СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Краеведческий материал в проектно – исследовательской работе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое место в школе занимает краеведческая работа .

Просмотр содержимого документа
««Краеведческий материал в проектно – исследовательской работе»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Никулинская основная школа

МО «Николаевский район» Ульяновской области

Телефон ОУ:88424730134







Муниципальный марафон методических идей

«Современное образовательное пространство.

Инновационные решения образования»



«Краеведческий материал в проектно – исследовательской работе»





Автор:

учитель истории

и обществознания

МОУ Никулинской ОШ

Ибрагимова Г.Ю.











2022-2023 учебный год







В последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития личности каждого ребенка. В отечественном образовании краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Трудно переоценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков.

«Где родился, там и пригодился», – гласит пословица. Пригодиться своей родине может только тот человек, которого учили любить ее с детства и, конечно же, невозможно любить то, чего не знаешь. «Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал академик Д.С. Лихачев. Он же утверждал: «Краеведение – самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно – ярко выраженная направленность на развитие духовно- нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.

Краеведение выступает одним из важных элементов национально - регионального компонента содержания образования, это значимое средство воспитания и подготовки школьников к жизни. Объектом краеведения является местная история, природа, которая отличается локальностью исторического и природного пространства и рассматриваемых событий. Изучение  краеведческого материала способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно - коммуникативной деятельности, формирует наблюдательность к окружающим явлениям. Главная цель краеведческой работы в начальной школе: формировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях. При организации краеведческой деятельности школьников полезным является взаимодействие с местными музеями, библиотеками, детскими центрами. Это позволяет обогатить содержание и формы краеведческой работы.     Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций. Это позволит систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.

Работа может осуществляться по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану, по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

3. Проведение кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

Выполняя различные проекты, дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Они пытаются творчески мыслить и проявлять инициативу.

Рассматривая ФГОС второго поколения, мы видим, что основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А сполна реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Проект — работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Однако, часто у детей 5–7 классов возникают сложности с реализацией такой формы работы. Причины затруднений могут быть разными: это и недостаточная мотивация учащихся, а также отсутствие у детей представлений о конечном результате своего труда. Итогом проектной деятельности ученика выступает некий продукт. В зависимости от возраста и уровня умения учащихся, продуктом проекта могут выступать рефераты, презентации, таблицы, брошюры, альбомы с иллюстрациями или фотоматериалом, макеты, видеоролики или памятные книги. Для создания качественного продукта проекта необходимо подобрать такую его тематику, на основе которой создание продукта станет возможным. Такой тематикой, в рамках работы по предмету история может стать краеведческий компонент. Использование материала по истории родного края является эффективным не только в школе, а на всех ступенях образовательного процесса. Краеведческий материал обладает всем необходимы условиями для создания на его основе качественного, а главное интересного самому учащемуся проекта. Во-первых, часть краеведческого материала может нести в себе новую, ранее неизвестную информацию. Такая работа позволит учащемся 5–7 классов почувствовать себя настоящими исследователями-историками. Во-вторых, уже учась на ступени основного образования, дети смогут внести весомый вклад в обобщение материала по истории родного края. Круг тем, которые могут осветить юные исследователи достаточно велик:

‒ История семьи — выполняя проектную работу, учащийся сможет освоить навыки поисковой деятельности, научиться проводить интервьюирование, обобщать информацию. Продуктом такого проекта может стать семейный альбом с фотографиями и историями или семейная летопись. Более того, учащемуся необязательно освещать историю именно своей семьи.

‒ История одного здания, история одной улицы —такой проект сможет вовлечь ученика в изучение истории малой родины на основе материальных памятников культуры. Ученик приобретет знания о архитектуре, истории города, навыки аналитической работы, работы с фотоматериалами. Также в качестве продукта могут выступить брошюра-путеводитель (фотоальбом) по улице, району, известным архитектурным памятникам города.

‒ История одного героя — такой проект поможет воспитать у учащихся чувство патриотизма и ответственности за судьбу своей родины. Учащийся, в своём проекте, может рассказать о героях Великой Отечественной войны. Продуктом такого проекта может стать памятный альбом, который станет весомой частью экспозиции, подготовленной в школе к памятным датам.

‒ Родной край в памяти веков — в рамках такого проекта учащиеся смогут осветить историю родного края, выбрав для себя наиболее интересный период истории. Метод проектов — один из методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. И в этом плане краеведческий компонент не только дает учащимся теоретические знания, но и активно включает их в работу, позволяет провести самостоятельное, в большей степени практическое исследования по истории. Приобщение детей к истории и культуре родного края развивает в них чувство ответственности, патриотизма, трудолюбие, наблюдательность, дружелюбие, заинтересованность и помогает не только в реализации системно-деятельностного подхода, но и влияет на формирование человека-гражданина своей страны.



3