СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корень как часть слова. Однокоренные слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Корень как часть слова. Однокоренные слова»

Письмо (8 класс)


Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока: Образовательные: введение понятия «корень слова»; формировать умение находить в словах корень; уточнение представлений обучающихся о признаках родственных слов. Развивающие: развивать умение распознавать и подбирать родственные слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развивать устную и письменную речь; развивать творческую активность. Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.

Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

  1. Организационный момент

(приветствие, проверка присутствующих на уроке)


  1. Актуализация опорных знаний:

Минутка чистописания

Словарная работа (Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).

  1. Вступительная часть

Сообщение темы урока У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова? Обучающиеся: Корень. Учитель: Правильно. Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит (вспомним урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы»). Например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух состоит из смесей различных газов, наш класс – из учеников, наша речь состоит из предложений, предложения из слов. А слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек. И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь? (О корне) У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.

4. основная часть: Изучение нового материала.:

Послушайте сказку. Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево! У.: Из чего же состоит это дерево? О.: Из слов. У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся) У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень). – Чем похожи все эти слова? О.: У них есть общая часть. У.: Как она называется? О.: Корень. У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).






Физкультминутка.

- Как живешь?

- Вот так! (показать большой палец)

- А плывешь?

- Вот так! (имитировать плавание)

- Как бежишь?

- Вот так! (имитация бега )

Вдаль глядишь?

- Вот так! (приставить ладонь ко лбу)

- Ждешь обед?

- Вот так? (подпереть рукой щеку)

- Машешь вслед?

- Вот так! (махать рукой)

- Ночью спишь?

- Вот так! (Сложить ладони и прижать их к щеке)

А шалишь?

- Вот так!(надуть щеки хлопнуть по ним кулачками)




5. Закрепление изученного материала.

  1. Игра «Найди однокоренные слова» Упражнение в распознавании однокоренных слов.  Работа в парах.

лес

зимушка

вода

садовый

лесной

лесник

зимний

водичка

садовник

зимовать

водник

пересадить

лесовичок

зимовье

подводный

посадка

жар

жаровня

жаркий

жарить

лёд

ледяной

ледник

обледенел


- Найдите среди этих слов однокоренные. Запишите в тетрадь одну группу. Выделите корень.

2. Игра «Найди лишнее слово» У.: А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть «лишнее» слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.

На доске:

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок. У.: Молодцы!

А теперь на слух:

Моряки, морской, моржи

Корень, корневой, коржи.

Холод, холмик, холодок.

Носик, носит, носок.

Семя, семечко, семья.

Вдруг, подруга, друзья.

6. Итог урока У.: Что нового вы узнали на уроке? Какие слова можно называть однокоренными? (Ответы обучающихся). О.: Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем. У.: Что же такое корень слова? (Рассказывают правило). – Назовите признаки однокоренных слов. (У однокоренных слов есть общая часть и общее значение. Все корни в однокоренных словах пишутся одинаково). У.: Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове? О.: Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.

7.Домашнее задание

8.оценивание