Тема: "Ударение"
Тип: Коррекционный урок закрепления знаний.
Цель: Закрепить умения находить в словах ударный слог, на основе занимательных заданий, упражнений; создать условия для формирования у учащихся представления о смыслоразличительной роли словесного ударения.
Задачи урока:
Обучающие:
уточнить и систематизировать знания обучающихся об ударении, ударных и безударных слогов;
сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах.
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
коррекция слухового восприятия на основе упражнений "Скажи грамотно", "Быстрые вопросы - быстрые ответы";
коррекция пространственного мышления на основе упражнений в ориентировке зрительного восприятия, памяти и внимания.
Воспитательные:
воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
воспитывать аккуратность, усидчивость;
формировать интерес к изучению русского языка.
Задачи для детей:
вспомнить что они знают об ударении;
закрепить умение ставить ударение в словах;
закрепить знания подвижности и смыслоразличительной рол ударения.
Оборудование:
Азбука букв.
Индивидуальные карточки с заданием
Плакаты /об ударении/
Цветные карандаши
Ожидаемый результат:
Расширение знаний об ударении;
Отработка умения в постановке ударения в словах;
Оценка собственной деятельности.
Участники урока:
Учащиеся 3 "в" класс
Организационный
"Скажи грамотно"
Цель: учить детей находить ошибки и исправить их.
Формировать грамматически правильную речь детей
"Сядет тот, кто исправит ошибку в предложении и скажет его правильно"
- Мама посолила суп солью. (Мама посолила суп.)
-Незнайка был ленивым лентяем.
-Ковёр запылился пылью.
-Мама натопила жирный жир.
-В деревне жили старые старики
-Наступила холодная стужа.
-Какая красивая красота.
-По комнате покатился круглый шар. Молодцы!
- Сели красиво, спины прямые, ноги согнуты в коленях и стоят на полу. В процессе урока следите за своей осанкой.
-У нас сегодня гости, которые пришли посмотреть как проходят у нас уроки русского языка. Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает. Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения.
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Какой месяц?
- Январь, какой месяц?
_ Какие зимние месяцы вы знаете ещё7
- Какой у нас урок?
- Чем мы занимаемся на уроках русского языка?
Да, мы много пишем, отвечаем на вопросы, даём полные ответы, правильно говорим, слушаем внимательно учителя и своих одноклассников.
Организация поиска в окружающей действительности с целью расширения зрительных горизонтов
-Чтобы узнать этапы нашего урока мы будем искать в классе флажки определённого цвета.
Пальчиковая разминка
Найдите в классе красный флажок. На флажке - пальчиковая разминка.
"Согреем ладошки". Сильно потираем руки.
"Растираем пальчики". В процессе растирания многократно и ритмично проговаривают названия пальцев./большой, указательный, средний, безымянный, мизинец/
"Руки вверх, руки вниз". Поднимаем руки вверх и потряхиваем ими. Затем опускаем руки вниз под парту и трясем расслабленными кистями.
В карточке под цифрой "1"
-Запишите "Число и классная работа".
Минутка Чистописания
Найдите в классе синий флажок. Надпись - чистописание.
Прописать соединения ВЕЛ.
Словарная работа
Флажок зелёного цвета.
-Повторим словарные слова.
- Возьмите карточку с жёлтым треугольником в правом верхнем углу. На ней словарные слова. Вам необходимо вставить пропущенные буквы.
Один ученик работает у доски.
ПРОВЕРКА. Язык, огород, газета, город, валенки, яблоко, погода, сапоги, товарищ.
Введение в тему
Найдите в классе оранжевый флажок. Надпись - тема урока
- Сегодня на уроке письма мы с вами закрепим те знания, которые получили на предыдущих уроках по теме …, а какой вы мне скажите сами.
Игра "Найди заплатку" Составить слово, находя для каждой геометрической фигуре свою заплатку. Это задание выполнит ученик у доски.
Упражнение «Замените цифры буквами» (развитие гибкости мышления по Н.П. Локаловой). Все остальные - карточка с зелёным прямоугольником в левом нижнем углу. Над каждой фигурой записано число, соотнесите цифру с буквой. Алфавит с цифрой у вас на столах. У вас должно получиться слово.
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Ударение)
- Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать на уроке?
Актуализация знаний
- Что мы уже знаем об ударении?
Вывешивается плакат "Ударение".
- Что такое ударение?
Добавляется плакат "Выделение голосом одного из гласных звуков".
- Как найти ударный слог?
Добавляется плакат "Произнести, позвать его"
- "В слове есть ударные и безударные слоги"
- Ударение – главный работник в словах. Иногда бывает выходным.
- В каких случаях не ставят знак ударения в словах?
слово из 1 слога
слова с буквой ё
Закрепление материала
Игры и упражнения
Жёлтый флажок.
1. Картинный диктант.
Я буду вам показывать картинки, вы записываете название предмета и ставите в слове ударение.
Кукла, шары, машина, берёза, мяч.
- Над всеми ли словами вы поставили знак ударения? Почему?
- А как одним словом можно назвать эти предметы? /Игрушки/.
- Какое слово лишнее? Почему?
2. Дифференцированное задание по выбору учащихся.
- На столе у вас 3 карточки разного цвета
красного, синего, желтого.
Жёлтая карточка - трудное задание: Подумайте, от каких слов образовались эти слова. Запишите их. Поставьте в словах ударение.
| черника - чёрный вершина - _______________ домовой - ________________ | столовая - _______________ линейка - _______________ гостиница - ______________ |
Синяя - полегче: Прочитай слова по слогам, нарисуй схему каждого слова. Поставь ударение.
Образец. Лужа. (______ ______)
Комары, повар, ваза, сметана, мальчик, девочка.
Красная - лёгкое: Поставьте в словах ударение.
Зима, муха, кусты, компот, санки.
Физкультминутка
Голубой флажок.
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим. Раз-два-три четыре-пять!
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.
Мы разминку делать будем при любой погоде.
Руку правую поднимаем, а другую вниз опустим.
Мы меняем их местами плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
А потом за парты сядем, ждут нас ручки и тетради.
Продолжение закрепления материала
Игра "Слова из лукошка"
Работа в парах
Фиолетовый флажок.
3. - Поиграем в игру "Слова из лукошка ". Я достаю из лукошка слово, а вы объясняете мне его значение.
ГВОЗДИКИ АТЛАС ЗАМОК
Дети сталкиваются с проблемой, что не все одноклассники представили одно и то же.
- Почему у вас получились разные ответы?
(От места ударения в слове зависит его значение.)
4. Работа в парах. Возьмите карточку с фиолетовым овалом в правом нижнем углу.
В выделенных словах поставьте ударение.
Ваза стоит на столе.
Книга стоит сто рублей.
Я приготовил еду.
Я еду по дороге.
За дверью слышны голоса.
У Зины сегодня нет голоса.
Резерв
"Подбери слово к схеме"
Возьмите карточку с чёрным кругом в правом нижнем углу
Поставьте в словах ударение и подберите к слову схему.
- У Саши, Иры, Славика задание легче, чем у Адама и Коли.
Обобщение.
Розовый/малиновый/
Игра «Быстрые вопросы – быстрые ответы» с мячом (бросаю мяч ученику с вопросом, ученик бросает мне с ответом).
Что такое ударение?
Какой слог называется ударным?
Какой слог называется безударным?
Когда в словах не ставится ударение?
Как найти ударный слог?
Рефлексивно - оценочный
организовать самооценку обучающихся
Коричневый флажок
"Кораблик"
Сейчас Раскрасьте флаг на кораблике:
Красным– кому на уроке было всё понятно и легко заниматься;
Синим – если остались вопросы;
Зелёным – если ничего не понятно.
Домашнее задание
Повторить словарные слова. Если не сделают резервное задание, то выполнить его дома.