ПРЕДМЕТ: Русский язык РАЗДЕЛ 6: Спорт и диета. Тема: Спорт-это здоровье. Местоимение. Разряды местоимений. УРОК №: 1 | Школа: |
ДАТА: | Имя учителя: Бальшикбаева Асемгуль Аманжоловна |
КЛАСС: 6 (Я1 ) | Количество присутствующих: | отсутствующих: |
Цель (и) обучения, которым способствует данный урок | 6.1.6.1. СГ - Оценивать прослушанный материал с точки зрения содержания, структуры высказывания и логики изложения материала. 6.2.5.1. Ч – Формулировать вопросы, оценивающие текст с точки зрения актуальности, ценности, качества и полезности. |
Цели урока | Все учащиеся будут уметь оценивать прослушанный материал с точки зрения содержания, структуры высказывания и логики изложения материала. Большинство учащихся будут приводить аргументы при высказывании своих мыслей, определять местоимения, разряды местоимений Некоторые учащиеся будут уметь использовать полученные знания для анализа, оказывать помощь другим учащимся в формулировании проблемных вопросов. |
Языковая цель | Учащийся смогут - дать понятие о местоимении как части речи, формировать умение узнавать местоимения, характеризовать их, по разрядам, - развивать навыки устной речи и формулирования вопросов, расширять; -использовать конкретную предметную лексику и терминологию, слова, связанные с темой «Спорт-это здоровье»; Предметно-специфический словарь и терминология: спорт, здоровье. Полезный набор фраз для создания вопросов: Как вы думаете…Учёные считают ли …По мнению исследователей… Если обратиться к истории…Существуют ли мнения… |
Привитие ценностей | - развитие коммуникативных навыков общения; - реализация права личности самостоятельно оценивать события и делать собственные выводы. -уважение к спорту как к уникальному природному компоненту здоровья |
Межпредметные связи | География, биология, естествознание |
Информационно-коммуникационные технологии | Презентация, аудиозапись, видеозапись |
Предшествующее обучение | Данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих уроках. Учащиеся имеют представление о спорте. Знают о местоимениях с начальной школы. |
План |
Запланированное время | Запланированные задания | Ресурсы |
Классный распорядок 2 мин | 1. Организационный этап. Приветствие. -Здравствуйте! Сәлеметсізбе! Good Morning (полиязычие) Психологический настрой. «Комплимент» Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента. Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Участники стоят в двух кругах внутренний и внешний. Внутренний круг говорит комплименты внешнему кругу. А внешний круг не забывает благодарить и мило улыбаться, принимать комплименты. А потом меняются ролями. Сторона, которая принимает комплимент говорит словами «Да это так!» «Все верно» Анализ упражнения: 1.настроение поднялось? 2.что приятнее: принимать или дарить комплименты. |  |
Начало: 3 мин | Актуализация знаний 2.ВЫЗОВ. «Мозговой штурм». Цель: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь учащимся самим определить тему. Просмотр презентации слайд 1« Спорт-это здоровье» Слайд 2 «Местоимение» Вопросы: 1.Какое настроение вызвал у вас просмотр сладов? 2.Что вы увидели? 3.Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Обратная связь Учащиеся рассуждают и, таким образом, называют тему урока - «Спорт-это здоровье. Местоимение. Разряды местоимений» ФО «Словесная оценка». | Презентация Слайд 1 «Спорт-это здоровье» http://images.myshared.ru/9/899747/slide_8.jpg Слайд 2 «Местоимение» https://allyslide.com/thumbs_2/574f7aeb0c24b0c0a47a60fe11a78b8e/img4.jpg Слайд 3 «Разряды местоимений» |
Середина: 31 мин | Игра «Собери пазл». Ученикам раздается элемент картинки и проводится игра «Собери пазл». Деление на три группы: 1 гр «Футбол» 2 гр «Волейбол» 3 гр «Баскетбол» -Присаживайтесь, ребята, на свои места, устраивайтесь хорошо. Обратите внимание на эпиграф к уроку, прокомментируйте. Эпиграф к уроку Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты есть сама жизнь. Ты самое большое богатство в мире. А. Сент – Экзюпери. - Определите цель занятия по данной теме. Вопросы: 1.Каковы ваши ассоциации после прочтения эпиграфа? 2. Почему автор называет воду самой жизнью? 3. Каковы цели, задачи урока и ваши личные? 4.Запишите тему урока «Вода – ты сама жизнь!» и эпиграф в тетради. Ознакомиться с информацией из различных источников, определить их актуальность, достоверность, противоречивость, сопоставить информации текстов, доказать их актуальность, найти противоречивость, достоверность, привести аргументы при высказывании своих мыслей, составить Диаграмму Венна. Предлагается материал: Для всех групп Текст № 1. Вод а – одно из главных богатств на Земле… Текст №2. Госпрограмма «Ақ бұлақ-2020» – вода в каждый дом Для группы «Химики» Текст №1. Влияние воды в жизни человека Вода не просто переходит из одного природного компонента в другой… Текст №2 Окружающая среда в развивающихся странах ежегодно "поглощает" огромное количество вредоносных химических веществ… Для группы «Экологи» Текст №1. Загрязнение воды Вода – основа жизни всех живых организмов на Земле… Текст №2 Статья по географии "Экологическое состояние водных ресурсов Центрального Казахстана" Критерии | Дескрипторы | 1.Извлекать и синтезировать информацию из интернета, определяя ее актуальность, противоречивость, достоверность | -знакомится с информацией из разных источников, - сравнивает противоречивые точки зрения, - представляет аргументы, -доказывает, защищает свою точку зрения, - составляет Диаграмму Венна, -составляет рекомендации для населения(экологи), представителям аграрного производства (биологи), ученым химического производства (химики). | ФО. Взаимооценивание «Комментирование» 2.Задание На основе составленных аргументов по текстам, применяя ключевые слова, написать эссе-рассуждение по теме «Вода, ты - сама жизнь!» , рассматривая одну из сторон проблемы, в объеме 200 слов. Критерии | Дескрипторы | Создать целостное письменное высказывание на заданную тему | -пишет эссе-рассуждение, аргументируя точку зрения, в объеме 200 слов; -учитывает актуальность, достоверность, противоречивость информации; -соблюдает логику и последовательность; -соблюдает орфографические и пунктуационные нормы. | Обратная связь Группы представляют эссе-рассуждение, где выражено свое видение решения проблемы, аргументированное выражение своих мнений. ФО, По листу самооценивания. Физминутка ФО. Техника «Светофор». 3. Дифференцированное задание по текстам (по выбору). Используя предложенную таблицу об односоставных предложениях, выписать от 2-3 до 5-6 предложений, обосновать свой ответ - метод пяти вопросов (Как? Почему? Для чего? Что?),: Группа «Химики» - Односоставные предложения; Группа «Биологи» - Определенно-личные предложения; Группа Экологи» - Назывные предложения. Критерии | Дескрипторы | 1. Выбрать из текста односоставные, определенно-личные, назывные предложения | -выписывает из текста односоставные, определенно-личные, назывные предложения, обосновывает свой ответ | ФО, взаимооценивание - Метод большого пальца ФО, оценивание со стороны учителя «Две звезды, одно пожелание» | Картинки, разрезанные на части, которые необходимо сложить, впоследствии создав группу.  «Футбол»  «Волейбол»  «Баскетбол» Приложения (тексты) Памятка «Как писать эссе-рассуждение» тезис Всем известно, что… . Я считаю, что … . По-моему, … . Во-первых, … . Во-вторых, … . Моими аргументами будут..., Может быть, … . Мне кажется, … . Значит, … . Итак, … . Из сказанного выше следует, что … , «Можно сделать вывод о том, что…». Критерии: 5 б =  3-4 б =  0-2 б =  Карточки зеленого, желтого и красного цветов https://vk.com/video278579259_170647370 |
Конец: 5 мин | Домашнее задание (Дифференцированное) 1.Создать буклет «Правила бережного отношения к воде»; 2.Написать оду Воде; 3.Письмо-обращение человечества к Ее Величеству Воде. | |
Классный распорядок: 1 мин | Рефлексия Учащиеся заполняют пирамидальную таблицу, где обозначают знаком « +» графу, соответствующую их уровню получения знаний. | |
Приложения
Приложение 1.

1 гр «Футбол» 2 гр «Волейбол» 3 гр «Баскетбол»
Приложение 2.
Текст № 1
С раннего детства мой отец привил мне желание играть в футбол. Не первый год с папой по вечерам мы выходим на футбольное поле возле моей школы и бьем друг другу по воротам, придумываем новые финты и обводки с мячом. Можно сказать, что мой отец - личный футбольный тренер. Навыки, которые я приобретаю, занимаясь футболом с папой, я применяю, когда участвую в разных школьных футбольных соревнованиях. Я очень рад, что занимаюсь этим видом спорта. Он укрепляет не только тело, но и дух. Футбол помогает также найти общий язык с ребятами, с которыми ты играешь в команде. Футбол помогает сплотиться с ними на футбольном поле и стать единым целым. Футбол для меня – то, что я никогда не брошу. Я всегда буду совершенствоваться в этом замечательном виде спорта.
Текст №2
Наряду с восстановлением нормального качества питьевой воды важнейшей задачей сегодняшнего дня, считают эксперты ЮНЕСКО, является возрождение к жизни тех районов в афро-азиатских странах, которые из-за отсутствия воды, некогда изобиловавшей там, превратились в мертвые зоны.
Решению этой задачи помогают такие международные организации, как ЮНЕСКО, а также финансовые учреждения ряда развитых стран. ЮНЕСКО при финансовой поддержке Германии осуществляет проект возрождения древних городов Мавритании. Деятельное участие в проекте принимает специально созданный Мавританией Национальный фонд спасения древних городов, К их числу относятся Шингетти, Тишит, Вадан, Валата. Эти города когда-то были ключевыми пунктами на торговом пути между средиземноморским побережьем Африки и Югом Саха-ры. Ныне из-за отсутствия достаточного количества воды они умирают.
Их упадок начался тогда, когда потерял свое значение торговый путь через пустыню Сахару.
Особенно тяжелые дни переживает город Вадан. Еще недавно оазис, в котором он расположен, считался довольно процветающим районом. Но вот уже много лет он страдает от отсутствия воды и наступающих на него песков. За последние 10 лет территория Вадана сократилась на половину и составляет только 59 гектаров. Мужское население Вадана, не находя применения своим силам, устремилось на север в поисках работы на шахтах или эмигрировало в такие большие мавританские города, как Наудибу или Нуакшот. Сейчас в Ва-дане проживает не более четырех тысяч человек.
Кампания по спасению городов Мавритании началась в 1981 году. Ее цель - обеспечить их питьевой водой и таким образом возродить в них производство и торговлю, что приведет к оживлению городской жизни.
Осуществляемый по инициативе ЮНЕСКО проект предусматривает сооружение широкой сети артезианских скважин (колодцев) и каналов с целью орошения истосковавшихся по влаге земель, а также оказание крестьянам помощи в приобретении сельскохозяйственной техники и семян, Это позволит вернуть к жизни пальмовые рощи оазисов указанных городов, что обеспечит получение крестьянами урожаев овощей и зерновых культур, в частности, популярной здесь пшеницы.
Претворяемый в жизнь в Мавритании проект - один из примеров, свидетельствующих об огромной роли, которую играет вода в возрождении к жизни умирающих оазисов.
Большое значение для рационального использования водных ресурсов, как считают ученые-гидрологи, имеет расширение знаний о них, более глубокое исследование имеющихся на планете запасов воды, пригодной для удовлетворения нужд человека. С этой целью Всемирная Метеорологическая Организация (при поддержке ЮНЕСКО и Всемирного банка) выдвинула предложение о создании международной организации, задача которой заключалась бы в сборе данных о наличии в мире ресурсов пресной воды и выработке рекомендаций по их разумному использованию человеком, промышленностью и сельским хозяйством.
Текст № 1 (Биологи)
Вода – источник жизни
Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Организм человека пронизан миллионами кровеносных сосудов. Крупные артерии и вены соединяют друг с другом основные органы тела, более мелкие оплетают их со всех сторон, тончайшие капилляры доходят до каждой отдельной клетки. Копаете ли вы яму, сидите ли на уроке или крепко спите, по ним беспрерывно течет кровь. Для чего же нужна кровь? Кровь соединяет разные части тела в единую систему, в слаженный и работоспособный организм.
Такая же кровеносная система есть и у нашей планеты. Кровь Земли – это вода, а кровеносные сосуды – реки, ручьи, озера. Вода на земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека, и, как недавно заметили ученые, структура речной сети очень похожа на структуру кровеносной системы человека.
Вода - важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Насколько важна вода, свидетельствует тот факт, что ее содержание в различных органах составляет 70 - 90%. С возрастом количество воды в организме меняется. Трехмесячный плод содержит 90% воды, новорожденный 80%, взрослый человек - 70%. Вода присутствует во всех тканях нашего организма, например:
· Мозг содержит - 75 %
· Сердце - 75%
· Легкие - 85%
· Печень - 86%
· Почки - 83%
· Мышцы - 75%
· Кровь - 83%.
Вода действительно является источником жизни на земле – ни одна клетка живого организма не может без нее существовать. Вода участвует в процессе дыхания, так как дышать сухим воздухом человек может относительно недолго. Вода выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины. Доставляет в клетки кислород и питательные вещества (минеральные соли, витамины). Внутриклеточная жидкость регулирует температуру тела и не дает клеткам слипаться. Кроме того, она служит смазкой для суставов и костей, защищает от ударов внутренние органы. Внутриклеточная жидкость необходима для восстановления и исцеления организма природным способом, созданным Богом.
Значение воды для человека настолько велико, что для нормальной жизнедеятельности ему необходимо выпивать более 1,5 – 2 литра в день.
Интересно! Поскольку в мышцах содержится больше воды, чем в жире, то, чем мы стройнее, тем больше воды в нашем теле.
Недостаток воды тяжело переносится организмом. Обезвоживание способствует развитию многих болезней.
Следовательно, если содержание воды окажется хоть немного ниже нормы, это вызовет те же последствия, что и недостаточный полив для огорода. Конечно, многие овощи будут продолжать расти, но их состояние окажется далеким от идеального, а некоторые растения вообще засохнут. Увидеть обезвоживание невозможно, но оно чувствуется.
Текст № 2. (Биологи) Госпрограмма «Ақ бұлақ-2020» – вода в каждый дом
Проект реализуется как практическая помощь Государственной программе «Ақ бұлақ», утверждённой на 2011-2020 годы.
Напомним, что основная цель программы «Ақ бұлақ-2020» —обеспечение населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества, внедрение системного подхода при строительстве новых объектов водоснабжения и реконструкции действующих, обеспечение эффективной эксплуатации систем водоснабжения населённых пунктов. Реализация её пройдёт в два этапа. Первый рассчитан на 2011-2015 годы, второй — на 2015-2020 годы.
По статистике, сегодня только 67 % населения имеет доступ к качественной питьевой воде и 47 % — к системам водоотведения. Более того, к 2040 году ожидается увеличение безвозвратного потребления воды на коммунально-бытовые нужны, при этом нехватка доступной питьевой воды, водоотведения и очистки сточных вод усугубляется плачевным состоянием коммунальных сетей.
Напомним, эта программа не первая в Казахстане: с 2003 по 2010 год в республике действовала программа «Питьевые воды», однако выделенные из республиканского бюджета средства так и не принесли желаемых результатов. В Восточном Казахстане то и дело всплывали скандальные дела, связанные с разворовыванием бюджетных денег по программе «Питьевые воды».
— Очень много денег зарыто в землю! — жаловались ещё в 2011 году жители посёлка Новоявленка. — Вместо новых труб используются бэушные, деньги распиливаются, списываются.
На прошедшем семинаре этот вопрос затронул однаин из экспертов:
— У нас уже были случаи, когда реализацию программы никто не контролировал. Я знаю село, где водопровод бросили, а воды нет до сих пор. И здесь одно из предложений, чтобы население, которое обучат представители общественного центра, само контролировало проводимую в их населённых пунктах работу, отслеживало состояние труб, чтобы люди проверяли, те ли трубы им устанавливают, правильно ли их соединяют.
Как заявил Игорь Петраков, автор Водного кодекса РК, советник председателя Комитета по водным ресурсам Министерства окружающей среды и водных ресурсов РК, для предотвращения нецелевого использования выделяемых средств исполнение программы «Ақ бұлақ» будет мониторить Генеральная прокуратура республики. А также добавил, что представленный проект очень полезен, и то, что к работе будут привлечены инициативные группы из местных жителей, — огромный плюс.
Как рассказала эксперт по Акмолинской области Людмила Петрова, после программы «Питьевые воды» было выявлено много нарушений: неправильное утепление сетей, высокая стоимость работ, подача некачественной воды и другие.
— Цель нашего проекта — сделать так, чтобы жители участвовали от стадии планирования до сдачи объекта в эксплуатацию, чтобы они всё время держали руку на пульсе. Кроме того, в селе Маншук нам удалось снизить стоимость работ с 85 000-90 000 до 25 000-30 000 тенге. То есть цены при прежней программе подрядчик завышал очень сильно. Мы тесно сотрудничаем с акиматами, отделами строительства и ЖКХ, партией «Нур Отан», сообщаем о проблемах на местах, и они реагируют: принимаются меры, многое меняется.
Согласно планам проекта, в Акмолинской области для реконструкции водопроводных сетей и доводки водопровода в дома представителей уязвимых слоёв населения выбраны следующие населённые пункты: сёла Маншук (Целиноградский район), Подгорное и Запорожье (Жаксынский район).
В Алматинской области — село Каргалы Жамбылского района (доводка водопровода), село Унгуртас того же района (строительство систем для сбора дождевой и талой воды).
Хочется добавить, что программа «Ақ бұлақ», как и всегда, дело благое, но принесёт ли она нужные результаты, будет во многом зависеть от работы проверяющих органов.
Хочется добавить, что программа «Ақ бұлақ», как и всегда, дело благое, но принесёт ли она нужные результаты, будет во многом зависеть от работы проверяющих органов.
Текст №1 (Экологи)
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ (группа – экологи)
Вода – основа жизни всех живых организмов на Земле, одно из главных богатств на Земле. Издавна человек селился рядом с водоёмом. Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 2-х литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи и так далее.
В последние годы экологи всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного отношения человека к водным ресурсам на Земле происходят большие изменения вредные для здоровья человека, приводящие к гибели животных и растений.
Наше государство старается охранять водные ресурсы. Действуют законы, которые предписывают гражданам нашей страны правила обращения с водными ресурсами и использования воды в технических целях, чтобы сохранить её в чистом виде для будущих поколений людей, для растений и животных. Но встречаются нарушители законов, которые не думают не только о других людях, даже и о собственном здоровье.
Вода должна быть чистой! К сожалению, мало делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы.
Часто встречаются случаи, когда большие заводы и фабрики выбрасывают свои отходы прямо в реку или озеро, когда в воду попадают различные продукты химии, яды, нефть, бытовой мусор.
Загрязнение воды
Берега рек часто превращаются в свалку. В загрязнённой воде погибает всё живое: рыба, раки, растения. Река болеет, и её воды не могут быть использованы человеком.
В сельском хозяйстве люди применяют удобрения и ядохимикаты. Дождевая вода переносит часть их в водоёмы. Вот и опасное загрязнение воды! Работники сельского хозяйства всегда должны правильно хранить и использовать эти вещества!
Загрязнение реки нерастворимым осадком
Теперь представим такой случай. Водитель помыл свой автомобиль или мотоцикл в реке или озере. В воду попали бензин, смазочное масло. Нам неприятно будет купаться в такой воде. А как будут чувствовать себя в ней мальки рыб и другие обитатели водоёма? Многие из них погибнут. Нужно помнить: нельзя мыть в водоёмах машины, мотоциклы и даже велосипеды.
Как люди загрязняют воду
Очень часто люди бросают в водоёмы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое. Представьте, как это опасно для людей, купающихся в водоёме, а особенно для тех, кто ныряет. В больницы нередко доставляют людей, получивших тяжёлые травмы.
Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов
Загрязнённый водоём
Однажды ученые исследовали участок речного дна длиной 5 км и обнаружили:
14 крупных железобетонных плит,
16 больших труб,
34 куска рельсов,
9 мотков колючей проволоки,
27 изогнутых железных листов,
43 огнетушителя,
18 пил,
31 топор,
112 санок,
36 сковородок,
108 котелков, чайников и кастрюль,
27 утюгов,
2486 разбитых бутылок,
814 разбитых стеклянных банок,
2214 консервных банок и много другого мусора.
Никогда не выбрасывайте в воду мусор! Не оставляйте его и на берегу, потому что он с берега может легко попасть в воду.
Необходимо каждому из нас – людей – изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции. Ведь даже мы – школьники – можем участвовать в этом важном деле: принимать участие в субботниках по уборке, благоустройству берегов, пляжей, мест отдыха, бережно и экономно расходовать воду.
Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Воды на Земле одновременно и много и мало.
Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. А если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одного цвета – голубого. А вы знаете, насколько глубоки моря и океаны?
Если бы на дно можно было спуститься на лифте, то пришлось бы ехать 5 часов, а с 10-этажного дома – всего за 1 минуту!
Но оказывается, морская солёная вода непригодна для питья и для многих технических производств и сельского хозяйства. А пресной воды существует мало.
Многие государства мира испытывают недостаток в питьевой воде. Учёные подсчитали, что её количество настолько мало, что на каждые сто литров солёной воды приходится всего лишь один литр пресной.
Представьте себе сразу 500 литровых банок, наполненных водой. Они, наверное, даже не поместились бы в этом классе. Вот столько воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка толщиной всего лишь со спичку.
Таким образом, главная жидкость нашей планеты - вода Мирового океана загрязняется и меняет свои свойства. А это означает нарушение круговорота воды в природе, а нарушение круговорота воды приводит к гибели жизни на Земле. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистные сооружения.
Каждый человек должен беречь воду!
ОХРАНА ВОДОЁМОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
В реках и других водоемах происходит естественный процесс самоочищения воды. Однако он протекает медленно. Пока промышленно- бытовые сбросы были невелики, реки сами справлялись с ними. В наш индустриальный век в связи с резким увеличением отходов водоемы уже не справляются со столь значительным загрязнением. Возникла необходимость обезвреживать, очищать сточные воды и утилизировать их.
Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Интересно, что во многих очистных сооружениях помогают очищать воду особые микробы, не опасные для людей. Эти микробы обезвреживают ядовитые вещества.
Сейчас строятся и такие предприятия, которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют, затем опять очищают и опять используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду. Это самые современные предприятия, и их становится всё больше.
Для очистки жидких стоков применяют специальные системы очистных сооружений. Для очистки бытовых стоков, а также для каждого предприятия проектируются свои очистные сооружения.
Охрана вод представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, их рациональное использование. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается экологическое благополучие водных ресурсов. Водное законодательство регулирует не только водопотребление, но и условия, которые должны соблюдаться на территориях, прилегающих к водоемам.
Текст №2 (Экологи) Статья по географии "Экологическое состояние водных ресурсов Центрального Казахстана"
Центральный Казахстан - крупный промышленный район. На сегодняшний день здесь сосредоточенно несколько сотен предприятий многих отраслей промышленности, которые не только производят различную продукцию, но и интенсивно загрязняют окружающую среду. Высокая концентрация экологически грязного промышленного производства, совместное размещение промышленных предприятий и жилых районов без учета экологической безопасности привел к тому, что население этих районов живет в зоне постоянного действия этих вредных производств и их отходов. Сложность экологической ситуации района углубляется еще и тем, что рядом с ним действовал Семипалатинский ядерный полигон.
Поэтому экологические проблемы сегодня в один из важнейших факторов, который оказывает влияние не только на развитие народного хозяйства, но и на саму жизнь людей нашего региона. Решение экологических проблем – это решение проблем выживаемости всего населения Центрального Казахстана.
Вызывает серьезную тревогу состояние водных ресурсов. Многие районы уже сейчас испытывают дефицит воды.
Сложная экологическая обстановка усугубляется и неудовлетворительным состоянием очистки промышленных и хозбытовых стоков, которые приводят к загрязнению поверхностных водоемов. Сточные воды в Центральном Казахстане проходят очистку на 92 очистных сооружениях. Практически не работают очистные сооружения во многих сельских районах, перегружены очистные сооружения городов Караганды и Сарани.
Сложная экологическая обстановка усугубляется и неудовлетворительным состоянием очистки промышленных и хозбытовых стоков, которые приводят к загрязнению поверхностных водоемов. Сточные воды в Центральном Казахстане проходят очистку на 92 очистных сооружениях. Практически не работают очистные сооружения во многих сельских районах, перегружены очистные сооружения городов Караганды и Сарани.
Сброс недостаточно очищенных стоков промышленных предприятий в реку Нуру привел к накоплению загрязняющих веществ в донных отложениях, наиболее токсичными из которых является ртуть (по данным института минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов г. Москвы, ее накопилось около 150 тонн). Очистка донных отложений р. Нуры остается актуальной проблемой региона, которая до настоящего времени не решается.
Приложение №3
тезис
Всем известно, что… .
Я считаю, что … .
По-моему, … .
Во-первых, … .
Во-вторых, … .
Моими аргументами будут...,
Может быть, … .
Мне кажется, … .
Значит, … .
Итак, … .
Из сказанного выше следует, что … ,
«Можно сделать вывод о том, что…».
Приложение №4
Приложение №5