СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Теорема Виета».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый урок – первый из трёх уроков, отведённых на изучение темы. Он тесно связан с ранее изученным материалом в разделе «Квадратные уравнения». Особенностью данного урока является то, что мои ученики вполне самостоятельно открыли новое для себя знание. Класс, в котором проведён данный урок не самый простой, как впрочем, и любой другой 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Теорема Виета».»

Конспект урока «Теорема Виета».

Предлагаемый урок – первый из трёх уроков, отведённых на изучение темы. Он тесно связан с ранее изученным материалом в разделе «Квадратные уравнения». Особенностью данного урока является то, что мои ученики вполне самостоятельно открыли новое для себя знание. Класс, в котором проведён данный урок не самый простой, как впрочем, и любой другой 8 класс. Дают о себе знать возрастные особенности. Вполне естественно, что в длинном ряду юношеских проблем и увлечений математика занимает отнюдь не первое место. Тем не менее, благодаря использованию методики активной оценки успеваемость в данном классе удалось не только удержать на прежнем уровне, но и немного повысить. Средний балл по итогам контрольных работ и четвертных отметок стабильно составляет 6 баллов. Самая высокая отметка в классе – 7 баллов, самая низкая – 4 балла. Всё это стало возможным только потому, что методика активной оценки формирует в каждом моём ученике потребность работать на уроке для себя, а не для учителя, родителей или ещё кого-то. Да, мы союзники, идём рядом и вместе постигаем новое, но ответственность за результат лежит не только на учителе и это мои ученики вполне осознают.

Тема: Теорема Виета

Ранее изучен следующий материал: квадратное уравнение, формулы корней квадратного уравнения, приведенное квадратное уравнение.

Цель:

предполагается, что к концу урока учащиеся будут

  • знать формулировку прямой и обратной теоремы Виета;

  • уметь применять эти теоремы для решения различных задач.

Задачи личностного развития:

  • создать условия для развития самостоятельности и творческой активности;

  • содействовать развитию нацеленности учащихся на успех в учебной деятельности;

  • создать условия для формирования ключевых компетенций учащихся: целеполагания, планирования своей деятельности, рефлексии, коммуникативных навыков.

Цель урока на языке ученика: к концу урока буду знать теорему Виета, научусь применять её для решения задач.

Критерии успеха (НаШтоБуЗУ):

  1. Знаю прямую и обратную теорему Виета;

  2. Умею применять прямую и обратную теорему Виета для решения задач:

а) нахождение суммы и произведения корней квадратного уравнения;

б) подбор корней квадратного уравнения по их сумме и произведению;

в) составление квадратного уравнения по его корням;

г) определение знаков корней квадратного уравнения при условии их существования;

д) нахождение неизвестного корня или коэффициента квадратного уравнения по одному известному корню;

е) нахождение различных соотношений корней квадратного уравнения ().

Ключевой вопрос:

Не находя корни уравнения 6х2 + х - 2 = 0, вычислите .

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование и источники информации: учебник Математика 8 класс авторы Л.А.Латотин и Б.Д.Чеботаревский, НаШтоБуЗУ (приложение), карточки индивидуальных и групповых заданий (приложение), разноцветные карточки и стикеры для организации обратной связи, карточки для физкультминутки (приложение), мультимедиа.

План урока

  1. Организационный этап. 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания. 2 мин.

  3. Целеполагание, критерии успеха, ключевой вопрос. 3 мин.

  4. Актуализация опорных знаний. 3 мин.

  5. Открытие нового знания. 6 мин.

  6. Физкультминутка. 2 мин.

  7. Первичное применение новых знаний. 15 мин.

  8. Выполнение тестового задания и его взаимооценка. 9мин.

  9. «Взятие» домашнего задания. 1 мин.

  10. Итоговая рефлексия. 3 мин.

Ход урока

  1. Организационный этап. Психологическая подготовленность класса к уроку, готовность к работе. Метод «Апельсин». Учитель начинает урок со слов: «У кого из вас есть с собой апельсин? А у меня он есть. Кто хочет иметь его у себя? Подойдите и возьмите. Как видите для того чтобы что-то иметь нужно обязательно что-то сделать. Поэтому сегодня мы будем:

ДУМАТЬ – КОЛЛЕКТИВНО!

РЕШАТЬ – ОПЕРАТИВНО!

ОТВЕЧАТЬ – ДОКАЗАТЕЛЬНО!

СЛУШАТЬ – ВНИМАТЕЛЬНО!»

  1. Проверка домашнего задания. Перед уроком было предложено следующее домашнее задание: решить квадратные уравнения и расшифровать надпись (приложение №2).

Результатом правильного выполнения домашнего задания становится надпись на слайде, т.е. тема урока «Теорема Виета».

  1. Целеполагание, критерии успеха, ключевой вопрос. На фоне слайда учащимся предлагается обсудить в парах цель урока. После обсуждения совместно формулируют свою цель, записывают её в тетрадь, учитель делает запись цели на доске.

НаШтоБуЗУ раздаётся на листочках, дети читают, вклеивают в тетрадь. Первичное обсуждение ключевого вопроса наводит на мысль, что без решения квадратного уравнения ответить на него нельзя, т.к. пока ещё не достаточно знаний. Высказывается предположение, что ответ можно найти с помощью теоремы Виета.

  1. Актуализация опорных знаний. Для достижения целей урока необходимо повторить формулы сокращённого умножения. На слайде - начало и конец формул. Нужно установить соответствие. Обсуждение в группах, получение результата, предъявление формул на слайде.

 

  1. Открытие нового знания. Предлагается продолжить работу с домашним заданием для заполнения таблицы и определения закономерностей (Приложение № 3). Работа выполняется самостоятельно, техника «Светофор»: зелёный – выполнил всё и вижу закономерность, жёлтый – выполнил всё и не вижу закономерность, красный – выполнил не всё и не вижу закономерность. Обсуждение в группе. Как вариант образования группы: те, кто показал зелёный цвет, обсуждают формулировку закономерности, «жёлтые» помогают «красным» и пытаются найти закономерность. Результат работы выводится на экран.

Затем учащиеся самостоятельно формулируют теорему Виета. Работа с учебником: заучивание прямой и обратной теоремы Виета (проговаривание в парах).

  1. Физкультминутка. Учитель обращается к цели урока: чему уже научились? Ответ детей: «Знаем теорему Виета и ей обратную». Давайте проверим, так ли это. А для этого проведём физкультминутку: в углах класса начало теоремы Виета или обратной, у детей продолжение на карточках, задание: найди свою карточку (Приложение № 4).

  2. Первичное применение новых знаний. Выполнение заданий на первичное закрепление темы. Решение задач №697, №707 (фронтально, устно), №700, №711 (в парах, запись в тетрадь, светофор: всё понятно – зелёный, сомневаемся – жёлтый, не знаем – красный), №702, №704 (фронтально, запись в тетрадь). Поиск ответа на ключевой вопрос, работа в парах, общее обсуждение и запись решения. В дополнение ключевого вопроса можно решить №718 (б).

  3. Выполнение задания и его взаимооценка. Предложено выполнить следующее задание (Приложение № 5):

  1. Не решая уравнение х2 – 3х – 10=0, найти сумму и произведение его корней.

  2. Составить квадратное уравнение, которое имеет корни 2 и 5.

  3. Используя теорему Виета, найти подбором корни квадратного уравнения х2 + 7х+10=0.

  4. Один из корней уравнения х2 – 17х – 38=0 равен -2. Найти второй корень.

  5. Не находя корни уравнения 6х2 + х – 2=0, вычислить 

Ответы:

  1. Х1 + Х2 =3, Х1·Х2 =-10.

  2. х2 - 7х+10=0.

  3. -2 и -5.

  4. 19.

  5. -

Взаимооценка осуществляется в парах в соответствии с правилами (Приложение № 6):

  1. Оцениваем работу, а не одноклассника;

  2. Для проверки используй НаШтоБуЗУ (пункт 2) и правильные ответы;

  3. Возле каждого задания поставь знаки: «++» - если всё правильно, «+-» - если задание выполнено частично, «-» - если задание выполнено неверно;

  4. Посоветуй своему однокласснику, как исправить ошибки.

  1. «Взятие» домашнего задания. По результатам работы на уроке осуществляется «взятие» учащимися домашнего задания.

  • Тем, кто запутался во время физкультминутки необходимо выучить формулировки прямой и обратной теоремы Виета в учебнике на стр.195 и стр.197.

  • Если в тестовом задании выставлен «-» в первом задании, то предлагается выполнить задания тренажёра (Приложение № 7).

  • Если в тестовом задании выставлен «-» во втором задании, то предлагается выполнить задания тренажёра (Приложение № 8).

  • Если в тестовом задании выставлен «-» в третьем задании, то предлагается выполнить задание из учебника № 701.

  • Если в тестовом задании выставлен «-» в четвёртом задании, то предлагается выполнить задание из учебника № 705.

  • Если в тестовом задании выставлен «-» в пятом задании, то предлагается выполнить задание из учебника № 718 (в,г).

Предлагается учащимся оценить степень достижения цели: разноцветные стикеры прикрепляются на доску каждым учащимся: зелёный стикер – цели достиг, жёлтый стикер – цель достиг частично, красный стикер – цели не достиг.

  1. Итоговая рефлексия. На основании результатов выходного контроля проводится итоговая рефлексия методом итоговых предложений:

Сегодня я смог …

Я узнал сегодня, что …

Сегодня я достиг поставленной цели, потому что …

Мне ещё нужно поработать над …





Приложение № 1 Критерии успеха (НаШтоБуЗУ):

  1. Знаю прямую и обратную теорему Виета;

  2. Умею применять прямую и обратную теорему Виета для решения задач:

а) нахождение суммы и произведения корней квадратного уравнения;

б) подбор корней квадратного уравнения по их сумме и произведению;

в) составление квадратного уравнения по его корням;

г) определение знаков корней квадратного уравнения при условии их существования;

д) нахождение неизвестного корня или коэффициента квадратного уравнения по одному известному корню;

е) нахождение различных соотношений корней квадратного уравнения ().











Приложение № 2. Домашнее задание к уроку.

Решить уравнения и расшифровать текст, пользуясь ключом.

х2 - 11х +30 = 0

х2 + 15х +56 = 0

х2 - 23х + 60 = 0

х2 + 20х + 51 = 0

х2 -8х + 15 = 0

х2 + 17х + 60 = 0

х2 - х - 42 = 0

х2 + 4х - 45= 0

х2 - 2х - 8 = 0

х2 - 14х + 40 = 0

х2 + 8х + 12 = 0

х2 + 4х - 60 = 0

Ключ к заданию:

Е

М

Р

В

Е

А

О

Е

Т

И

А

Т

-8

-7

-12

-5

-17

-3

-9

5

4

10

-6

7

3

20

3

5

5

6

-2

4

-10

6

-6

-2















Приложение № 3. Карточка для индивидуальной работы.

Найди сумму и произведение корней квадратных уравнений. Какие закономерности можно увидеть?

ax2 + bx + c = 0

x1 + x2

x1 ·x2







х2 - 11х +30 = 0



х2 + 15х +56 = 0



х2 - 23х + 60 = 0



х2 + 20х + 51 = 0



х2 -8х + 15 = 0



х2 + 17х + 60 = 0



х2 - х - 42 = 0



х2 + 4х - 45= 0



х2 - 2х - 8 = 0



х2 - 14х + 40 = 0



х2 + 8х + 12 = 0



х2 + 4х - 60 = 0



Приложение № 4. Карточки для проведения физкультминутки.

Если х1 и х2 – корни приведенного квадратного уравнения х2 +рх +q =0, то

их сумма равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение – свободному члену

Если числа р, q, х1 и х2 таковы, что х12=-р и х1∙х2=q, то

х1 и х2 являются корнями уравнения х2 +рх +q =0



Приложение № 5. Задания выходного контроля.

  1. Не решая уравнение х2 – 3х – 10=0, найти сумму и произведение его корней.

  2. Составить квадратное уравнение, которое имеет корни 2 и 5.

  3. Используя теорему Виета, найти подбором корни квадратного уравнения х2 + 7х+10=0.

  4. Один из корней уравнения х2 – 17х – 38=0 равен -2. Найти второй корень.

  5. Не находя корни уравнения 6х2 + х – 2=0, вычислить 

Ответы:

  1. Х1 + Х2 =3, Х1·Х2 =-10.

  2. х2 - 7х+10=0.

  3. -2 и -5.

  4. 19.

  5. -

Приложение № 6. Правила проведения взаимооценки.

  1. Оцениваем работу, а не одноклассника;

  2. Для проверки используй НаШтоБуЗУ (пункт 2) и правильные ответы;

  3. Возле каждого задания поставь знаки: «++» - если всё правильно, «+-» - если задание выполнено частично, «-» - если задание выполнено неверно;

  4. Посоветуй своему однокласснику, как исправить ошибки.





















Приложение № 7 Домашнее задание.

Используя теорему Виета, заполни таблицу.

ax2 + bx + c = 0

x1 + x2

x1 ·x2

1.

x2 + 17x 38 = 0



2.

x216x + 4 = 0



3.

3x2 + 8x  15 = 0



4.

7x2 + 23x + 5 = 0



5.

x2 + 2x  3 = 0



6.

x2 + 12x + 32 = 0



7.

x2  7x + 10 = 0



8.

x22x3 = 0



9.

 x2 + 12x + 32 = 0



10.

2x2  11x + 15 = 0



11.

3x2 + 3x  18 = 0



12.

2x2 7x + 3 = 0



13.

x2 + 17x 18 = 0



14.

x2  17x 18 = 0



15.

x2 11x + 18 = 0



16.

x2 + 7x  38 = 0



17.

x29x + 18 = 0

















Приложение № 8. Домашнее задание.

Заполните таблицу, составив квадратные уравнения.

x1 + x2

x1 ·x2

x2 + px + q = 0

1.

37

27


2.

- 41

-31


3.

4,5

-5


4.

-2,4

3,5


5.

2

- 1


6.

7

- 4


7.

- 3

5


8.

2

- 9


9.

- 4,5

4


10.

15

- 16


11.

6

- 11


12.

9

20


13.

- 11

- 12


14.

0

- 0,3


15.

21

0


16.

0

15


17.

0,5

0







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!