Конспект занятия по развитию речи
для младшего дошкольного возраста
Работу выполнила:
Сошкина Валентина Николаевна
Рязань
2020
ЦЕЛЬ:
развитие речи.
ЗАДАЧИ:
учить детей описывать предмет;
упражнять в согласовании прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе;
активизировать использование в речи прилагательных (в том числе антонимичных);
закреплять правильное произношение звуков в и вь;
учить детей произносить звук долго, на одном выдохе.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
зайчонок, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, я шла в детский сад и по дороге встретила маленького зайчонка, он тоже шел в детский сад.
Вот он. А как ласково можно назвать маленького зайчонка? (Зайчик, зайчишка, зайка, зайка-побегайка.) Ребята, а что это у зайчика? (Уши.) Какие уши у него? (Длинные.) Правильно, уши у зайчика длинные. А это что? (Хвост.) Какой хвост у зайки? (Короткий.) У зайчика длинные уши и короткий хвост. Что умеет делать зайчонок? (Прыгать, скакать, бегать, грызть морковку.)
Зайка-побегайка, у тебя был мешок. Где он?... (Зайка достаёт мешок.) Вот какой мешок у зайки. А в мешке что-то есть. Интересно, что в мешке? (Достаёт морковку.) Что это? Какая морковка? (Длинная, красная.) Она длинная, красная. Повторим еще раз. (Кладет морковь на стол, показывает остальные овощи и фрукты.) А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Длинный, зеленый.) Правильно, он длинный, зеленый. Какой помидор? (Красный, круглый, большой.) Он круглый, красный, большой. Какое яблоко? (Красное, круглое, большое.) Оно красное, круглое, большое. Дети повторяют. Морковка, огурец, помидор – это овощи. Яблоко, мандарин – это… (фрукты).
Воспитатель убирает в одну вазу овощи, в другую – фрукты (дети называют их). Какой мандарин? (Оранжевый.) И т.д.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Мы будем играть. Вы будете зайчата (половина детей), а остальные – ветер. Как ветер подует, зайчата будут прыгать, чтобы им не было холодно.
Где живет зайчонок? (В лесу.) Сейчас в лесу холодно, часто дует ветер. Как дует ветер? (Ввв-ввв-ввв.)
Часть детей вместе с воспитателем произносит звук в, а другая – прыгает на двух ногах на месте. Затем роли меняются. Ветер затихает, и зайчата возвращаются в свои норки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
- А сейчас зайчонок хочет поиграть с вами. (Все убирается в мешок). Зайка опустит лапу, возьмет предмет и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у него в лапе. Внимательно слушайте.
Она длинная, красная. Что это?
Он зеленый, длинный. Что это?
Он круглый, оранжевый. Что это?
Он круглый, красный. Что это?
После того, как предмет назван, кто-нибудь из детей выходит к столу, достает предмет, рассказывает о нем: «Это морковь, она длинная, красная». Если ответ неполный, воспитатель помогает ребенку: «Это… она… (какая? длинная или короткая?)».
Если ребенок о яблоке скажет «помидор», воспитатель просит зайку еще раз повторить загадк, выделяя голосом местоимение и окончания прилагательных.
- Послушайте, какое маленькое стихотворение прочитаем мы с зайкой:
Ва-ва-ва, в лесу выросла трава.
Ве-ве-ве, сидит Вова на траве.
Чистоговорка повторяется дважды. Затем ее рассказывают дети (хором и индивидуально).
- Послушайте слова: траввва, Вввова, хвввост – какой звук есть в этих словах?.. А сейчас послушайте загадку: «Длинные уши, короткий хвост». Кто это? (Заяц).
В конце занятия дети прощаются с зайчиком.