Письмо (8 класс)
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока: Образовательные: введение понятия «корень слова»; формировать умение находить в словах корень; уточнение представлений обучающихся о признаках родственных слов. Развивающие: развивать умение распознавать и подбирать родственные слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развивать устную и письменную речь; развивать творческую активность. Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.
Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.
Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Методы: частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
Организационный момент
(приветствие, проверка присутствующих на уроке)
Актуализация опорных знаний:
Минутка чистописания
Словарная работа (Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).
Вступительная часть
Сообщение темы урока У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова? Обучающиеся: Корень. Учитель: Правильно. Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит (вспомним урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы»). Например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух состоит из смесей различных газов, наш класс – из учеников, наша речь состоит из предложений, предложения из слов. А слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек. И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь? (О корне) У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.
4. основная часть: Изучение нового материала.:
Послушайте сказку. Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево! У.: Из чего же состоит это дерево? О.: Из слов. У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся) У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень). – Чем похожи все эти слова? О.: У них есть общая часть. У.: Как она называется? О.: Корень. У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).
Физкультминутка.
- Как живешь?
- Вот так! (показать большой палец)
- А плывешь?
- Вот так! (имитировать плавание)
- Как бежишь?
- Вот так! (имитация бега )
Вдаль глядишь?
- Вот так! (приставить ладонь ко лбу)
- Ждешь обед?
- Вот так? (подпереть рукой щеку)
- Машешь вслед?
- Вот так! (махать рукой)
- Ночью спишь?
- Вот так! (Сложить ладони и прижать их к щеке)
А шалишь?
- Вот так!(надуть щеки хлопнуть по ним кулачками)
5. Закрепление изученного материала.
Игра «Найди однокоренные слова» Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.
лес | зимушка | вода | садовый | лесной |
лесник | зимний | водичка | садовник | зимовать |
водник | пересадить | лесовичок | зимовье | подводный |
посадка | жар | жаровня | жаркий | жарить |
лёд | ледяной | ледник | обледенел | |
- Найдите среди этих слов однокоренные. Запишите в тетрадь одну группу. Выделите корень.
2. Игра «Найди лишнее слово» У.: А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть «лишнее» слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.
На доске:
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок. У.: Молодцы!
А теперь на слух:
Моряки, морской, моржи
Корень, корневой, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Носик, носит, носок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга, друзья.
6. Итог урока У.: Что нового вы узнали на уроке? Какие слова можно называть однокоренными? (Ответы обучающихся). О.: Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем. У.: Что же такое корень слова? (Рассказывают правило). – Назовите признаки однокоренных слов. (У однокоренных слов есть общая часть и общее значение. Все корни в однокоренных словах пишутся одинаково). У.: Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове? О.: Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.
7.Домашнее задание
8.оценивание