МБОУ "Октемский лицей"
МР "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия)

концепция
воспитательной системы
КЛАССа
Учителя начальных классов
Иннокентьевой Г.Д.
Чапаево, 2017
Актуальность.
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни так же активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.
В начальной школе дети еще маленькие, но внимания к себе требуют большого. Привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства - прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни.
А.С. Макаренко писал: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.
Гипотеза.
Если учитель будет знать, чем наполнена жизнь ребенка, чем заняты его мысли, чувства, что движет его поступками, к чему он стремится, то в педагоге дети увидят человека и друга, способного эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир.
Цели и задачи воспитательной системы.
Воспитательная система построена на следующих принципах:
Ребёнок - субъект собственной жизни.
Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определить, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.
Каждый ребёнок талантлив.
Исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.
«Ситуация успеха» - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию.
Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.
Принцип толерантности.
Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным процессом.
Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания, взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости".
Принцип индивидуализации воспитания.
Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.
Цель воспитательной системы: формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.
Задачами воспитательной деятельности являются:
Формирование гражданско-патриотической позиции и основных принципов социальных норм общежития у младших школьников;
Обеспечение личностного и физического развития детей через внеурочную деятельность;
Совершенствование форм работы с семьёй;
Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся.
Направления воспитательной деятельности
Уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником начальных классов школы, можно определить следующим образом:
"Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).
"Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).
"Я и школа" (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).
"Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).
На основе «Концепции развития Октемского лицея в первой четверти XXI века» определены направления воспитательной работы:
"Здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей).
"Интеллект" (определение "зоны ближайшего развития" обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами).
"Общение" (формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта).
"Нравственность" (формирование у учащихся нравственной культуры и миропонимания).
"Досуг и Семья" (создание условий для проявления учащимися своих индивидуальных способностей в равной степени посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, для развития умения адекватной оценки своих и чужих ошибок и достижений, для организации социализирующего досуга).
В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности.
В центре организации учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная задача классного руководителя - создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей, создание психологически комфортной атмосферы.
Работа с родителями.
Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе воспитательной деятельности. Основные задачи работы с родителями:
Привлекать родителей к сотрудничеству по организации воспитательной работы в классе;
Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания;
Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.
Детское самоуправление
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Распределение функций в структуре самоуправления в классе происходит следующим образом: планирование работы в классе, подведение итогов работы, распределение поручений между творческими группами.
Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:
уровень воспитанности учащихся;
уровень успеваемости и качества знаний;
отношение ребёнка к своему « Я»;
уровень сформированности классного коллектива;
нравственная направленность личности;
степень удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе и школе, заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях и делах.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса:
Выявление уровня воспитанности.
Тест «Любят ли вас окружающие».
Занятие-практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду?»
Анкетирование «Межличностные отношения школьников».
Опрос «Какой у нас коллектив».
Сочинение – рассуждение «Каким я стал за этот год и почему».
Оформление летописи – фотоальбома « Это – мы» (итоги года).
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.
Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности:
- нравственный (ценностно-ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как “семья”, “природа”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;
- познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативный потенциал: (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;
- художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
- физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным;
- трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитание уважения к чужому труду, осознание полезности обществу, знакомство с распространенными профессиями.
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.