СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Край, в котором ты живёшь (программа по внеурочной деятельности)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Край, в котором ты живёшь» носит выраженный краеведческий характер.В ходе этого курса учащиеся познакомятся с особо охраняемыми природными территориями, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Программа  содержит систему практических, творческих  заданий, направленных на достижение  личностных,  метапредметных и предметных  результатов: 

Просмотр содержимого документа
«Край, в котором ты живёшь (программа по внеурочной деятельности)»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 6

города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области

445366, Российская Федерация, Самарская область,

городской округ Жигулевск, город Жигулевск, ул. Никитина, д.18


Утверждаю Согласовано Рассмотрено МО учителей

Директор ГБОУ СОШ № 6 зам. директора по УВР

_____________ Н.В.Самойлов ___________ С.Н.Рысина _______Н.В.Ряполова

Протокол № 1 от Протокол № 1 от

«__ » ___________2014г. «29»августа 2014г. «29» августа 2014г.





Рабочая программа (авторская)


по внеурочной деятельности «Край, в котором ты живёшь»

для 5 «В» класса

на 2014-2015 учебный год



Учитель: Омшина Елена Витальевна


Количество часов в год 34 ч

В неделю 1 ч


Планирование составлено на основе ФГОС_ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.

















г. Жигулёвск

2014/ 2015 учебный год

Аннотация


В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет, по крайней мере, одну общую особенность – она всегда протекает на определенной территории. Ее особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину.  

Курс «Край, в котором ты живёшь» носит выраженный краеведческий характер. Краеведение – это познание современной действительности, формирования ценных духовных качеств личности. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т. е. учащиеся под руководством учителя знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края. В ходе этого курса учащиеся познакомятся с особо охраняемыми природными территориями, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края.


Цель курса: систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма.


Задачи курса:

  1. Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для ценностного, социально-культурного саморазвития личности;

  2. Через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей учащихся;

  3. Приобщать учащихся к социальному опыту и нравственным ценностям народов, проживающих на территории родного края;

  4. Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.

Организация учебного процесса:

Программа курса «Край, в котором ты живёшь» предназначена для учащихся пятого классов.

Продолжительность обучения: 34 часа.

Количество занятий в неделю: 1 час.

Курс имеет практико-ориентированную направленность, формы занятий разнообразны: беседы, игры, практикумы, мастерские, тренинги, проектная деятельность и др. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту учащихся 5 классов. Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении творческих работ. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения. Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать. Происходит развитие не только практических умений, но и общеучебных умений. Так как проведение лекционных занятий в 5 классе не соответствует возрасту учащихся, знакомство с новым материалом проводится в форме вопросов и ответов, с использованием игровых моментов. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов.
















Результаты обучения:


Программа содержит систему практических, творческих заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:


Личностные результаты:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • Осознание ценности экологического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в окружающей среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.


Метапредметные результаты:

  • Личностные УУД:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону.

  • Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умение управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

  • Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

  • Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)



Предметные результаты:

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов окружающей среды, в том числе её экологических параметров;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации экологической информации;

  • формирование представлений об особенностях природных явлений на территории Самарской Луки.


Требования к уровню усвоения учебного материала:


В результате изучения программы курса «Край, в котором ты живёшь» учащиеся должны:

Знать:

  • содержание основных понятий и терминов;

  • природные комплексы края, растительный и животный мир;

  • заказники области, животные и растения Красной книги родного края.

Называть и показывать на карте:

  • границы и размеры территории Самарской Луки, НП «Самарская Лука», Жигулёвского государственного заповедника им. И.И Спрыгина.

Объяснять:

  • процессы и явления, происходящие на территории области;

  • особенности экологической ситуации территории.

Прогнозировать: 

  • тенденции изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека.














Учебно-тематический план

п/п

Тема

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

Раздел I. Введение (2 ч.)

1

Вводное занятие.

Цели, задачи, содержание курса.

1

1


2

Просмотр и обсуждение мультфильма «Пока не поздно».

1


1

Раздел II. Национальный парк «Самарская Лука» (11 ч.)

3

Что такое ООПТ, их виды.

1

1


4

Национальный парк «Самарская Лука»: начальные сведения.

1

1


5

Растительность нашей местности.

1

1


6

Животный мир родного края.

1

1


7-8

Создание кроссворда с иллюстрациями «Люби и знай родной свой край!».

2


2

9-10

Экскурсия в учебно-просветительский центр «Домик Лисы»

2


2

11

Конкурс рисунков на асфальте «Друзья Самарской Луки»

1


1

12-13

«Легенды и были Жигулей»

Конкурс рисунков

2

1

1

Раздел III. «Жигулёвский государственный заповедник им. И.И. Спрыгина» (9 ч.)

14

Просмотр документального фильма «Жигулёвский государственный заповедник имени И.И. Спрыгина».

1


1

15

История создания и деятельности заповедника.

1

1


16

Географическое положение заповедника. Работа с контурной картой.

1


1

17-18

Животные и растения Жигулёвского заповедника, занесённые в Красную Книгу.

2

1

1

19

Просмотр мультфильма «Метаморфоз».

1


1

20

Игра «Полюбите лягушку».

1


1

21

«Моё любимое животное» - конкурс рисунков.

1


1

22

«Лес боится огня!» - конкурс рисунков.

1


1

Раздел IV. Исследовательская работа (11 ч.)

23

Зимующие птицы Самарской Луки.

1

1


24-26

Наблюдение за птицами на кормушках.

3


3

27-29

Подготовка к участию в областном конкурсе научно-исследовательских работ по естествознанию для учащихся «Мир, в котором я живу».

3

1

2

30

Подготовка фотографий для участия во Всероссийском детском экологическом форуме «Зелёная планета-2015».

1


1

31

Участие во всероссийском интернет-конкурсе «Живая карта»

1


1

32

Участие в областной экологической акции «День птиц»

1


1

33

Участие в областной экологической акции «День Земли»

1


1

34

Защита проектов. Подведение итогов.

1


1


Итого

34

10

24













































УМК

Литература:

  1. Бабенко В.Г. Редкие птицы России. По страницам Красной книги / Москва : Аванта : АСТ, 2013.

  2. Вестник «Самарская Лука». Издание для Друзей Самарской Луки: октябрь, декабрь 1997 г., март, август, октябрь 1998 г., март, октябрь 1999 г., № 2-3 2009 г.

  3. Жигулевский заповедник (в помощь учителю) / Бахилова поляна, 1998.

  4. Как прекрасен этот заповедный мир: сборник экологических стихотворений, рассказов, сказок. _ Жигулёвск: ОРФ «Самарская Лука». – 2006.

  5. Образовательные экологические игры / Под ред. С.В.Саксонова. Бахилова Поляна: Жигулевский государственный заповедник им. И.И.Спрыгина, 1998.

  6. Полетаев Ю.Л., Губернаторова И.В. Лис Лисыч, Железная Загрязнюка, Куча Мусора и другие (сказки Лис Лисыча)/Национальный парк «Самарская Лука. Эколого-просветительский центр «Самарская Лука». Общественный региональный фонд «Самарская лука». – Жигулёвск 2010.

  7. Тихонов А.В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2010.

ЭОР:

  1. Диск «Введение в охрану природы». Презентации. Пособия. Справочники. Фильмы. Центр охраны дикой природы. Москва, 2013.

  1. Диск «Заповедники и национальные парки России».

  1. Диск «О Самарской Луке – с любовью (зарисовки натуралиста)». ФГУ Национальный парк «Самарская Лука», 2008.

  2. Диск «Программа «Мир заповедной природы». Сборник учебно-методических материалов. Экоцентр «Заповедники».