МБОУ «СОШ с.Тамбовки»
Открытый урок
по окружающему миру
в 4 В классе
по теме « Если случилась беда…»
УМК «21 век»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Айтимова Руджана Бауыржановна
с.Тамбовка 2017г.
Тема: «Если случится беда»с применением приёмов РКМ (Развитие критического мышления)
Цель:
способствовать усвоению обучающимися знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них
Предметные результаты:уметь оказывать само- и взаимопомощь.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Регулятивные: Понимает и принимает учебную задачу, ищет и находит способы ее решения. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение, выделение главной мысли текста. Выполняет познавательные действия: наблюдения, опыт, игра-упражнение. | Коммуникативные: Комментирует свои действия. Распределяет работу в группе. | Личностные: Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
Ход урока
Организационный момент. Слайд 1
Вот и солнце появилось,
На урок к нам снарядилось,
Чтобы мы учились дружно
И узнали всё, что нужно.
– Солнышко дарит вам частичку своего тепла и хорошего настроения.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (нужно быть внимательным и наблюдательным).
2.Актуализация знаний.Стадия ВЫЗОВА
-Как вы думаете, что является самой дорогой ценностью, которой обладает человек?
-Верно. И главная задача человека - сохранить жизнь, потому что она бесценна.
-Сейчас мы с вами сыграем в игру «Верю-не верю».Вопросы игры помогут назвать область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку и способы защиты от них. Слайд 2
-Прочитайте вопросы и в 1-ом столбике (там, где Iвариант ответа) поставите знак(верю +; не верю -).
| I вариант ответа | II вариант ответа |
1) Верите ли Вы, что сохранение жизни зависит от знания правил оказания первой медицинской помощи? | | |
2) Верите ли Вы, что сохранение жизни близких зависит от способности быстро ориентироваться и принимать правильное решение? | | |
3) Верите ли Вы, что основы безопасности жизнедеятельности надо знать только спасателям? | | |
4) Верите ли Вы, что ошибка или промедление при несчастном случае не может привести к трагедии? | | |
5) Верите ли Вы, что ваша своевременная и правильно оказанная помощь может спасти жизнь? | | |
6) Верите ли Вы, что в сложной ситуации самое важное это - паника? | | |
-В конце урока мы ещё вернёмся к нашим вопросам и проверим, совпадут ли ваши предположения.
-Область знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку и способы защиты от них, называется«Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Введение в тему урока.
- Посмотрите на экран Слайд 3
- Как вы думаете, о какой области «Основ безопасности жизнедеятельности» пойдёт сегодня речь? (о травмах) Слайд 4
4. Постановка темы и целей урока.
- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? Каковы цели нашего урока?
1) Научиться распознавать опасные ситуации
2) Научиться оказывать первую медицинскую помощь Слайд 5
- Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы? (Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор).
Составим «Кластер».
Обучающиеся вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме, систематизируют информацию до ее изучения. Слайд 6

Заполните таблицу «Знаю – Хочу знать – Узнал» Слайд 7
Знаю | Хочу узнать | Узнали, и что нам осталось узнать |
травма | | |
- Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первом столбце таблицы.
-Расскажите нам, что вы знаете.
- Найдём тему урока в учебнике стр.88
Опираясь на ключевые слова текста и иллюстрации к тексту.
-Заполните 2 столбец таблицы - Хочу узнать.
-Прочитайте, что вы хотите узнать о травмах.
5. Работа по учебнику. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ.
Приём «Инсерт».
- Приготовьте простой карандаш. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста продолжим заполнять таблицу.
Аудирование с маркировкой текста по мере его чтения -использованиетрёх знаков:
«+» - это я знал;
«!» - узнал, это новое.
«?» – не понял, есть вопросы.
- Кратко запишите новую информацию в 3 столбец«Узнали, и что нам осталось узнать».
- Озвучьте, что вы узнали.
В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Знаю | Хочу узнать | Узнали, и что нам осталось узнать |
травма | | |
6. Практическая работа. – Что делать до того, как больной попадёт в больницу? Какую первую помощь мы можем ему оказать?
- Представим, что Дима упал и не может пошевелить ушибленной ногой, а место ушиба стало опухать и синеть. Окажем ему помощь.
- Мальчики помогают довести Диму. (Учитель показывает как оказать первую помощь.)
1. Успокоим мальчика, уложим его на скамейку.
2. Возможно, он сломал ногу. Тогда найдём доску(рейку), подходящую по размеру, обернём её чистой марлей или тканью.
3. Осторожно привяжем бинтом (мягкой тканью) доску к ноге (фиксация травмированной ноги).
4. Обязательно вызовем врача.
«Фиксация руки при переломе»
Если есть кровотечение, то необходимо наложить жгут выше раны и перелома, стерильную повязку на рану, а потом шину.
0беспечить полную неподвижность наложением жёсткой повязки (шины). Если нет готовой шины, то можно использовать подручный материал (палки, дощечки)
7. Применение полученных знаний.
Приём «Перепутанные логические цепочки»
- Укажи правильную последовательность твоих действий цифрами.
Первая помощь при травме конечностей: сделать повязку(3) – уложить(2) - вызвать врача(4) - успокоить(1) |
-Сверьте с эталоном. Слайд 8
-Закончите фразу «Чтобы суметь помочь кому – то….. надо знать, как правильно оказывать помощь».
ФИЗМИНУТКА
8. Самостоятельная работа. Работа с информацией.
-Предлагаю посмотреть видеофильм про травмы. Посмотрите и отметьте для себя новые сведения о травмах.
Показ фрагмент обучающего фильма по ОБЖ «Травматизм.Правила оказания первой медицинской помощи при переломе».
-Какие новые знания вы получили, просмотрев фильм?
-Кратко запишите новую информацию в 3 столбик. (Продолжение работы с таблицей «Знаю – Хочу знать – Узнал»)
9. Демонстрация понимания пройденного. Работа в парах.
-Предлагаю работу организовать в парах.
-докладчик – рассказывает, отвечает на вопросы,
-корреспондент – составляет таблицу «Тонких и толстых вопросов», задает вопросы.
-В левую колонку вы записываете вопросы, требующие подробного развёрнутого ответа. Вы можете пользоваться материалом учебника.
-В правую колонку вы записываете вопросы, требующие простого, односложного ответа, одним словом (кроме - да, нет).
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? | Кто…? Что…? Когда…? Как звать…? Согласны ли вы…? Верно ли …? |
-Время работы 3 минуты.
-Проверим работу в парах.
Задайте тонкие вопросы.
Кто более подвержен травматизму?(Дети)
Что можно получить при падении? (Перелом)
Когда нужно оказывать первую помощь? (Сразу)
Как звать человека получивший травму?(Пострадавший)
Согласны ли вы Что прежде чем оказывать помощь, нужно успокоить пострадавшего?
Верно ли что при переломе нельзя двигаться?
Задайте толстые вопросы.
Дайте три объяснения, почему происходит травма?
Почему вы думаете при переломе движение вызывает боль?
Почему вы считаете врач делает рентгеновский снимок?
В чём различие перелома и ушиба?
Предположите, что будет, если не оказать первую помощь?
Что, если скорая опаздывает?
10. Подведение итогов урока. Стадия Рефлексии.
-Завершая знакомство с темой «Если случилась беда…», предлагаю составить синквейн.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строка – Тема или предмет (1 существительное) Травма
2 строка – Описание (2 прилагательных или причастия) Опасная, тяжёлая.
3 строка – Действие (3 глагола) Повреждает, калечит, болит.
4 строка – Отношение (4-5 значимых слов – короткая фраза, выражающая отношение к теме) Повреждение кости с нарушением целостности.
5 строка – Синоним (1 существительное – слово или словосочетание, выражающее авторский смысл понимания сути предмета) Ранение (повреждение)
СИНКВЕЙНЫ
1.Травма.
2.Какая? - опасная, … .
3.Что делает? - повреждает, … , … .
4.Состояние человека требующее оказание ….
5.Слово близкое по значению - …… ..
- Ребята, прочитайте синквейн классу
- Вернёмся к вопросам игры «Верю - не верю».
- Дайте второй вариант ответа на утверждения и оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили? Дайте свои комментарии к любому вопросу.
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
11. Домашнее задание. Составление памятки: «Помощь при травме конечностей»
-Какие источники информации можно использовать при составлении памятки?
-Объясните афоризм:Дороже жизни ничего нет, так как в ней есть "Всё"...
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
| | |
6. «Синквейн»
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строка – Тема или предмет (1 существительное)
2 строка – Описание (2 прилагательных или причастия)
3 строка – Действие (3 глагола)
4 строка – Отношение (4-5 значимых слов – короткая фраза, выражающая отношение к теме..Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или самостоятельно составленная фраза)
5 строка – Синоним (1 существительное – слово или словосочетание, выражающее авторский смысл понимания сути предмета)
«Синквейн»
1.__Травма__________________________________
2.__Какая?_________________________________________
3.__Что делает?_________________________________________
4.___________________________________________
5.___________________________________________
| I вариант ответа | II вариант ответа |
1) Верите ли Вы, что сохранение жизни зависит от знания правил оказания первой медицинской помощи? | | |
2) Верите ли Вы, что сохранение жизни близких зависит от способности быстро ориентироваться и принимать правильное решение? | | |
3) Верите ли Вы, что основы безопасности жизнедеятельности надо знать только спасателям? | | |
4) Верите ли Вы, что ошибка или промедление при несчастном случае не может привести к трагедии? | | |
5) Верите ли Вы, что ваша своевременная и правильно оказанная помощь может спасти жизнь? | | |
6) Верите ли Вы, что в сложной ситуации самое важное это - паника? | | |
Первая помощь при травме конечностей: сделать повязку( ) – уложить( ) - вызвать врача( ) - успокоить( ) |