СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия педагога - психолога с обучающимися 7 класса "общение и уважение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

групповое занятие с обучающимися 7 класса по раскрытию важных качеств ценности и сложности человеческого общения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия педагога - психолога с обучающимися 7 класса "общение и уважение"»

Цель:

Раскрытие важных качеств ценности и сложности человеческого общения.

Задачи:

1. Формирование представлений о вербальном и невербальном общении.

2. Совершенствование коммуникативных навыков.

3. Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений.

4. Обогащение опыта межличностного взаимодействия.

Оборудование: шарфы, грецкие орехи по количеству обучающихся, релаксационная музыка.

Ход занятия



I. Организационный момент

Сегодня на занятие мы будем отгадывать ребусы, загадки, играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом, так что бы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения и уважения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга? Тогда начнем.



II. Знакомство



- На занятие у нас сегодня присутствуют гости, для того, чтобы гости узнали ваши имена, мы с вами выполним следующее упражнение: на счет «1-2-3» все одновременно громко назовут свое имя.

Ой, какой шум и гам! Как вы думаете, услышала ли гости ваши имена? А что же делать? Может быть, чтобы они услышали, вам нужно прокричать их еще громче? Действительно, это не поможет.

Тогда давайте просто все назовут свои имена поочереди.

Кстати, это и будет первым секретом общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.



III. Приветствие:



Упражнение «Аплодисменты»

- Ребята, а теперь давайте поприветствуем друг друга. Давайте я начну, а вы продолжите. Это легко – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я назвала, встает и так же приветствует следующего, любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку, которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты!



IV. Разминка:



Упражнение «Перестройка»

- Начнем нашу работу с небольшой, но интересной разминки, которая поможет вам включиться в работу. Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.

Вот первое задание: постройтесь по месяцу рождения первый кто родился в январе, затем февраль и так далее.

-Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету глаз: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг другу в глаза!

-И последнее задание, самое сложное: постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.

- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным, быстро и правильно!

Обсуждение:

-Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой?

- А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?

Вот мы и узнали второй секрет: общение бывает разных видов, и с видами общения нам сегодня предстоит познакомиться.



V. Основная часть



Ребус



Чтобы познакомится с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать ребус. Здесь зашифрована одна известная поговорка:



Обсуждение:

Кто может сказать, на какой вид общения указывает нам разгаданная пословица? Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют ещё вербальным.



Упражнение «Стыковка»

- Следующее упражнение поможет выяснить, насколько хорошо вы умеете пользоваться в общении своей речью.

Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались. Им завязывают глаза шарфами. Указательные пальцы правых рук – “Космические станции” - они вытягивают навстречу друг другу.

Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним.

Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров.

Обсуждение:

- Трудно было выполнять с завязанными глазами?

-А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица)

- Действительно, общаться можно по-разному, не только вербально. Общение без помощи слов называется невербальным.



Упражнение «Грецкий орех»



Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (орехи — по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника — найти свой орех.

Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению.

Обсуждение:

- Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).

- Какой вывод можно из этого сделать?

- На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими.

- Можно ли сказанное про орех соотнести с людьми?

- Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.



Упражнение «Пойми меня»

Вам нужно по цепочке от первого игрока к последнему передать слово, написанное у меня на карточке. Первый игрок объясняет это слово второму в вашей колонне, второй – третьему и т.д. Необходимо быстро донести правильную информацию до последнего игрока.

В этой игре очень важно соблюдать правила, за этим я буду следить строго.

Первое правило: говорить запрещается, нельзя произносить ни звука. Вам придется объясняться друг с другом без помощи слов.

Второе правило: не поворачиваться, пока игрок, стоящий сзади, не похлопает вас по плечу.

Теперь все отвернитесь, поворачиваются ко мне чтобы прочитать слово на карточке только первый игрок.

Обсуждение:

- Скажите, какие трудности вы испытали, общаясь друг с другом без слов? Попробуйте объяснить, почему другие игроки не всегда вас понимали? (Все люди разные, используют разные средства общения).

- Это еще один секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.

Упражнение «Дождь в лесу»


Вам нужно встать в круг, друг за другом – представьте что вы в лесу вы деревья. Слушайте меня и выполняйте движения. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки). Но вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в разные стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Обсуждение:

- Скажите, а вы что почувствовали внутри себя? (выслушиваются ответы обучающихся).




Упражнение «Цена улыбки»

- Наше занятие подходит к концу, и напоследок я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:



  • Она ничего не стоит, но много дает.

  • Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

  • Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

  • Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

  • Ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили!



Обучающиеся высказывают свои предположения.

- Ну конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения: «Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им». Будем следовать этому совету? Тогда давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Почувствовали? А я дарю вам карточки с текстом «Цена улыбки».



VI. Подведение итогов урока



- Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:

  • человеку приятно, когда его называют по имени

  • основной вид общения – вербальное

  • существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь

  • слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства

  • улыбка помогает сделать общение приятным.

- И это далеко не все секреты успешного общения, сегодня мы только познакомились с некоторыми из них.



VII. Заключительное упражнение



Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, круг замыкается и церемония завершается безмолвным крепким трехкратным пожатием рук.