формировать лапы (ноги), для этого садим медведя на указательный палец и раскачиваем, его немного надавливая. Вылепим медведю ножки, чтоб стоял крепко, не падал. 7. Вот у нас почти готов медведь, кто хочет, может сделать на носике небольшой разрез стекой – имитируем открытый рот. 8. Теперь нужно загладить все водичкой, чтобы не было трещин. 9.Из остатков глины можно сделать музыкальный инструмент и дать в руки медведю.
Перед тем как вы начнете лепить самостоятельно давайте повторим, как это делается, еще раз. -А вы знали, что каждый мастер перед работой с глиной делает разминку. Как вы думаете, зачем? Для вас сейчас разминку проведет Виктория.
-Ребята, повторяем все за мной. Вот все пальчики мои, (Повороты кистей рук) Их, как хочешь, поверни (Хлопок перед собой, легкий хлопок по столу, повторить повороты кистей рук) И вот этак, и вот так, (Руки перед грудью, пальцы в «замок») Не обидятся никак. (Руки вперед, ладони вперед) Раз, два, три, четыре, пять, (Круговые движения кистями, пальцы в «замок» («моторчик»)) Не сидится им опять. (Встряхивающее движение кистями рук) Постучали, (Постучать пальцами друг о друга) Повертели (Повороты кистей рук) И работать захотели. (Встряхивающее движение кистями рук) Дали ручкам отдохнуть, (Встряхивающие движения согнутыми руками) А теперь обратно в путь. (Положить руки на стол) -После того как вы размяли свои пальчики можете приступать к лепке своей игрушки. | Учащиеся отвечают на вопрос (На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области), слушают историю и особенности каргопольской игрушки и ее росписи Отвечают на вопрос (из остатков глины после того как слепили горшки) -Отвечают на вопрос(мел, печная сажа, синька, скобленная ржавчина) Учащиеся слушают и запоминают этапы изготовления игрушка. Отвечают на вопросы (мастер; действия мастера оттачивались очень долгое время; да, хотим) Учащиеся повторяют этапы изготовления игрушки. Отвечают на вопрос
Учащиеся повторяют за студентом слова, и действия. |