СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно образовательной деятельности по "познавательному развитию" во 2 младшей группе «Дом какой он был, какой он стал?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект непосредственно образовательной деятельности по "познавательному развитию" во 2 младшей группе «Дом какой он был, какой он стал?»

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по "познавательному развитию" во 2 младшей группе «Дом какой он был, какой он стал?»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №22 «Ладушки»






















Конспект НОД по познавательному развитию

для старшего дошкольного возраста

«Дом какой он был, какой он стал?»














Подготовил воспитатель

Филатова Н.А.























2016 г.

Конспект НОД по познавательному развитию

для старшего дошкольного возраста

«Дом какой он был, какой он стал?»
Цель: Углубить знания детей об истории жилища;научить ориентироваться в прошлом и понимать,что человек постоянно стремиться улучшить свое жилище.

Задачи:

Обучающие:

Обобщить и конкретизировать знания детей об истории жилища.

Сформировать представление о жизни пещерных людей (разнообразие видов труда,добывание и приготовление пищи)

Познакомить детей с обычаями русского народа

Научить детей сравнению и анализу

Развивающие:

Продолжать знакомить детей с жилищем наших предков:
-жилище пещерного человека-пещера
-жилище древних славян/крестьян – изба

Продолжать знакомить детей с эволюцией в строительстве жилища: пещера- изба-современный дом- дом будущего

Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес и уважение к людям строительных профессий.

Воспитывать бережное отношение к дому в котором живёшь

Воспитывать любовь к окружающему миру, к родному дому

Предварительная работа:

  • Познавательная деятельность: игры-путешествие в прошлое посуды,одежды.

  • Речевая деятельность: составление коротких рассказов о жизни пещерных людей (жилище,добывание огня,труд пещерных людей); чтение х/л: «Мороз Иванович», «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций.

  • Игровая деятельность: д/и «Волшебный сундучок», «Что перепутал художник?»; «Эволюция вещей»; словестные игры : «Раньше и теперь», «Охотники», «Дом».

  • Изобразительная деятельность: лепка : «Избушка», «Аленушка-русская красавица»,рисование: «Печка-Матушка», «Дом для Мороза Ивановича», «Чудо-Масленица», «Сарафан для Аленушки»; аппликация: «Многоэтажный дом», «Очаг для пещерного человека».


Материал: дидактические игры, макеты«Пещера», «Деревянная изба», «Убранство избы», «Многоэтажный дом»; презентация с изображениями жилищ разного времени

Ход НОД:

В-ль: Ребята,сегодня день у нас особый. Я приглашаю вас,друзья! А вы со мной идти готовы? В чудесный мир зову вас я! Я приглашаю вас сегодня по путешествовать в прошлое и настоящее. Хотите отправиться в путешествие?

Дети: да
В-ль: Ребята, а что значит «прошлое и настоящее»?
Дети: Прошлое-это то,что было давно ,а настоящее – то,что существует сейчас.
В-ль: Чтобы отправиться в путешествие надо сказать волшебные слова.

Раз, два, три – покружись

В древнем мире окажись

В-ль: Ребята мы с вами очутились в гостях у древнего человека. Давайте посмотрим какое первое жилище

(подходят к макету пещера)

Ребята, как вы думаете, что это за жилище?
Дети: Пещера.
В-ль: Когда-то давно, в древние времена, люди жили в пещерах. А как можно назвать людей,которые жили в пещерах?
Дети: Пещерные,древние, первобытные.
В-ль : Ребята,как вы думаете древним людям было удобно жить в пещерах

Дети: нет
В-ль: Почему, как вы думаете?
Дети: Не было окон,дверей,было холодно ,дул ветер.
В-ль: Правильно. И тогда древние люди научились добывать огонь. Как же добыть огонь?
Дети : Огонь разжигают спичками.
В-ль: Но раньше не было спичек.Люди зажигали огонь с помощью трения палочки о палочки и ударов камней.Хотите провести опыт?
Дети: Да.
В-ль:Для этого надо потереть ладонь о ладонь .Чувствуете ,как нагрелись ладони?Если тереть долго палочки,то они нагреваются и получается огонь.А еще огонь добывали с помощью специальных камней.Их ударяли друг о друга и получали искорки огня.
В-ль: Как называется костер у древних людей

Дети: очаг
В-ль: Молодцы. Как вы думаете ,зачем очаг вокруг обложили камнями?
Дети: Защитить огонь. Не обжечься

В-ль: Молодцы, а ещё потому что камни долго сохраняют тепло. Как вы думаете, а зачем древние люди начали делать очаг внутри пещеры?
Дети: Чтобы защитить его от ветра и дождя ,для тепла ,для приготовления пищи.

В-ль: А ещё ребята, очаг отпугивал животных от жилища человека. Скажите, пожалуйста, ребята, как трудились древние люди?

Дети: охотились, строили и обустраивали себе жилище, добывали пищу.

В-ль: Правильно молодцы, а что же служило пищей древнему человеку?

Дети: Ягоды, грибы, рыба, звери.
В-ль: Какие вы молодцы, всё верно. Женщины и дети собирали грибы и ягоды, а мужчины ловили рыбу, охотились. Ребята, как называют людей, которые охотятся на диких животных?
Дети: Охотники.

В-ль: Давайте и мы с вами отправимся на охоту!

Игра «Охотники»

В-ль: Замечательная охота, ребята у нас получилась.

В-ль: Ребята, а наше путешествие продолжается и мы отправляемся дальше

Раз, два, три – покружись

В Древней Руси окажись

В-ль: Ребятаа теперь мы с вами попали в Древней Русь. Давайте посмотрим какое там было жилище

(подходят к макету изба)

В-ль: Ребята, как называется это жилище?

Дети: Изба, дом

В-ль: Правильно, давайте и мы построим дом.

Физкультминутка «Строим дом».

Что нам стоит дом построить?

Есть фундамент, можно жить? Нет.

Стены дальше мы возводим

И в свое окно глядим.

Крыша нас от непогоды

Всех укроет круглый год.


В-ль: Давным-давно жили люди на Руси в домах таких, как этот. Давайте рассмотрим это жилище.Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо-невидимо.

В-ль: Из чего же строили избы?

Дети: Из деревьев, брёвен.

В-ль: Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут избу строить.Что есть у избы? Чем она отличатся от пещеры?

Дети: Есть крыша, окна, дверь.

В-ль: Правильно, а вы заметили, что дверь маленькая? Почему?

Дети: чтобы тепло было, чтобы холод в дом не пробрался.

В-ль: Молодцы. Ребята, а какой предмет в избе был самый главный?

Дети: Печка.

(макет убранства избы)

В-ль: В старину говорили: «Без печи хата-не-хата». Как вы думаете, зачем нужна была печь?

Дети: Чтобы в холодную погоду избу согревать, пищу готовить.

В-ль: Ребята, как называли печь в народе?

Дети: «Печенькой», «Матушкой»,

В-ль:- Да, правильно «Кормилицей», «Сердцем дома». Ребята, как вы думаете, удобно людям было жить в деревянном доме?

Дети: Да, дождь не попадает в дом, ветер не страшен, тепло…

В-ль: Ребята, сколько людей могло жить в таком деревянном доме?

Дети: Мало, одна семья.

В-ль: Молодцы ребята, а нам пора отправляться дальше

Раз, два, три – покружись

В современном мире окажись.

В-ль: Вот мы и вернулись в наше настоящее. Ребята, время шло, и люди научились строить дома, состоящие из нескольких этажей. Как ещё можно назвать эти дома?

Дети: Многоэтажные.

В-ль: Ребята, как вы думаете, зачем люди стали строить многоэтажные дома?

Дети: Чтобы много людей могло там жить.

В-ль: Правильно. Ребята, а сейчас я предлагаю проверить, как вы запомнили, чем одно жилище отличается от другого. Какие предметы человек придумал, живя в пещере, какие появились в избе, а какие существуют в настоящем.

Игра «Рассеянный художник»

Перед детьми плоскостное изображение пещеры, светлицы, кухни

В-ль: Молодцы, ребята, исправили все ошибки художника. Сегодня, ребята, люди живут в самых разных домах: деревянных, кирпичных, малоэтажных, многоэтажных.

Давайте построим свой дом.

(Дети встают в круг, пальчиковая игра «Дом»)

Я хочу построить дом, ( Руки над головой «домиком».)

Чтоб окошко было в нём, ( Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».)

Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял,(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)

Пёс ворота охранял. (Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.)

Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шёл, («Стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл ( Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

В-ль: Ребята, а теперь я хочу вас пригласить в будущее

Раз, два, три – покружись

Ты в будущем времени окажись

В-ль: Ребята, посмотрите может через некоторое время вместо наших привычных нам домов будут такие интересные дома.

(картинки домов будущего)

В-ль: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад

Раз, два, три – покружись

Ты в детском саду окажись.

В-ль: Ребята, вот наше путешествие подошло к концу, мы с вами вернулись в настоящее время, в наш детский сад. Ребята, что вам больше всего понравилось и запомнилось за время нашего путешествия?

Дети: пещера, изба, дома будущего

В-ль: Я вам предлагаю немного пофантазировать нарисовать свой дом будущего

(дети изображают дома и организуется выставка)