Цель урока:
1.Изучить особенности культурных растений и дикорастущих растений.
2.Научить детей распознавать их
3. Учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение , воспитывать интерес к полевым растением.
Задачи урока
- учить сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;
- рассмотреть группы культурных растений;
- учить находить новую информацию в текстах и делать выводы;
- воспитывать уважение к труду, пробуждать интерес к предмету.
Оборудование и материалы:
компьютер, проектор, ИД Elite Panaboard Book, презентация, рабочие тетради.
Организационный моментНачинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать!
-Ребята, подарите друг другу улыбки. Я вижу у вас отличное настроение. Искорки добра и счастья я увидела в ваших глазах. Посмотрите внимательно на слово «МАЛЕНЬКИЙ» в нем спряталось слово, которое может помешать нам на уроке, всех нас огорчить. Какое же это слово? Молодцы, догадались. Давайте не будем лениться на этом уроке.
1.Проверка домашнего задания
- Вспомните, на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы). Дети приводят примеры разных групп.
- А на какие группы делятся растения по виду листвы? (Хвойнные, лиственные)
- Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных?
Растения
Лиственные Хвойные
1______________ 1___________________
2______________ 2___________________
3______________ 3___________________
Карточка – Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники-синим, травы- жёлтым:
Слива,можжевельник,пихта,крыжовник,одуванчик, лиственница,вишня, мать-и-мачеха,кедр,малина.
2. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, сегодня на урок к нам прилетел любопытный Попугай. Он часто бывает на наших уроках, любит учиться и узнавать что-то новое. Что вы знаете о ели?
-Попугаю любопытно чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Дети: это деревья, приносят пользу человеку, ель – хвойное, растет в лесу, яблоня – лиственное, растет в саду).

-Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?
- Чем похожи и чем отличаются мать — и — мачеха и помидор?
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
-Прочитайте тему урока на с.68 учебника. Чему будем учиться вместе с Попугаем?
3. Знакомство с новым материалом.
1). Беседа о растениях.
- Ребята, вспомните, какое значение для человека имеют растения. Растения кормят человека, одевают, лечат. Из растений делают мебель, строят дома, получают топливо. Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу.
- Приведите примеры таких растений. (Картофель, морковь, пшеница, лен).
- Как можно назвать эту группу растений? (Ответы детей.)
- Есть растения, которые растут независимо от человека.
- Приведите примеры таких растений. (Ель, береза, травы).
- Как можно назвать эту группу растений? (Ответы детей.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую- дикорастущими растениями.
4.Работа с гербарием в группах
Отгадайте загадку:
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (ответы детей) (Слайд)
Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев (отрывок)
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной
Бесполезная их красота
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза-васильки.
- Васильки не приносят пользу человеку, наоборот мешают расти хлебу, но в народе эти цветы очень любимы, сложено много стихов и песен о васильках.
-Какие дикорастущие цветы вы еще знаете? (мать –и-мачеха, медуница, одуванчик). Некоторые из них являются лекарственными.
- Ребята, дикорастущие цветы прислали письмо.
Слайд
(«Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте добры, не рвите зря цветы на лугу и в лесу. Сорванные и собранные в букеты, мы быстро вянем и погибаем. Пожалейте нас, не губите нас.»)
- Почему цветы просят не обрывать их? Давайте будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе.
Физминутка
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки
Он принес чемодан, (показывают, как он нес чемодан)
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена- (дети присели, затем встали)
5. Культурные растения.
- Прочитайте названия растений. (Лук, груша, картофель, пшеница, слива, лен, рожь, астра, хлопок, нарцисс.) Слайд
- Что у них общего? (Это культурные растения).
Любопытный Попугай предлагает объединить растения в пары.
СЛАЙД.
Культурные растения делятся на группы:
Груша - слива (плодовые)
Пшеница – рожь (зерновые)
Лук – картофель (овощные)
Астра – нарцисс (декоративные)
Лен – хлопок (прядильные)
- Назовите еще примеры растений для каждой группы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Мы рисуем яблоко, мы рисуем цветочек.
6. Задание Попугая.
- Наш гость – Попугай недавно гостил в жарких странах, он любит и знает фрукты, которые не растут в наших краях. Попугай интересуется знаете ли вы их названия. Соотнесите слово с картинкой. СЛАЙД.
8.Странички для любознательных.
- Ребята, известно ли вам, что люди сложили о многих растениях легенды. Что такое легенды?
- А где мы можем узнать точный ответ на наш вопрос? В Словаре С.И.Ожегова: легенда – это поэтическое предание о каком – либо историческом событии.
Откройте с. 70, прочитайте легенды о растениях. Что вас удивило? (Обмен мнениями).
7. Работа в группах
- А сейчас помогите нашему Попугайчику составить схему, подберите растения к каждой группе
Культурные растения



Деревья
Кустарники Травы
Лук,груша,картофель,пшеница,слива,лён,рожь,пион,хлопок,нарцисс.
Составьте устно рассказ об одном из растений.
Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи,ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
- А как вы думаете, можно ли назвать другие группы, которые встречаются в природе? (Ответы детей) Слайд ( плодовые, овощные,прядильные, декоративные.)
9. Рефлексия.
- Какие растения называются дикорастущими, а какие – культурными?
- Какие группы культурных растений вы узнали? Приведите примеры.
- Какие задачи мы решали на уроке?
-Что на уроке было для вас самым интересным?
Оцените смайликом свою работу на уроке.
10. Домашнее задание.
В рабочей тетради с. 48-49, №2 (1,2).
Сообщения о растениях.
Используемая литература
Интернет-ресурсы:
Попугай - http://www.borunda.ru/foto/displayimage.php?album=lastup&cat=-86&pos=0
крыжовник - http://photo.pixasa.net/show/d41b60de-debc-4925-bc02-72d14478f1fe
Можжевельник - http://dn.vgorode.ua/news/147937/
яблоня - http://www.instapics.ru/tags/%EB%E5%F2%EE/page/149/
- ель- http://www.medvestnik.by/ru/issues/n_7690.html
Мать-и-мачеха - http://www.liveinternet.ru/users/4564462/page36.html
помидор - http://wallpapers-3d.ru/p.php?hd=%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B5-%D0%B5%D0%B4%D0%B0&p=37180
Попугай за компьютером - http://rutube.ru/video/da9b4a532539e59dd9f01a839a779563/
зеленый фон - http://www.liveinternet.ru/users/inmira/post106379624/
рябина - http://www.eckstossonline.de/mountain-ash-tree
