Конспект индивидуального занятия
Цель: становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.
Задачи:
1. Формирование психологического контакта с ребенком, переживание им
2. Побуждение к визуальному контакту с логопедом через выполнение инструкции: «Посмотри на меня».
3. Формирование умения слышать педагога-психолога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Покажи где…», «Дай мне…».
4. Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику, жесты, интонацию взрослого.
5. Вызывание у ребенка совместного эмоционального переживания (радости, восхищения, восторга) при выполнении пальчиковых, речедвигательных игр.
6. Формирование навыков конструктивного мышления, и зрительно-пространственной ориентировки, зрительного слежения.
7. Активизация звукокомплексов.
8. Формирование элементарных математических представлений, в области порядкового счета и знания цифр.
Методы:
1. Наглядный.
2. Словесный.
3. Практический.
Методические приемы:
1. Игровой.
2. Повторение.
3. Вербальный
4. Невербальный.
5. Дидактические упражнения.
Оборудование: массажный шарик (Су-джок, картинки и карточки для соотнесения цвета и формы, набор цветных геометрических фигур, набор карточек для развития речи, цифры от 1 до 12, сенсорная пузырьковая колонна.
Ход занятия:
1) Организационный момент.
Приветствие друг друга.. Спрашиваю, как его зовут (беру руку ребенка, прикладываю к его груди, и говорю: «Я-Тагар», а затем, используя прием «рука в руке»- называю свое имя: «Наташа»).
2) Массаж пальцев, рук, предплечья.
Массажным шариком Су-джок произвожу вращательные движения по пальчикам левой руки ребенка, затем перемещаюсь на ладонь Тагара , и провожу массажные движения до предплечья (те же действия провожу с правой рукой). Свои действия сопровождаю словами: «Покатился колобок». В процессе массажа я слежу за состоянием и мимикой ребенка. Добиваюсь проявления положительных эмоций.
3) Речедвигательное упражнение «Пароход».
стихотворение:
Пароход плывет по речке.
И пыхтит он, словно печка.
(У ребенка ладошки сложены вместе, выполняем волнообразные движения).
4)Упражнение на установление глазного контакта «Очки»
стихотворение, (с помощью больших и указательных пальцев изображаем очки). Добиваюсь, чтобы ребенок смотрел мне в глаза через воображаемые очки.
Бабушка очки надела,
И внучонка разглядела!
5)Пальчиковая гимнастика «Замок».
Чтение стихотворение и выполняю упражнение в соответствии с текстом:
На двери весит замок (Руки скреплены «замком»)
Кто его открыть бы смог?
Постучали, (Стучим «замочком» по столу)
Покрутили, (Делаем круговые движения «замком»)
Потянули (Вытягиваем вперед рук, пальцы сплетены)
И открыли! (Разводим ладони в разные стороны)
6) Игра «Цветные окошечки».
Раскладывание перед ребенком разноцветные карточки с изображением котенка, в центре каждой карточки квадрат. Ребенку предлагаю закрыть «окошечко» в соответствии с цветом карточки с помощью цветных квадратов. Затем даю инструкцию по дальнейшему действию. Например: «Дай, пожалуйста, красный квадрат».
(Добиваюсь от ребенка правильного выполнения задания).
7) Упражнение «Геометрические фигуры».
Использование геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник) четырех цветов для выполнения задания, связанного с формированием навыков конструктивного мышления.
Раскладывание на столе перед ребенком ряд одинаковых фигур, но разных по цвету. Затем предлагаю ребенку фигуры разные по цвету и форме и спрашиваю: «Куда мы положим эту фигуру?». Задача ребенка – соотнести цвет и форму. Если ребенок не справляется, предлагаю помощь).
8) Дидактическое упражнение на развитие речевых навыков.
Предлагаю Тагару картинки с изображением животного или транспорта. Под картинкой надпись, передающая звуковой сигнал (Цыпленок – «Пи-пи-пи» и т. д.) Задаю вопрос: «Кто так кричит?» и побуждаю ребенка повторить за мной.
9) Дидактическое упражнение «Разложи цифры по порядку».
Предлагаю ребенку разложить цифры от 1 до 10 по порядку. Если ребенок допускает ошибки, предлагаю свою помощь. (При необходимости провожу упражнение повторно).
10) Релаксация «Пузырьковая колонна».
Предлагаю в конце занятия Тагару подойти к сенсорному уголку, присесть на мягкий пуфик и посмотреть на разноцветные пузырьки в колонне. Я и девочка прикасаемся к ним руками, гладим колонны. (Важным моментом в итоге занятия является - релаксация и эмоциональное заражение ребенка положительными эмоциями).
11) Итог. (Хлопаем ладонь о ладонь и говорю «Ты – молодец, ты – умница». Предлагаю Тагару встретиться в следующий раз).
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком, страдающим аутизмом “Закрепление произношения гласных звуков”.
Цели:
Коррекционно – образовательные: Закреплять произношение гласных, а также их слитное произношение в звукоподражаниях; закреплять умение пользоваться указательным жестом. Коррекционно – развивающие: Развивать зрительное восприятие; мелкую моторику;
артикуляционную моторику; внимание.
Коррекционно – воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям, усидчивость, желание доводить начатое до конца.
Социализирующие: Установление эмоционального контакта, обеспечение стрессового контроля,
создание ситуации успеха (с помощью тактильного и словесного поощрения).
Оборудование: Картинки бегемота, лягушки, лошадки, слона; яркая прищепка; буквы - пазлы (большая буква, в ней пазл с маленькой буквой); игрушка самолёта; картинки для звукоподражаний; песок (Смотреть приложение к конспекту)
Ход занятия.
Структурные компоненты | Содержание работы |
1.Организационный момент | Деятельность педагога | Деятельность ребёнка |
- Здравствуй. Сегодня светит солнце и у нас замечательное настроение. Вот и мы с хорошим настроением будем с тобой заниматься. Ты готов? | Ребёнок занимает своё место около логопеда перед зеркалом. |
2. Артикуляционная гимнастика Закрепление указательного жеста, понимание инструкций. | 1.Ребёнку предъявляются картинки с изображением бегемота, лягушки, лошадки. - Широко откроем ротик, как голодный бегемотик! “А” -Улыбаюсь, как лягушка, очень милая подружка! “И”. -Подражаю я слону, губки хоботом тяну” “У”. -Эй лошадка не скачи, зубки только покажи! “Ы”. Закрепление указательного жеста: “ - Покажи лошадку. Покажи лягушку. Покажи бегемота. Кто улыбается? Кто открыл рот? Кто показывает зубки? 2.Упражнение для языка. Для движений языка влево и вправо, на уголки губ нанести немного шоколада или варенья. Тоже для движений языка вверх и вниз. Только лакомство нанести над верхней и нижней губой. | Ребёнок длительно произносит звук “А”. Длительное произнесение звука “И”. Длительное произнесение звука “У”. Показывает зубы, произнося звук “Ы”. Ребёнок указательным жестом выполняет инструкции педагога. Ребёнок слизывает лакомство и выполняет упражнение для языка. |
3. Пальчиковая гимнастика | - Посмотри, какая у нас есть яркая прищепочка. Сейчас она поиграет с твоими пальчиками. Педагог на каждый пальчик ребёнка слегка надавливает, произнося звуки “А, О, У, И, Э” сначала на левой, затем на правой руке. | Ребёнок повторяет звуки за педагогом. |
4. Развитие зрительного восприятия (игра с вкладышами) | На полу разложены большие гласные буквы. Педагог предъявляет по одной маленькой букве (вкладыши) ребёнку. - Давай найдём для каждой буквы свой домик. Педагог показывает букву: “ - Найди такую”. Педагог обязательно хвалит ребёнка, за каждую правильно найденную букву. | Ребёнок смотрит на букву – вкладыш у педагога в руках и на полу находит соответствующую большую букву, вкладывая в неё вкладыш с маленькой. |
5. Работа над модуляцией голоса. | - “Посмотри, к нам летит самолёт! Сейчас он летит тихо “У”, а теперь громко “У”! Скажи тихо (педагог показывает картинку “тихо”) , а теперь громко (меняет картинку на “громко”). Затем педагог меняет картинки одну на другую. “ - Девочка плачет тихо “О”, а теперь громко “О!”. | Ребёнок меняет модуляцию голоса с тихого на громкий, в зависимости от показанной картинки. |
6. Слитное произношение гласных в звукоподражаниях. | Ребёнку предъявляется картинка: “ Девочка в лесу”. “ - Скажи, как зовёт? Ау. Повтори”. Затем предъявляются поочерёдно другие картинки : “Ослик” (ИА), “Плачет малыш” (УА). Затем педагог предлагает показать, кто говорит так “ИА”, а кто так “УА”,. | Ребёнок воспроизводит звукоподражание “АУ”, глядя на картинку. Затем ИА, УА. Ребёнок показывает на соответствующую картинку. |
7.Рисование на песке пальчиком. | Педагог вместе с ребёнком рисует пальчиком на песке . Играет на песке, комментируя рисунки. Круги – похожи на букву “О”, поставим палочку посередине – получилась буква “А” и т.д. | Рисует на песке. Проговаривает получившиеся буквы. |
8. Итог занятия. | Ребёнку предлагается поощрение в конце занятия. “ - Ты хорошо занимался, молодец! Какую конфету хочешь, красную или зелёную? Покажи. Проси. Молодец!” | Ребёнок показывает на конфету, делает просительное движение руки, чтобы получить поощрение. |