УРОК 2. Задачи. Совершенствовать технику низкого старта и стартового разгона, перехода к бегу по дистанции. Учить технике прыжка в длину с разбега способом «прогнувшись» (девушки — способом «согнувшись»). Способствовать развитию физических качеств (скоростных, скоростно-силовых, гибкости). Сообщить информацию о биохимических основах быстроты.
Вводная часть (12—14 мин.). Построение. Сообщение задач урока. Строевые упражнения.
Ознакомить с биохимическими основами быстроты.
Физиологические, биохимические и морфологические основы быстроты таковы. Латентное время реакции слагается из пяти составляющих: появление сигнала возбуждения в рецепторе, передача его в центральную нервную систему, переход сигнала возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала от центральной нервной системы к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности. Наибольшее время затрачивается на третью из названных фаз.
Движения, выполняемые с максимальной скоростью, отличаются по своим физиологическим характеристикам от более медленных. Наиболее существенное различие заключается в том, что при максимальной скорости затруднены сенсорные коррекции по ходу выполнения упражнения: рефлекторное кольцо не успевает сработать. С этим связана трудность выполнения достаточно точных движений на больших скоростях.
В очень быстрых и выполняемых с высокой частотой движениях, например, в спринтерском беге, мышцы работают лишь в крайних точках полной амплитуды движения. Какому-либо сегменту сообщается кинетическая энергия, затем она гасится при участии мышц-антагонистов, и сегменту придаётся ускорение в обратном направлении. При большой скорости движений активность мышц столь крат-ковременна, что мышца не успевает за этот период заметно укоротиться. Фактически мышцы работают в изометрическом режиме, и чем больше скорость, тем
ближе их функционирование к изометрическому режиму работы. Эффекторная импульсация центральной нервной системы в быстрых и частых движениях выражается в виде концентрированных «залпов» разрядов мотонейронов. Особую значимость приобретает распределение этих «залпов» во времени таким образом, чтобы произошло полное использование внутреннего напряжения мышц при, по существу, изометрических условиях.
Принято считать, что быстрота, в особенности, если она выражается в максимальной частоте движений, зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, то есть от подвижности нервных процессов.
С биохимической точки зрения качество быстроты зависит от содержания кислоты АТФ в мышцах и скорости её расщепления под влиянием нервного импульса, а также от быстроты ресинтеза АТФ. Поскольку скоростные упражнения кратковременны, то ресинтез АТФ осуществляется в данном случае почти исключительно за счёт анаэробных механизмов, фосфокреатинового и гликолитического.
Общеразвивающие упражнения в движении.
Медленный бег — 4 мин.
Основная часть (29-31 мин.).
Совершенствовать технику положения низкого старта, стартового разгона и бега по дистанции. Напомнить технику.
Специальные беговые упражнения (см. пп. 1—4, основная часть, урок 1).
Бег с ускорением 100 м с низкого старта. Выполнить 2 раза.
Способствовать развитию гибкости.
Упражнения, способствующие развитию гибкости:
1. И.п. — стоя боком к гимнастической стенке, стене или дереву. Махи свободной ногой. Выполнять без приседания на опорной ноге. Повторить до 25 махов на левой, правой ноге. Выполнять в среднем темпе.
2. И.п. — основная стойка. Покачивающиеся наклоны вперёд с помощью партнёра, давящего на плечи. Повторить до 15—20 покачивающихся наклонов. Ноги в коленных суставах не сгибать. Выполнять в среднем темпе. Партнёр давит на плечи короткими несильными движениями до лёгкого болевого ощущения напарника (он в свою очередь без дёрганий должен дать знать, когда появляется болевое ощущение), после этого постепенно ослабляет давление.
3. И.п. — стойка на одной ноге спиной к гимнастической стенке. Другая нога лежит на плече партнёра, стоящего на коленях, при вставании партнёра маховая нога стоящего у стенки поднимается вверх до болевого ощущения. Повторить на левую, правую ногу до 10—12 раз. Опорную ногу в колене не сгибать, таз не опускать вниз. Выполнять в медленном темпе (рис. 2).
4. И.п. — стоя спиной к гимнастической стенке (дереву). Прогнувшись назад, перебирая руками, опускаться вниз, затем обратно до исходного положения. Повторить 4—5 раз. Таз вывести как можно больше вперёд. Выполнять в медленном темпе (рис. 3).
Учить технике прыжка в длину с разбега способом «прогнувшись».
Рассказать и показать, как выполняется прыжок в длину способом «прогнувшись».
Обычно в прыжках в длину с разбега применяют три способа: в «шаге» (или «согнув ноги»), «прогнувшись» (рис.4) и «бег по воздуху» («ножницы»). Способы прыжков отличаются движениями в полёте.
Прыжок способом «согнув ноги» мы изучили ранее.
Разбег и отталкивание одинаковы во всех способах прыжков.
Основная задача движения в полёте — сохранить и поддержать равновесие, а также занять удобное положение для последующего далёкого выбрасывания ног.
Закончив отталкивание при выполнении прыжка способом «прогнувшись», прыгун делает широкое маховое движение, стараясь шагнуть в воздухе как можно дальше вперёд. Затем маховая нога, разгибаясь в колене, опускается вниз и движется назад по широкой дуге, приближаясь к задержавшейся после отталкивания толчковой ноге. В момент, когда маховая нога находится в крайнем нижнем положении, прыгун разводит руки в стороны, несколько прогибаясь в пояснице. Мышцы передней поверхности тела растягиваются и готовы к активному сокращению в момент группировки. Дальше начинается выполнение группировки перед приземлением. Прыгун подтягивает колени к груди, голени висят свободно. Руки выполняют движение вперёд, а в момент подъёма голеней вверх они начинают движение назад, туловище сгибается вперёд. Касаясь грунта пятками, прыгун ещё больше сгибает туловище и ноги в коленях и выводит руки вперёд.
Показ можно осуществлять по-разному, например: личный показ учителем; учащимся, занимающимся лёгкой атлетикой или специально подготовленным; используя информационно-компьютерные технологии — этот вариант подходит, если на улице плохие погодные условия.
Упражнения:
1. Прыжок в длину с 3—5 шагов разбега с акцентом на прогибании с небольшим выносом таза вперёд в фазе полёта. Следить, чтобы прогибание туловища не было ранним. Обратить внимание на работу рука-
I ми. Выполнить 4—5 раз.
2. Прыжок в длину с 7—9 шагов разбега. Выполнить 3—5 раз.
(Девушки. Совершенствовать технику прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».
Подробнее напомнить технику прыжка в длину способом «согнув ноги». Упражнения:
1. Прыжок в длину с 3—5 шагов разбега. Выполнить 4—5 раз.
2. Прыжок в длину с 7—9 шагов разбега. Выполнить 3—5 раз).
Заключительная часть (2 мин.). Построение. Общеразвивающие упражнения. Подведение итогов урока.
Задание на долг, переписать содержание вопросов и ответов тестовых заданий теоретического минимума, который необходимо знать учащимся (материал можно переписать со стенда или скопировать электронную версию в компьютерном классе); выполнять упражнения, способствующие развитию силы и гибкости (те, которые выполняли на уроке).
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. 11 класс»
УРОК 2. Задачи. Совершенствовать технику низкого старта и стартового разгона, перехода к бегу по дистанции. Учить технике прыжка в длину с разбега способом «прогнувшись» (девушки — способом «согнувшись»). Способствовать развитию физических качеств (скоростных, скоростно-силовых, гибкости). Сообщить информацию о биохимических основах быстроты.
Вводная часть (12—14 мин.). Построение. Сообщение задач урока. Строевые упражнения.
Ознакомить с биохимическими основами быстроты.
Физиологические, биохимические и морфологические основы быстроты таковы. Латентное время реакции слагается из пяти составляющих: появление сигнала возбуждения в рецепторе, передача его в центральную нервную систему, переход сигнала возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала от центральной нервной системы к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности. Наибольшее время затрачивается на третью из названных фаз.
Движения, выполняемые с максимальной скоростью, отличаются по своим физиологическим характеристикам от более медленных. Наиболее существенное различие заключается в том, что при максимальной скорости затруднены сенсорные коррекции по ходу выполнения упражнения: рефлекторное кольцо не успевает сработать. С этим связана трудность выполнения достаточно точных движений на больших скоростях.
В очень быстрых и выполняемых с высокой частотой движениях, например, в спринтерском беге, мышцы работают лишь в крайних точках полной амплитуды движения. Какому-либо сегменту сообщается кинетическая энергия, затем она гасится при участии мышц-антагонистов, и сегменту придаётся ускорение в обратном направлении. При большой скорости движений активность мышц столь крат-ковременна, что мышца не успевает за этот период заметно укоротиться. Фактически мышцы работают в изометрическом режиме, и чем больше скорость, тем
ближе их функционирование к изометрическому режиму работы. Эффекторная импульсация центральной нервной системы в быстрых и частых движениях выражается в виде концентрированных «залпов» разрядов мотонейронов. Особую значимость приобретает распределение этих «залпов» во времени таким образом, чтобы произошло полное использование внутреннего напряжения мышц при, по существу, изометрических условиях.
Принято считать, что быстрота, в особенности, если она выражается в максимальной частоте движений, зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, то есть от подвижности нервных процессов.
С биохимической точки зрения качество быстроты зависит от содержания кислоты АТФ в мышцах и скорости её расщепления под влиянием нервного импульса, а также от быстроты ресинтеза АТФ. Поскольку скоростные упражнения кратковременны, то ресинтез АТФ осуществляется в данном случае почти исключительно за счёт анаэробных механизмов, фосфокреатинового и гликолитического.
Общеразвивающие упражнения в движении.
Медленный бег — 4 мин.
Основная часть (29-31 мин.).
Совершенствовать технику положения низкого старта, стартового разгона и бега по дистанции. Напомнить технику.
Специальные беговые упражнения (см. пп. 1—4, основная часть, урок 1).
Бег с ускорением 100 м с низкого старта. Выполнить 2 раза.
Способствовать развитию гибкости.
Упражнения, способствующие развитию гибкости:
1. И.п. — стоя боком к гимнастической стенке, стене или дереву. Махи свободной ногой. Выполнять без приседания на опорной ноге. Повторить до 25 махов на левой, правой ноге. Выполнять в среднем темпе.
2. И.п. — основная стойка. Покачивающиеся наклоны вперёд с помощью партнёра, давящего на плечи. Повторить до 15—20 покачивающихся наклонов. Ноги в коленных суставах не сгибать. Выполнять в среднем темпе. Партнёр давит на плечи короткими несильными движениями до лёгкого болевого ощущения напарника (он в свою очередь без дёрганий должен дать знать, когда появляется болевое ощущение), после этого постепенно ослабляет давление.
3. И.п. — стойка на одной ноге спиной к гимнастической стенке. Другая нога лежит на плече партнёра, стоящего на коленях, при вставании партнёра маховая нога стоящего у стенки поднимается вверх до болевого ощущения. Повторить на левую, правую ногу до 10—12 раз. Опорную ногу в колене не сгибать, таз не опускать вниз. Выполнять в медленном темпе (рис. 2).
4. И.п. — стоя спиной к гимнастической стенке (дереву). Прогнувшись назад, перебирая руками, опускаться вниз, затем обратно до исходного положения. Повторить 4—5 раз. Таз вывести как можно больше вперёд. Выполнять в медленном темпе (рис. 3).
Учить технике прыжка в длину с разбега способом «прогнувшись».
Рассказать и показать, как выполняется прыжок в длину способом «прогнувшись».
Обычно в прыжках в длину с разбега применяют три способа: в «шаге» (или «согнув ноги»), «прогнувшись» (рис.4) и «бег по воздуху» («ножницы»). Способы прыжков отличаются движениями в полёте.
Прыжок способом «согнув ноги» мы изучили ранее.
Разбег и отталкивание одинаковы во всех способах прыжков.
Основная задача движения в полёте — сохранить и поддержать равновесие, а также занять удобное положение для последующего далёкого выбрасывания ног.
Закончив отталкивание при выполнении прыжка способом «прогнувшись», прыгун делает широкое маховое движение, стараясь шагнуть в воздухе как можно дальше вперёд. Затем маховая нога, разгибаясь в колене, опускается вниз и движется назад по широкой дуге, приближаясь к задержавшейся после отталкивания толчковой ноге. В момент, когда маховая нога находится в крайнем нижнем положении, прыгун разводит руки в стороны, несколько прогибаясь в пояснице. Мышцы передней поверхности тела растягиваются и готовы к активному сокращению в момент группировки. Дальше начинается выполнение группировки перед приземлением. Прыгун подтягивает колени к груди, голени висят свободно. Руки выполняют движение вперёд, а в момент подъёма голеней вверх они начинают движение назад, туловище сгибается вперёд. Касаясь грунта пятками, прыгун ещё больше сгибает туловище и ноги в коленях и выводит руки вперёд.
Показ можно осуществлять по-разному, например: личный показ учителем; учащимся, занимающимся лёгкой атлетикой или специально подготовленным; используя информационно-компьютерные технологии — этот вариант подходит, если на улице плохие погодные условия.
Упражнения:
1. Прыжок в длину с 3—5 шагов разбега с акцентом на прогибании с небольшим выносом таза вперёд в фазе полёта. Следить, чтобы прогибание туловища не было ранним. Обратить внимание на работу рука-
I ми. Выполнить 4—5 раз.
2. Прыжок в длину с 7—9 шагов разбега. Выполнить 3—5 раз.
(Девушки. Совершенствовать технику прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».
Подробнее напомнить технику прыжка в длину способом «согнув ноги». Упражнения:
1. Прыжок в длину с 3—5 шагов разбега. Выполнить 4—5 раз.
2. Прыжок в длину с 7—9 шагов разбега. Выполнить 3—5 раз).
Заключительная часть (2 мин.). Построение. Общеразвивающие упражнения. Подведение итогов урока.
Задание на долг, переписать содержание вопросов и ответов тестовых заданий теоретического минимума, который необходимо знать учащимся (материал можно переписать со стенда или скопировать электронную версию в компьютерном классе); выполнять упражнения, способствующие развитию силы и гибкости (те, которые выполняли на уроке).